История русской философии

"О прелестный мир! Ты океан, пучина,

Ты мрак, вихрь, тоска, кручина"...

И еще:

"Мир сей являет вид благолепный,

Но в нем таится червь неусыпный;

Горе ти, мире!

Смех мне являешь,

Внутрь же душой тайно рыдаешь".

Так, на почве религиозного ощущения, возникает в Сковороде отчуждение от мира, жизнь мира предстает пред ним в двойном виде. Реальность бытия разная на поверхности и в глубине, и отсюда Сковорода приходит к центральному для его философии гносеологическому дуализму. Есть познание, скользящее по поверхности бытия, а есть познание "в Боге" (в этом пункте Сковорода снова приближается к Мальбраншу)[6]. Впрочем, Сковорода настаивает на психологическом приоритете чувственного знания, от которого нужно восходить к знанию духовному. "Если хочешь что-либо узнать в истине, пишет он, усмотри сначала во плоти, т.е. в наружности, и увидишь на ней следы Божий, обличающие безвестную и тайную премудрость"[7]. Это высшее познание, у зрение "следов Божиих" дается через озарение духа, но оно доступно

71 ЧАСТЬ I

всем, кто способен оторваться от плена чувственности. "Если Дух Божий (вошел в сердце), пишет он, если очи наши озарены духом истины, то все теперь Видишь по двое, вся тварь у тебя разделена на две части... Когда ты новым оком узрел Бога, тогда все в Нем увидишь, как в зеркале,[8] - все то, что всегда было в Нем, но чего ты не видел никогда". "Нужно везде видеть двое", утверждает Сковорбда[9]; это означает взаимную несводимость, а следовательно, и независимость чувственного и нечувственного знания.

Путь к такому углубленному созерцанию бытия должен быть найден прежде всего в отношении к самому себе. Самопознание, открывающее в нас два "слоя" бытия, т.е. за телесно-психическими переживаниями открывающее духовную жизнь, позволяет все видеть в двойстве бытия. Гносеология здесь переходит в учение о двойстве самого бытия, что мы увидим дальше в антропологии и метафизике Сковороды. Самопознание есть поэтому начало мудрости: "Не измерив себя прежде всего, замечает Сковорода, какую пользу извлечешь из знания меры в прочих существах?" "Кто может узнать план в земных и небесных... материалах, если прежде не смог усмотреть в плоти своей?"[10] "Всех наук семена сокрыты внутри человека, тут их тайный источник", утверждает Сковорода[11]. "Тело мое, знаю я, на вечном плане основано, пишет он, ты видишь в себе одно земное тело, но не видишь тела духовного"[12]. Этот тезис звучит совершенно в духе платонизма, т.е. признания "мира идей", "удваивающих" бытие. Однако у Сковороды есть склонность к мистическому истолкованию того, что открывается "духовному оку" ("познать себя и уразуметь Бога один труд"). Однако было бы поспешно делать такой вывод; частое отождествление "истинного" человека (открывающегося в нас при духовном ведении) и Христа сопряжено у Сковороды и с такой, например, мыслью: "Когда хорошо себя узнаешь, одним взором узнаешь и Христа"[13]. К анализу всей этой темы мы вернемся позже.

10. От гносеологии у Сковороды надо идти прежде всего к его антропологии. Проблема человека, его сущности и судьбы, смысла его жизни стояла в самом фокусе его размышлений. Основное понятие, которое со всех сторон анализирует Сковорода в своем учении о человеке, есть понятие сердца, и здесь

72 НА ПОРОГЕ ФИЛОСОФИИ