История Поместных Православных Церквей
Тырновский предстоятель некоторое время носил титул: «Архиепископ Тырновский, при мас болгар и валахов». См.: «Wiadomosci Polskiego Autokefalicznego Kosciola Prawoslawnego». Warszawa, 1971. Str. 71.
Некоторые современные западные исследователи усвояют святому Никите авторство гимна «Тебе, Бога, хвалим», обычно усвояемого святому Амвросию Медиоланскому. См.: Attwater D. The Penguin Dictionary of Saints. P. 250.
5 Епископ Арсений говорит, что митрополия Молдавии (иначе: Молдаво–Влахийская) «упоминается, как уже существующая, в Кодиновом списке кафедр, писанном в 1387 году», хотя профессор Е. Голубинский (Голубинский Е. Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской… М., 1871. С. 376 в прим.) и подвергает это сомнению. См.: Арсений, еп. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904. С. 25 -26 в прим.
Ряд митрополитов Валахии и Молдавии с краткой характеристикой их деятельности представлен у профессора Е. Голубинского. Указ. соч. С. 354 — 362 и 376 — 382.
8 См.: Кантемир Д. Описание Молдавии. М, 1789. С. 367 -369.
9 Константинопольский Патриарх именовал Румынского митрополита: «Преосвященный митрополит Унгро–Влахийский, многочестный Экзарх сопредельных областей и местоблюститель Кесарии Каппадокийской».
10 Головы казненных были выставлены в городе, а тела их брошены в море. Рыбаки выловили их и погребли в монастыре Халки. Позднее они были перенесены в Бухарест в храм святого Георгия Нового, где почивают и ныне (см. о Константине Брынковяну и ниже).
11 Сл. о сем в издании: Лопухин А. П. История Христианской Церкви в XIX веке. Т. II. Православный Восток. СПб., 1901. С. 441 — 446.
12 Арсений, еп. Указ. соч. С. 337.
13 Лебедев А. П., проф. История Греко–Восточной Церкви под властью турок. От паден Константинополя (в 1453 г.) до настоящего времени. СПб., 1903. С. 143.
14 Петров А. Война России с Турцией 1806 -1812 гг. Т. I. С. 194.
15 История Балканских Церквей. IV курс МДА. Троице–Сергиева Лавра, 1966. Maшинопись. С. 35.
16 «Преклоненные» монастыри встречаются только в Румынии. Первые документы о них относятся к концу XV века. Подробно о них см.: Арсений, еп. Гавриил Банулеску–Бодони. Кишинев, 1894.
17 См.; Курганов Ф. Указ. соч. С. 115 — 117.
18 История Христианской Церкви в XIX веке. Указ. изд. С. 469.
19 См.: Малицкий П. И. История Христианской Церкви. Тула, 1913; Лопухин А. П. История Христианской Церкви в XIX веке. Т. II. СПб., 1901; Курганов Ф. Наброски и очерки из новейшей истории Румынской Церкви. Казань, 1904; и др.
20 «Голос». 1863. №347; см.: «Московские Ведомости». 1864. №1.
21 Курганов Ф. Указ. соч. С. 24 — 25.
22 Тексты их и ответ князя А. Кузы с криическим раэбором этого ответа митрополите» Московским Филаретом и ректором Московской Духовной Академии профессором прото иереем А. Горским см.: Колокольцев В. Устройство управления Румынской Православной Церкви (со времени ее автокефальности). Исторнко–каноническое исследование. Казань 1897. С. 21–31, 44–56.
23 Его текст см.: Колокольцев В. Указ. соч. С. 31 — 34.
24 Там же. С. 37 -43.