История русской философии

[1] "Субъективизм...", стр. 63.

[2] Ibid., стр. 118.

[3] Эта статья перепечатана в сборнике "Sub specie aeternitatis". Приведенные ниже слова стр. 70, passim.

[4] Ibid., стр. 95.

[5] Ibid., стр. 77. Как это типично для романтического самообособления Бердяева!

[6] См. характерную статью "О новом религиозном сознании" (Ibid., стр. 338 - 374).

[7] Ibid., стр. 342 ("Мы зачарованы, пишет Бердяев тут же, стр. 341 не только Голгофой, но и Олимпом, зовет и привлекает нас не только Бог страдающий, умерший на кресте, но и бог Пан, бог стихии земной... и древняя богиня Афродита".

[8] Об отвращении к "позитивному строительству жизни" см. ibid., стр. 363. Ср. "семья не оправдывается ни одним словом Христа (!)", ibid., стр. 357.

[9] "Смысл творчества", стр. 11.

[10] Ibid., стр. 71.

[11] Ibid., стр. 93.

[12] Ibid., стр. 104.

[13] "Смысл творчества", стр. 155.

[14] Поэтому Бердяев говорит ныне о "дотворческой мировой эпохе" (Ibid., стр 448).

[15] Ibid. стр. 159.

[16] Ibid. стр. 169.

[17] Ibid. стр. 230.

[18] Ibid. стр. 250.

[19] Ibid. стр. 265.

[20] Ibid. стр. 250.

[21] Ibid. стр. 323.

[22] "В благодати, которая идет от Сына Божия, действует не только Божья благодать, но и энергия человеческая, энергия вечной небесной человечности" (Фил. своб. духа. Ч. I, стр. 204).

[23] Впрочем, это новое ("теономическое") сознание все же слишком близко к "автономическому" (см., напр., слова: "Я согласен исполнить волю Божию, если Бог есть бесконечная любовь, хотя и не легко это мне" (Ibid., стр. 217).

[24] Ibid., стр. 266.

[25] "О назначении человека", стр. 18.

[26] Ibid., стр. 22.

[27] Ibid., стр. 86.

[28] См. всю главу об "этике закона" (Ibid., стр. 91 - 110).

[29] Ibid., стр. 113.

[30] Ibid., стр. 118, 131.

[31] "О назначении человека", стр. 159.

[32] Ibid., стр. 147, 149, 150.

[33] Ibid., стр. 155.

[34] Ibid., стр. 159, 160, 162.

[35] "Я" и мир объектов, стр. 48.