История русской философии

[78] Ibid., стр. 371.

[79] "Киркегард и экзист. философия", стр. 38, "Апоф. беспочвенности", стр. 4.

[80] Да будет (лат.).

[81] "На весах Иова", стр. 157.

[82] Ibid., стр. 58.

[83] Ibid., стр. 158.

[84] Ibid., стр. 220.

[85] "На весах Иова", стр. 168.

[86] Ibid., стр. 208.

[87] Ibid., стр. 215.

[88] "Киркегард и экзист. философия", стр. 194.

[89] Ibid., стр. 195.

[90] В этом отношении исключительно интересна и своеобразна реабилитация Протагора у Шестова ("На весах Иова", стр. 164 - 168, passim).

[91] "Власть ключей", стр. 36.

[92] "На весах Иова", стр. 195.

[93] Статьи о Бердяеве. Совр. записки, 1938, № 67, стр. 202.

Глава III. Кн. С. и Е. Трубецкие

1. Мы переходим к изучению мыслителей, которые хотя и связаны с религиозным возрождением в России в XX в., но творчество которых проявилось больше всего в чисто философской области. Целая плеяда ярких, высокоталантливых людей, часто исходя из совершенно различных оснований, не только связывают свои философские идеи с христианством, но пытаются религиозно осмыслить и самые пути и задачи философии. Большинство из них, совершенно не разделяя установок секуляризма, все же ставят философию и религиозный "мир" рядом: получается, таким образом, своего рода "неустойчивое равновесие" с неизбежностью перевеса, в разных точках, в одну или другую сторону... Не менее любопытная особенность мыслителей, к изучению которых мы переходим, состоит в том, что все они в общем верны трансцендентализму, но толкуют его в линиях реализма и заняты преимущественно проблемами метафизики.

Конечно, все мыслители, о которых будет речь, испытали в той или иной степени влияние Вл. Соловьева, вообще продолжают начатое Соловьевым введение религиозных идей в круг философии. Исключение представляет один Спир и отчасти еще П.Б. Струве (см. о них следующую главу), все же остальные, хотя и по-разному, продолжают направление, намеченное Соловьевым. Ближайшие друзья Вл. Соловьева, братья Трубецкие, должны быть в этом смысле выдвинуты на первый план.

Князь Сергей Николаевич Трубецкой (1862 - 1905) принадлежал к одной из самых просвещенных родовитых семей в России: на редкость благоприятная семейная обстановка чрезвычайно способствовала духовному и умственному росту талантливого юноши. Пребывание в средней школе (в Калуге, где служил отец С.Н. Трубецкого) не затрудняло его; уже в эти годы он почувствовал чрезвычайный интерес к философии (между прочим, под влиянием чтений сочинений Белинского). Очень рано у С.Н. Трубецкого (когда ему было 16 лет) пробудились религиозные сомнения, он становится "нигилистом", а затем увлекается позитивизмом

746 XX ВЕК