Isagogy. Old Testament

Священная История Ягвиста (Я)

922 Летописи, сказания и гимны, вошедшие в Библию 922 Разделение Израиля на Иудейское и Израильское царства гг. до н. э. Израиль гг. до н. э. Иудея гг. до н. э. внебиблейский мир 922-901 Иеровоам I 922-915 Ровоам 901-900 Надав убит Ваасой 915-913 Авия 900-877 Вааса 913-873 Аса 883-859 Асурназирпал II в Ассирии 877-876 Ела убит Замврием 873-849 Иосафат 876 Замврий правит неделю 876-869 Омри основывает свою династию. Построение 849 Смерть Иосафата, воцарение Иорама Самарии IX в. Этбаал, царь Тира, отец 869 Воцарение Ахава; Иезавель, Иезавели пророк ИЛИЯ 858-824 Салманассар III в 849 Смерть Ахава; Ассирии. воцарение Иорама; пророк ЕЛИСЕЙ «Гомеровская» Греция 842 Переворот Иегу (Ииуя). Разрушение храма Мелькарта в Самарии 842 Смерть Иорама; воцарение Охозии. Охозия убит Иегу. Воцарение Гофолии 841 Иегу — данник Ассура 837 Свержение Гофолии, воцарение Иоаса 815 Смерть Иегу, воцарение Иоахаза 801 Смерть Иоахаза; воцарение Иоаса 800 Смерть Иоаса, воцарение Амасии

Том 2. Эпоха пророков. Священная письменность времен Второго Храма

Раздел I Эпоха Пророков-писателей

Пророческие и Исторические книги до Плена Вавилонского VIII–VI века до Р.Х

§1 Пророческие книги. Сущность профетизма[25]

1. Пророческие писания являются второй по значению, после Закона, фундаментальной основой Ветхого Завета. В еврейской Библии эти писания стоят после Исторических книг (Древних Пророков) и называются Поздними Пророками. Сборник имеет два раздела: Великие и Малые Пророки. Названия эти определяются объемом книг. К великим пророкам относятся книги Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила (последний в еврейской Библии отнесен к сборнику «Писания», или «Ктувим»). Малые пророки включают книги Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Из неканонических книг к «Пророкам» относят Кн. Варуха и Послание Иеремии. Сборник Пророков к 200 году до Р.Х. получил окончательную форму.

2. Литературные особенности пророческих книг. Они являются первыми в Ветхом Завете «авторскими» произведениями, то есть почти целиком вышли из-под пера писателей, имена которых стоят в заглавии. Однако первоначально книги эти представляли собой небольшие свитки с краткими изречениями, которые легко было усвоить и запомнить. Позднее ученики пророков собрали эти свитки воедино, снабдив их вступительными словами и некоторыми сведениями о писателях. «Речи пророков поставлены в таком порядке, в каком находил их собиратель» (бл. Феодорит). Установлением хронологического порядка текстов занимается библейская наука.

Пророки в своих книгах используют различные жанры, сложившиеся на протяжении веков:

а) обличительные речи;

б) покаянные и благодарственные псалмы;

в) эсхатологические и мессианские пророчества;

г) послания;