Isagogy. Old Testament
По словам пророка Амоса, филистимляне пришли с острова Крит (9,7). Они принадлежали к конфедерации так называемых народов моря, которые в XIII веке обрушились на страны Ближнего Востока. Теснимые греками, филистимляне и другие эгейские племена высадились в Малой Азии, разрушили Хеттское царство, двинулись на юг по Сирии и, наконец, вторглись в Египет. Фараоны Мернептах и Рамсес III с большим трудом остановили нашествие. Филистимлянам пришлось закрепиться на южном побережье Ханаана, которому они дали свое имя (Палестина от слова «пелесет» — филистимляне). Там они основали союз пяти городов (Газа, Азот, Аскалон, Геф и Екрон), откуда в XII веке начали походы вглубь страны.
На египетских рельефах филистимляне изображены рослыми воинами в пернатых шлемах. Они хорошо вооружены: имеют боевые колесницы и морской флот. На повозках, запряженных быками, они везут свое имущество, женщин и детей. Этот народ уже владел секретом выплавления железа, что давало ему преимущество перед хананеями и израильтянами, у которых было только бронзовое оружие.
При раскопках археологи обнаружили филистимскую керамику характерного греческого типа. Но надписей от них не сохранилось. Пришельцы быстро освоили ханаанский язык и обычаи. Большинство филистимских имен и имена их богов, известные из Библии, — семитические.
Постепенно превращая местное население в своих вассалов, филистимляне строго сохраняли свою «железную монополию». Они опасались, как бы те «не сделали меча или копья» (1 Цар 13,19-22). Они вытеснили колено Даново с насиженных мест и продолжали медленно двигаться на восток. В середине XI века над всей страной нависла угроза порабощения.
Хронологическая таблица
Ок. 1234 г. Мернептах отражает первое нападение «народов моря»
Ок. 1175 г. Рамсес III отражает второе нападение «народов моря». Филистимляне расселяются на западе Ханаана
Ок. 1100 г. Начало филистимского наступления на восток
Ок. 1050 г. Битва при Афеке. Начало филистимского ига
Ок. 1040 г. Самуил — вождь и судья
Ок. 1030 г. Восстание Израиля против филистимлян. Основание монархии
3. Призвание Самуила (1 Цар 1,1-7,2). В эту эпоху религиозным центром израильских колен был Силом, где хранился Ковчег Завета, помещенный в специально для него сооруженном храме. Служение в нем несла семья священника Илия (евр. Эли). Илий считался теократическим главой Израиля, но был не в состоянии сплотить колена. Его надежды сохранить наследственное звание судьи за своим родом не оправдались. Сыновья Илия еще при его жизни приобрели репутацию алчных и распущенных людей. Нужен был настоящий вождь, который смог бы духовно возродить народ и вдохнуть в него силы для сопротивления филистимлянам.
Таким вождем становится Самуил, сын знатного ефремлянина. Он был рожден по молитве матери, Анны, которая долго оставалась бесплодной. Рождение сына Анна восприняла не только как милость, дарованную ей лично, но и как знак грядущего избавления народа Божия. Ее песнь (1 Цар 2,2-10) ясно выражает эту надежду (гимн стал прообразом песни Богородицы в Лк 1,46-55).
Родители отдают отрока Самуила в силомский храм, и там ночью Господь призывает его на служение, предсказав конец роду Илия. Старый священник, узнав о Божием приговоре, принимает его с полным смирением.