Isagogy. Old Testament

9. Почему не осталось следов его завоевания в археологических пластах?

10. Какие города были религиозными центрами Израиля?

11. Что означал Завет в Сихеме?

12. Какие две главные военные кампании Иисуса Навина описаны в книге, носящей его имя?

13. Каким событием отмечены последние дни Иисуса Навина?

Приложение: народы, населявшие Ханаан в XIII веке

1. ХАНАНЕИ — южная ветвь финикийской народности. Единой государственности в Палестине эта народность не имела. Главные ее города-государства находились на территории Финикии (Тир, Сидон, Угарит). После эпохи Иисуса Навина часть хананеев переселилась на север, часть погибла в сражениях, а остальные смешались с израильтянами. Об их религии см. §25

2. ХЕТТЕИ (евр. киттим) — хетты, принадлежали к индо-европейской группе народов. Они владели поселениями в Ханаане в период расцвета Хеттской державы (М. Азия). После падения царства хеттов (ок. 1200 г.) палестинские их колонии растворились в массе израильтян.

3. ЕВЕИ — по предположению многих историков, колонисты из царства Митанни (сев. Месопотамия). Родственники кавказских народов.

4. ФЕРЕЗЕИ (евр. перасим) — неизвестное племя, возможно, родственное хурритам.

5. ГЕРГЕСЕИ (евр. гиргашим) — племя, обитавшее, вероятно, в северной Палестине.

6. АМОРРЕИ — общее название для большой группы семитических народностей. Основали царства в Вавилоне, Мари, Заиорданье. Вероятно, ближайшие сородичи евреев и арабов.

7. ИЕВУСЕИ — племя, обитавшее в доизраильском Иерусалиме и его окрестностях.

8. РЕФАИМЫ — племя, упоминаемое в текстах Угарита.

Кроме них, в Ханаане жили «братья» Сынов Израилевых — АММОНИТЯНЕ, МОАВИТЯНЕ, ЕДОМИТЯНЕ (ИДУМЕИ) и полуоседлые МАДИАНИТЯНЕ (кениты).

Согласно Суд 1,27-36; 3,1-6, еще в эпоху судей хананеи продолжали населять области колен Манассии, Ефрема, Завулона, Асира и Неффалима. Иевусеи сохраняли власть в Иерусалиме вплоть до эпохи Давида, аморреи — в центральной Палестине и на рубеже Ливанских гор. Независимыми были также пять опорных филистимских городов, откуда их властители вскоре предприняли успешный поход для покорения Палестины.

§27 Продолжение борьбы за Ханаан. Книга Судей

1. Израиль в Ханаане. Эпоха, описываемая Книгой Судей, обнимает XII-XI века до Р.Х. Она связана с деятельностью «шофетов» — судей, как — по примеру хананеев — назывались израильские вожди. Обычно судьи не были руководителями всего народа. Чаще всего они возглавляли одно-два колена (а некоторые, как Самсон, действовали в одиночку). В лице судей Бог воздвигает харизматических (т. е. боговдохновенных) руководителей, которые призывались на служение Духом Господним.

В то время единственным звеном, связующим израильские колена, была их вера, религиозный союз племен. Союз этот имел три священных центра: в Галгале, Сихеме и Силоме. Туда собирались представители родов на праздники или в годину бедствий. Религиозно-общественным идеалом эпохи судей была теократия — объединение племен на основе Завета и веры. Но практически этот идеал оставался неосуществленной мечтой. Ему препятствовали рознь колен, языческие влияния, соперничество областей. Живя среди более цивилизованных соседей, израильтяне быстро переняли их культуру, способы ведения хозяйства и обычаи. С одной стороны, это повысило уровень жизни вчерашних кочевников (в частности, содействовало их культурному росту; см. приложение), а с другой стороны — возникла зависимость от языческого окружения. Семена Моисеевой веры едва взошли, но уже со всех сторон их стали заглушать языческие соблазны. Крестьянский быт усилил притягательность сельскохозяйственной магии и ритуалов Ханаана.

О полном отпадении от Ягве речи не было, но рядом с религией, принесенной с Синая, появляются другие культы (Ваалов, Астарт и др.). Воцаряется двоеверие, которое ослабляет духовные узы, соединявшие колена. Раздробленность делает израильтян легкой добычей более сильных племен. Из пустыни совершают набеги кочевники-мадианитяне, с востока наступают аммонитяне и моавитяне, с севера — хананеи Асора, с запада — новые пришельцы, филистимляне.

Только вера в единого Бога становится для ветхозаветной Церкви знаменем спасения. Именно под этим знаменем выступают харизматики-судьи.