История русской философии

[15] См. об этом статью Чечулина "Русский социальный роман XVIII в." Журн. Мин. Йар Проса., 1901, также этюд Кизеветтера, посвященный утопии Щербатова.

[16] Это понятие можно сблизить с известной характеристикой французской мысли XVIII в. у Тена, который говорит о "классицизме" мышления XVIII в.

[17] См. об этом книгу Боголюбова "Новиков и его время", гл. XIV [См.: Боголюбов В.Н. Н. Новиков и его время, М., 1916.].

[18] Мерсъе Луи (1740 - 1814) и Морелли, французские писатели, авторы литературных утопий.

[19] См. об этом Веселовский. Ibid. Стр. 119.

[20] Флоровский. Op. cit. Стр. 534 (Примеч.).

[21] "Вольтерианство" продолжалось в России и в XIX в., но серьезного значении для движения русской мысли оно не имело. См., впрбчем, этюд Павлова-Сильванского (Материалисты 20-х годов" (в книге "Очерки по русской истории XVIII - XIX вв.").

[22] Фонтенель Б. Беседы о множественности миров. (1686).

[23] Веселовский (Ibid. Стр. 57) сообщает, что эти письма в рукописи хранятся в Публичной библиотеке.

[24] О Татищеве см. книги Н. Попова [Попов Н.А. Татищев и его время. М., 1861.], а также у Милюкова "Очерки по истории русской культуры". Т. III (ч. II, гл. II).

[25] Веселовский. Ibid. Стр. 20.

[26] См., например, у Флоренского. Op. cit. Стр. 89 и дальше.

[27] "Он пишет всегда точно проданным пером", зло отмечает Флоренский (Ibid., стр. 90).

[28] Некоторые историки философии вообще и авторы книг по русской философии смешивают "естественную религию" с деизмом, сущность которого заключается в признании творения мира Богом, но с отвержением участия Бога в жизни мира. "Естественная" же религия не включает в себя определенных учений, кроме общего признания реальности Божества. Как показал Зелинский (Cicero im Wandeljahre), все построения "естественной" религии в Европе восходят к сочинению Цицерона "De natura deoru im" [См.: Цицерон. О природе богов// Философские трактаты. М., 1985.]

[29] О развитии русской исторической науки в XVIII в. См. Милюков. "Главные течения русской исторической мысли".

[30] См. превосходную биографию Державина, написанную Ходасевичем (Париж, 1931).

[31] Боголюбов (Новиков и его время. Стр. 69) справедливо говорит о статье Новикова, что "это было самое сильное выступление в общей печати против крепостного права до "Путешествия" Радищева.

[32] Интересно, что в первом студенческом журнале, появившемся в Москве в 1764 г., проповедь христианской добродетели связывалась с учением естественного права о том, что все люди "от природы" равны и свободны.

[33] Это верно для Фонвизина, резко критиковавшего Запад. См. Веселовский. Op. cit. Стр. 86.

Часть II. XIX век

Часть III. Период систем