«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

краткаго поученія съ цѣлію устно его произнести, то живое, убѣжденное, отъ души и сердца,

простое чтеніе его предъ слушателями не останется безъ великой нравственной пользы

для нихъ.

Такимъ образомъ при сознаніи всей важности долга церковнаго учительства не будетъ

существовать никакихъ препятствій къ постоянной проповѣди.

Пр е д и с л о в і е . Г

вѣди, понимаемой не въ строгомъ смыслѣ „живого14 церковнаго слова, „импрови-

заціи“, а въ смыслѣ устнаго произношенія готоваго поученія, приноровленнаго

къ такому произношенію, — въ третьихъ — пособіемъ для составленія

словъ, поученій, бесѣдъ, рѣчей и т. под. видовъ церковной проповѣди,—въ

четверт. пособіемъ для веденія внѣбогослужебныхъ собесѣд. съ народомъ,—

въ пятыхъ—книгою для назидат. чтенія на каждый „день христіанина11. Скажемъ

о каждомъ назначеніи нашей книги въ частности.

I. Что настоятельная потребность въ усиленной церковной проповѣди,

а слѣдовательно и въ соотвѣтственномъ сей потребности полномъ сборникѣ

церковныхъ поученій существуетъ въ настоящее время, это можно видѣть

изъ распоряженія Св. Сѵнода о введеніи повсемѣстныхъ собесѣдованій о предметахъ

вѣры и нравственности и изъ отзывовъ духовной періодической печати,

которая чутко слѣдитъ за духовными потребностями современнаго общества.

Приведемъ относящееся сюда опредѣленіе Св. Сѵнода. „Нынѣ при усилившейся

всюду потребности въ просвѣщеніи ума и сердца, при умноженіи

.ложныхъ ученій и самочинныхъ учителей, отвращающихъ юныя души отъ

послушанія вѣры,—настоитъ великая нужда церковнаго наставленія для православнаго

народа, и доколѣ есть невѣдущіе, заблуждающіе, должны быть и

наставники. Апостолы святые указали намъ, кто эти наставники, обязанные

просвѣщать народъ, кто сіи лица, отвѣтственныя за его невѣжество. Правило

апостольское 58 гласитъ: „епископъ, или пресвитеръ, не радящій о

причтѣ и о людехъ, и не учащій ихъ благочестію, да будетъ отлученъ11. Но