История русской философии

[15] Ibid., стр. 12.

[16] Это очень близко к идеям Киреевского. См. также этюд Карсавина "Восток, Запад и русская идея" (Петр., 1922).

[17] Ibid., стр. 77.

[18] Ibid., стр. 87.

[19] Ibid., стр. 88.

[20] Ibid., стр. 90.

[21] Ibid., стр. 91.

[22] Ibid., стр. 9.

[23] Ibid., стр. 12.

[24] "Noctes Petrop.", стр. 106.

[25] Ibid., стр. 116.

[26] "Философия истории", стр. 71.

[27] Ibid., стр. 72.

[28] Ibid., стр. 72. Ср. "О началах", стр. 62.

[29] "О началах", стр. 31.

[30] Ibid., стр. 49.

[31] "Философия истории", стр. 222 - 223.

[32] Ibid., стр. 232.

[33] Ibid., стр. 316.

[34] Ibid., стр. 351.

[35] Ibid., стр. 351.

[36] "О началах", стр. 40 и слл.

[37] Ibid., стр. 44 - 45.

[38] Ibid., стр. 44. Ср.: "Бог словно (! В.З.) кличет Адама к бытию, а Адам откликается на зов и этим откликом начинает существовать" (Ibid., стр. 51). Ср. "Фил. истор.", стр. 351. См. ниже то же у о. Булгакова.

[39] "О началах", стр. 37.

[40] Это есть софиологический детерминизм. См. его развитие в системе о. С. Булгакова (дальше, гл. VI). Приведенные цитаты из "Фил. ист.", стр. 48.

[41] "Фил. истор.", стр. 72.

[42] "Noctes Petrop.", стр. 155.

[43] "О началах", стр. 20.

[44] "Noctes Petrop.", стр. 7.

[45] Ibid., стр. 23. Ср. "земная любовь, вершина которой в любви к любимой приводит к порогу Божественной тайны, к триипостасному единству Божества". Ibid., стр. 137.

[46] Ibid., стр. 71.

[47] Ibid., стр. 25.

[48] Карсавин, вне всякого сомнения, увлекался "эротической утопией" (выражение кн. Е. Трубецкого) у Соловьева в его этюде "О смысле любви", но у Соловьева метафизика любви не превращается в ключ к богословию.

[49] Ibid., стр. 73.

[50] Ibid., стр. 150. Соотношение "низшей" и высшей личности (что осталось неясным еще у Плотина; ср. однако метафизические построения Леонтия Византийского) очень занимают Карсавина. "Творение низшей личности Богом есть вместе с тем и повторение в ней высшей личности", пишет Карсавин в "Фил. истор." (стр. 101). Само абсолютное есть Личность, так как в Его актах возникают низшие личности (Ibid., стр. 101). См. также "О началах", стр. 124, 132; "каждый индивидуум, являясь моментом Адама, стяженно содержит в себе высшие коллективные личности" (Ibid., стр. 144).

[51] "Noctes Petrop.", стр. 130.

[52] Ibid., стр. 160.

[53] Ibid., стр. 158. Тут же находим учение, мельком высказанное, о Софии, как Церкви.

[54] "О началах", стр. 50.

[55] Ibid., стр. 133.

[56] Ibid., стр. 135.