История русской философии

[36] Кн. Е.Н. Трубецкой. Из прошлого. "Русь" (Вена), стр. 82.

[37] Это очень близко к построениям Флоренского (см. ч. IV, гл. VI).

[38] С. Трубецкой. Соч., т. II, стр. 317.

[39] Ibid., стр. 318.

[40] Соч., т. II, стр. 164.

[41] Ibid., стр. 163.

[42] Ibid., стр. 163.

[43] Ibid., стр. 164.

[44] Ibid., стр. 180.

[45] Ibid., стр. 190 - 1.

[46] Ibid., стр. 193.

[47] Ibid., стр. 195.

[48] Ibid., стр. 215.

[49] Ibid., стр. 209.

[50] Ibid., стр. 217.

[51] Соч., т. II, стр. 225.

[52] Ibid., стр. 228-32.

[53] Ibid., стр. 225, 233.

[54] Ibid., стр. 237.

[55] Ibid., стр. 262, ff.

[56] Ibid., стр. 264.

[57] Закон "универсальной соотносительности" помогает Трубецкому отбросить теорию психофизического параллелизма (ibid., стр 269 слл.) и тем обойти труднейший вопрос онтологии о связи духа и материи.

[58] Ibid., стр. 274.

[59] Ibid., стр. 274. Здесь Трубецкой по существу близок к "супранатуральному монизму" Кудрявцева (см. ч. III, гл. III), которого он, по-видимому, не знал.

[60] Ibid., стр. 276.

Благодаря закону "универсальной относительности" снимаются трудности в проблеме пространства и времени: "время и пространство есть чувственная форма внутренней соотносительности вещей", и это связано с организацией универсальной чувственности. Космология Трубецкого им самим характеризуется, как "метафизический социализм", что означает единство природного многообразия: Трубецкому чужда монадология, чужд метафизический плюрализм, от которого он отделяется своим законом "универсальной соотносительности". Мы уже знаем, что у Трубецкого есть учение о субъекте "универсальной чувственности" это Мировая Душа ("космическое Существо"). Но нотки трансцендентализма постоянно дают себя знать у Трубецкого и это от его близости к Вл. Соловьеву, а через него к Шеллингу (что мы увидим и у брата его Е. Трубецкого). Для него бесспорна, но в чисто рациональном порядке, реальность Абсолюта обосновывающего все бытие это "абсолютный Дух, заключающий в себе основание своего Другого"[1]. Однако странным образом у Трубецкого в его анализах нигде нет идеи творения, мало этого: "в существенном бытии для другого заключается внутреннее положительное основание безусловности Абсолюта", по мысли Трубецкого[2]. Ни богословски, ни философски такое понятие Абсолюта не может быть защищаемо, для Трубецкого же Абсолютное есть предельное понятие, и в этом лишь смысле перворе-альность. Слишком важна ему "трансцендентальная соотносительность сущего с нашим духом"[3], вся диалектика его мысли связана с "трансценденциями" нашего духа[4].

Еще два слова об этических воззрениях Трубецкого. Он гораздо больше выявлял эти воззрения в своей публицистике, чем в философских статьях, но поскольку дело идет о философской этике, о принципах морали, то в работах Трубецкого лишь мельком выступают эти принципы. В них Трубецкой, как уже было нами отмечено, находится под влиянием Вл. Соловьева, с тем отличием, однако, что "естественной" основой моральной жизни является, по Трубецкому, соборность нашего сознания[5], а конечная этическая задача снова приближает его к Соловьеву (к его "Философским началам цельного знания"): потенциальная соборность сознания должна быть реализована во "всеобщем, соборном сознании"[6].

756 XX ВЕК