Isagogy. Old Testament

…я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить,

ибо я еще молод. Но Господь сказал мне:

Не говори: «я молод»;

Ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь

и все, что повелю тебе, скажешь.

Не бойся их, ибо Я с тобою,

чтобы избавлять тебя, сказал Господь.

И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и

сказал мне Господь:

Вот, Я вложил слова Мои в уста твои.

Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами,

чтобы искоренять и разорять,

губить и разрушать,

созидать и насаждать.

(1,6-10)

Иеремия ясно сознавал, что не по собственной воле идет в Иерусалим пророчествовать. Это Бог избрал и возлюбил (познал) его еще до рождения (1,4-5; ср. Гал 1,15). Он должен стать орудием и освященным сосудом Духа Божия. Пророк возражает Господу с искренностью сына. Он готов исполнить Его волю, но не считает себя способным к этому. Подобно Моисею, он уверен, что не сможет послужить целям Промысла. Ведь ему нужно говорить вещи, которые вызовут протесты и даже ярость. Только надежда на помощь свыше помогает Иеремии преодолеть страх. Здесь мы снова видим одну из важнейших особенностей профетизма. Человек служит Богу не как бездумное орудие, а как свободное существо, избирающее путь Божий во имя любви и послушания.

Когда пророк появляется в Иерусалиме, он застает там борьбу со старыми суевериями, которые пытается искоренить царь Иосия. Иеремия со всей горячностью молодого сердца обрушивается на язычество, пустившее прочные корни при Манассии. Желая напомнить народу о его измене Моисееву Завету, пророк повторяет притчу Осии о неверной жене и притчу Исайи о винограднике:

Возвратитесь, дети-отступники,

говорит Господь,

потому что Я сочетался с вами.

(3,14)

Но Бог дает ему понять, что его слова не будут услышаны, что «обращение» иудеев остается поверхностным. Им придется многое испытать, прежде чем они познают истинное покаяние. Пророку трудно говорить об этом:

Утроба моя! утроба моя!

скорблю во глубине сердца моего,

Волнуется во мне сердце мое,

не могу молчать;