Isagogy. Old Testament
4. Последствия разделения царств сказались очень скоро. Опасаясь попыток Иерусалима восстановить господство над Севером, Иеровоам I призвал на помощь своего союзника, фараона Шешонка (евр. Шишак, синод. перевод Сусаким). Тот немедленно воспользовался представившейся возможностью и в 936 году вторгся в Иудею. Ровоам, чтобы избежать осады, решил откупиться; контрибуция была немалой, царю даже пришлось взять сокровища Храма. Но Шешонку этого оказалось мало. Он хотел вернуть прежнюю власть над Палестиной. Из его анналов явствует, что он не ограничился Иудеей, а захватил ряд городов, принадлежавших Иеровоаму I.
Разделение царств с годами ведет к их постоянному политическому ослаблению. Потеряв единство, они оказываются неспособными противостоять более сильным соседям. Через сто лет после Иеровоама I Палестина лишь недолгие десятилетия удерживает независимость. Контроль над ее царствами переходит то к Ассирии, то к Египту, то к Халдее.
Бл. Иероним сравнивал раскол ветхозаветных царств с церковными разделениями и распрями. И то и другое наносило существенный урон народу Божию. Тем не менее политический упадок Израиля имел и провиденциальный смысл. Он постоянно подрывал земные надежды и утопии, заставляя задумываться о духовных целях Промысла Божия; он давал простор великим пророкам, которые могли свободно обличать народ и царей. При более сильной власти их проповедь столкнулась бы с неодолимыми преградами.
Вопросы для повторения
1. Назовите четыре причины отпадения Севера от Иерусалима.
2. Как смотрели на царскую власть в северном Израиле?
3. Когда и при каких обстоятельствах произошло разделение царств?
4. Почему сохранился дом Давидов?
5. Как авторитет его династии связан с обетованием Давиду?
6. Как рисовался идеал мессианского царя согласно Псалмам и в чем его прообразовательное значение?
7. Что заставило Иеровоама I заботиться об авторитете северных святилищ?
8. Как толкуется в библейской науке культ тельцов?
9. Каковы были последствия разделения царств?
10. Какие положительные последствия имело ослабление политической мощи Израиля?
Борьба с двоеверием. Пророки Илия и Елисей 931-800 годы до Р.Х
§32 Новое наступление язычества. Пророк Илия
1. Разделенные царства в Х-IX веках до Р.Х. (3 Царств 15-22; 4 Цар 1-2). На протяжении первых ста лет после раскола контакты между двумя еврейскими царствами не прекращались. Иногда их монархи заключали союзы, иногда враждовали. Иудея в большей степени, чем Север (Ефрем), сохраняла верность единому Богу. Хотя матери иудейских царей чаще всего были язычницами, сами они старались подражать Давиду. Так, внук Ровоама Аса изгнал из своих владений языческих жрецов и уничтожил святилище богини Астарты, которое воздвигла его мать.
Аса углубил пропасть между царствами, призвав на помощь против северян сирийского царя Бенхадада I (греч. Венадад) и захватив при его содействии часть Вениаминовой территории. Напротив, сын Асы Иосафат заключил с Израилем мир. При этом он продолжал антиязыческую политику отца. «Только высоты не были отменены», — замечает Библия. «Высотами» (евр. бам`от) назывались холмы, на вершинах которых приносились жертвы; с точки же зрения Второзаконнической истории местом культа должен был быть только Храм иерусалимский[21].
Союз Иудеи с Северным царством имел, однако, и отрицательные последствия. На Севере религия хананеев получила большее распространение, и ее влияние стало теперь просачиваться в Иудею и продолжало усиливаться, пока царя Езекия (VIII в.) не повел с ним решительной борьбы.
Израильское царство Ефрема за Х-IX века пережило ряд дворцовых переворотов и смен династий. Наиболее могущественной из них была династия Омри (греч. Амврий). Омри расширил свою территорию за счет Моава и сделал столицей царства Самарию.
«Расположение Самарии превращало ее в природную крепость. Самария лежит на конусообразной вершине, поднимающейся на 100 метров над обширной горной котловиной. Нетрудно было превратить ее в неприступную по тому времени твердыню. И действительно, Самария неоднократно выдерживала осаду превосходящих неприятельских сил» (Р. Киттель).