История русской философии

[6] Еще не существует хотя бы беглого, но свободного от фантастики очерка истории различных оккультных течений, которые замутняли и религиозные и идейные искания в русской интеллигенции. Не один Андрей Белый пострадал от своих увлечений антропософией.

[7] Из сочинений Мережковского, оставляя в стороне его чисто литературные произведения и его многочисленные произведения по истории религии, как "Рождение богов", "Атлантида и Европа" и др. его исторические монографии мы должны отметить: 1) "Вечные спутники", Петербург, 1899. 2) "Толстой и Достоевский", т. I и И. Петербург. 3) "Грядущий Хам", Петербург, 1906. 4) "Не мир, но меч". Петербург, 1908.

[8] "Не мир, но меч". Стр. 29.

[9] "Плоть была уничтожена (!)в христианстве". Ibid., стр. 28 - 29.

[10] "Грядущий Хам". Стр. 123.

[11] Ibid., стр. 184.

[12] "Не мир, но меч". Стр. 113.

[13] См. протоколы Рел.-фил. собраний в журнале "Новый путь" (1902 - 1903), а также в отдельном издании.

[14] "Не мир, но меч", стр. 33.

[15] "Утверждение новой религиозной безгосударственной общественности и есть новое религиозное сознание...". Ibid., стр. 207.

[16] Ibid., стр. 37.

[17] Ibid., стр. 37.

[18] См. его статью о Бердяеве в Совр. зап. LXVII (1938), стр. 204. Укажем, кстати, на литературу о Бердяеве, она очень обширна, но мы укажем лишь наиболеее существенное в ней: Антонов. Русские светские богословы. 1912; Dennert. Die Krisis d. Gegenwart (Einfuhrung in die B. Geschichtsphilosophie). Leipzig. 1928. Kopf - N. Berdiaeff. "Ibeologie d. Zeit". Folge 2. Wien, 1937; Sсhu 11ze. Die Schau d. Kirche bei Berdiaeff. Roma. 1938; Jakovenko. Deiny russ. philosophie. Лосский. Русская философия в XX веке (Зап. Рус. научи, инст. в Белграде, вып. 3 (1931). Лос-с к и и. "Вл. Соловьев и его преемники в русской религиозной философии". Путь № 2 и 3. См. также статью Федотова ("Новый журнал", № 19, 1948). См, статью Davy в Esprit (1948).

[19] См. автобиографию Бердяева ("Самосознание", Париж, 1949).

[20] О Хомякове, о Леонтьеве. Книга о Достоевском посвящена анализу идей Достоевского, но не его биографии.

[21] Сам Бердяев пишет в своей "Автобиографии": "Мое мышление интуитивное и афористическое, в нем нет дискурсивного развития мысли. Я ничего не могу толком развить и доказать" (стр. 92).

[22] Сам Бердяев отрицал в себе (см. его Автобиографию) романтизм: "Если можно назвать меня, пишет он здесь (стр. 41), романтиком, то совсем в особом смысле слова", но тут же он сам отмечает "действие иррациональных сил" в его жизни (стр. 43). "Я больше всего человек мечты", пишет он в другом месте "Автобиографии" (стр. 196), и это чрезвычайно верно.

[23] "Проблема моральной философии, пишет Бердяев в своей "Автобиографии", всегда стояла для меня в центре" (стр. 103).

[24] "Автобиография", стр. 67.

[25] Ibid., стр. 11. См. также стр. 80.

[26] См. любопытную апологию романтизма в книге "Смысл творчества", стр. 113, а, с другой стороны, острые слова против романтизма в книге "Духовный кризис интеллигенции", стр. 17. Можно было бы подобрать много аналогичных разногласий между первой и второй позицией в разных книгах Бердяева.