«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

не крестить, а благовѣствовать (1 Кор. 1, 17), и потому, прибавляетъ онъ далѣе: аще благовѣствую

нѣстъ ми похвалы, нужда бо мшъ налеоюитъ: горе оюе маѣ естъ, аще не благовѣствую (—9, 16).

Проповѣдуя самъ, онъ то же внушаетъ и своимъ преемникамъ. Ученика своего Тимоѳея, епископа

ефесскаго, ОНЪ заклинаетъ Господомъ: проповѣдуй слово, настой благовременнѣ и безвременнѣ,

обличи, запрети> умали со всякимъ долютерпѣніемъ и ученіемъ (2 Тим. 4, 1— 2). Ему же И Титу,

епископу критскому, заповѣдуетъ избирать въ пастыри церкви, между прочимъ, людей способныхъ

КЪ учительству: подобаетъ епископу (и пресвитеру) бьхти учительную да силенъ будетъ и

утѣшати въ здравомъ ученіи и противящіяся обличати (1 Тим. 3, 2; Тит. 1, 9).

Ближайшіе по времени и по ревности преемники апостоловъ—пастыри церкви—смотрѣли

на учительство какъ на важнѣйшую свою обязанность, посвящая ей всѣ сбои силы. Такъ знаменитѣйшіе

изъ нихъ (свв. Василій, Григорій Богословъ, Златоустъ, Амвросій, Августинъ и др.)

оставили много намъ памятниковъ своей проповѣднической дѣятельности, какъ доказательство,

что они вѣрно слѣдовали примѣру и заповѣди 1. Христа и апостоловъ. За выполненіемъ этой

первой обязанности пастырскаго званія св. церковь слѣдила очень строго. Она требовала,

чтобы пастыри церкви непремѣнно проповѣдывали во вся дни, наипаче же въ дни воскресные (Смотр.

пр. 19, УІ вс. соб.), указывала предметъ проповѣди, внутренній характеръ (VI Всел. соб. прав.

19); мало того, за небрежное отношеніе къ этой важнѣйшей обязанности наказывала отлученіемъ

и даже изверженіемъ (Прав. ап. 58), а за ревностное прохожденіе ея сподобляла пастырей

сугубыя чести (1 Тим. 6, 17), усвояя имъ высокое титло „учителей церкви". Ботъ почему

въ христіанской церкви это названіе употребляется отъ Бременъ апостольскихъ и до нынѣ,

какъ одно изъ почетнѣйшихъ для пастырей церкви.

По примѣру древней христіанской церкви и наша русская въ своихъ постановленіяхъ

постоянно внушала пастырямъ церкви смотрѣть на проповѣдь слова Божія, какъ ва первую

свою обязанность, и за неисполненіе ея грозила страхомъ удаленія отъ священнослуженія

или отрѣшенія отъ должностей (см. предисловіе къ собранію Сѵнодскихъ поученій. Уставъ ц.

консисторій §§ 8—11, инструкцію благочин. § 23 и ставлен. грамм.).

ІГ Прѳ дис л овіѳ.

Въ частности издаваемый трудъ имѣетъ нѣсколько назначеній: во первыхъ,,