История русской философии

[51] Ibid., стр. 273.

[52] Вышеславцев очень любит освещать философские проблемы параллелями из современного научного мышления (Ibid., гл. IX), это было уже в книге "Этика Фихте".

[53] См. мой этюд "О роли воображения в духовной жизни" (по поводу книги Вышеславцева) ("Путь").

[54] См. кроме "Этики преображенного эроса" два этюда - "Образ Божий в грехопадении" и "Образ Божий в существе человека", первоначально в немецкой книге Kirche, Staat und Mensch Russ. Orthodoxes Symposion Genf. 1937 (позже в "Пути").

[55] Литература о Струве, как мыслителе, невелика. В упомянутой в гл. I (ч. IV) работе Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" находим первый в русской литературе разбор построений Струве по философии истории (с точки зрения правоверного экономического материализма). Работы Струве по экономике вызывали всегда много журнальных откликов. К философии относятся уже первые работы Струве (в порядке отдельных экскурсов, в статьях по экономике), предисловие к книге Бердяева о Михайловском (в этом предисловии 84 стр.), полемика с Булгаковым о "свободе и необходимости" ("Вопр. фил. и псих." № 36). Ряд философских статей собраны в двух книгах: "На разные темы" (1902), "Patriotica" (1911). Отметим еще статьи Струве: Заметки о плюрализме (Труды русских ученых за границей. Берлин, 1923); Метафизика и социология (Зап. Рус. научи, инст. в Белграде. 1925); статьи по истории русской мысли: 1) О Достоевском. "Рус. мысль". 1921, 2) Об Аксакове И.С. "Рус. мысль". 1923, 3) О Шевыреве (Зап. Рус. научн. инст. в Белграде. 1940). Из общих характеристик Струве, как мыслителя, особенно важна статья С.Л. Франка ("Возрождение", 1949, № 2). К биографии П.Б. Струве см. еще брошюру Даватца "Правда о Струве". Белград.

[56] "На разные темы", стр. 187.

[57] Ibid., стр. 489.

[58] Ibid., стр. 302.

[59] Брентано Франц (1838 - 1917), немецкий философ, предшественник феноменологии Э. Гуссерля.

[60] Родбертус Ягецов Карл Иоганн (1805 - 1875), немецкий экономист, теоретик "государственного социализма".

[61] См. подробности в статье С.Л. Франка ("Возрождение", №2).

[62] Указанная статья, стр. 124.

[63] Франк пишет, что Струве в последние годы жизни написал "Систему критической философии"; рукопись эта, по-видимому, погибла в Белграде.

[64] Из статьи "Свобода и историческая необходимость" ("Вопр. фил. и псих." № 36. Стр. 136).

[65] "Проблемы идеализма". Стр. 85.

[66] Ibid., стр. 79.

[67] Ibid., стр. 79.

[68] Ibid., стр. 80. См. также предисловие к книге Бердяева о Михайловском, стр. XXXV. "Я не понимаю, пишет он в этом же предисловии, как Бердяев, стоя на почве априоризма и идеализма, может отмахиваться от метафизики трансцендентного". Ibid., стр. LIII.

[69] "Patriotica", стр. 55.

[70] Ibid., стр. 100.

[71] Ibid., стр. 474.