«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

подаждь намъ вѣнецъ живота!—Нѣтъ,

братія, можетъ случиться, что это само-

испытаніе, кажущееся такъ удовлетворительнымъ

по важности предметовъ

и благовидности выраженій, окажется

неполнымъ и ненадежнымъ, если продолжимъ

испытывать себя не поверхностнымъ,

а проницательнымъ взоромъ,

и если станемъ повѣрять мысль и слово

дѣломъ и опытомъ.

Истина лучше откроется, если спросимъ

себя: пріобрѣли-ль мы вѣрность

христіанскимъ обязанностямъ до смертію,

подобно тому, какъ стяжали ее

св. подвижники и мученики?

Смертный приговоръ за вѣрность

Христу св. мученики выслушивали съ

радостію: съ мирною молитвою прек-

М ѣ с я ц ъ Ф е в р а л ь . 103

доняли голову подъ мечъ, или метаемые

на нихъ камни; не могли поколебать

ихъ вѣрности ни прельщенія чувственными

удовольствіями, или видами корысти

и славы человѣческой, ни угрозы,

ни темницы, ни отъятіе имѣнія,

ни осужденіе на тяжкія работы, ни

разнородныя мученія изобрѣтательной

злобы,—эта медленная, нерѣшительная

смерть, противъ которой непоколебимо

устоять труднѣе, нежели противъ рѣшительной,

мгновенной смерти.

Подобные опыты вѣрности способны

ли выдержать люди, которые, думая

быть вѣрными Христу, гораздо болѣе

вѣрны своимъ прихотливымъ желаніямъ,

своимъ безотчетнымъ привычкамъ

и суетнымъ обычаямъ, своимъ страстямъ?

Напримѣръ, перенесъ ли бы

благодушно долгое темничное заключеніе

за вѣру и правду тотъ, кто не

переноситъ однодневнаго добровольнаго

заключенія въ своемъ домѣ, не для