Isagogy. Old Testament

9) Новый народ Божий (11,11-12,6).

10) Пророчество об Ассирии (14,24-27). Около 688 года.

11) Пророчество о Филистии (14,28-32). Около 715 года.

12) Пророчество о Моаве (15-16). Как полагают некоторые экзегеты, написано еще до пр. Исайи в IX веке (ср. Иер 48,29-47).

13) Пророчество о Дамаске и Ефреме (17,1-11). Около 734 года.

14) Пророчество об Ассуре (17,12-14). Около 688 года.

15) Речь против союза с Египтом (18,1 — 19,4). Между 713 и 705 годами.

16) Слово о всемирной религии (19,16-25). Около 705 года.

17) Биографический отрывок, относящийся к 713-711 годам (гл. 20).

18) Пророчество об Иерусалиме (гл. 22). Около 705-702 годов.

19) Пророчество о Тире (гл. 23). Дата неясна.

20) Пророчество о Ефреме и Иудее (гл. 28). Незадолго до 722 года.

21) Против союза с Египтом (гл. 30-32). Между 705 и 701 годами.

22) Гимны освобождения (гл. 33). Около 688 года.

23) Повествовательный отрывок из летописи (гл. 36-37), относящийся в основном к 688 году (время второго похода Синахериба).

24) Болезнь Езекии и посольство вавилонского царя (гл. 38-39). События относятся к концу VIII века.

4. Богословие пр. Исайи может быть сведено к следующим основным темам:

1. Бог свят, то есть не сравним ни с какой тварью. Он требует и от людей святости, но в применении к ним она есть всецелая преданность и посвященность Господу.

2. Бог — Владыка истории. Он направляет мировые события так, что — при сохранении свободной воли людей — они в конечном счете служат Его замыслам. Соучастниками этих замыслов делает людей вера — доверие.

3. Вера должна проявляться прежде всего в нравственной жизни и верности Творцу. Только при этом условии обрядовая набожность имеет смысл. В противном случае она есть оскорбление Бога.

4. Из ветхозаветной Церкви, члены которой заражены грехами, Бог сохраняет во все времена «Шеар» — Остаток. Это те, кто остались верны Ему и стремятся жить по Его заветам. Они образуют ядро будущего народа Божия.

5. Пр. Исайя первый из пророков-писателей совершенно определенно говорит о Мессии как о Личности. Он предрекает политический упадок дома Давидова, из которого после всех испытаний произойдет «Отрасль», Помазанник Ягве. С Его приходом земля обретет утраченный человеком Едем.

Таким образом, центральными темами учения пр. Исайи являются святость и спасение Божие, совершающееся через Его Помазанника. Поэтому Отцы Церкви называли Исайю не только пророком, но и «апостолом» и «евангелистом».

Вопросы для повторения

1. Каковы особенности происхождения Кн. пр. Исайи?

2. К каким общественным кругам принадлежал пророк?

3. Где он родился, жил и проповедовал?

4. Чем характеризовалось политическое положение его эпохи?