«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
.ложныхъ ученій и самочинныхъ учителей, отвращающихъ юныя души отъ
послушанія вѣры,—настоитъ великая нужда церковнаго наставленія для православнаго
народа, и доколѣ есть невѣдущіе, заблуждающіе, должны быть и
наставники. Апостолы святые указали намъ, кто эти наставники, обязанные
просвѣщать народъ, кто сіи лица, отвѣтственныя за его невѣжество. Правило
апостольское 58 гласитъ: „епископъ, или пресвитеръ, не радящій о
причтѣ и о людехъ, и не учащій ихъ благочестію, да будетъ отлученъ11. Но
чтобы предстоятели епархій и мѣстныхъ церквей могли съ чистою совѣстію
внимать сей угрозѣ суда церковнаго, соборъ вселенскій YI постановилъ так-
же руководящее правило (19): „предстоятели церквей должны по вся дни,
наипаче же во дни воскресные, поучати весь клиръ и народъ словесамъ благочестія,
избирая изъ божественнаго писанія разумѣнія и разсужденія истины,
и не преступая положенныхъ уже предѣловъ и преданія Богоносныхъ отецъ:
и аще будетъ изслѣдуемо слово писанія, то не инако да изъясняютъ оное,
развѣ пакъ изложили свѣтила и учители церквиа .
По силѣ сего правила поученія къ народу должны быть постоянныя,
повседневныя, особенно же въ праздничные и воскресные дни, потому что
законъ божественный въ эти дни предоставляетъ свободу отъ будничныхъ
занятій и работъ. Обучать народъ должны предстоятели, которые суть: въ
цѣлой епархіи архіерей, а подъ нимъ въ каждомъ храмѣ и пресвитеры. Полянку
епископъ не можетъ самъ лично преподавать ученіе всегда и всюду
въ епархіи, то онъ и раздѣляетъ обязанность учительства съ подчиненными
ему пресвитерами, которые „учатъ не самовольно, а съ дозволенія епископа11
(Вальсам. толк. на апост. пр. стр. 119) и по повелѣнію его, для чего и
заповѣдуется въ ставленной граматѣ каждому пресвитеру: „вседушно при-
лежати чтенію писаній, и не инако сіе толковати, но якоже отцы наши
истолковали, и тако врученные ему люди учити“ .
Предметъ ученія составляютъ истины вѣры и правила нравственности,