Isagogy. Old Testament

Вот, слово Господне у них в посмеянии,

оно неприятно им.

Поэтому я преисполнен яростью Господнею,

не могу держать ее в себе.

(5,1; 6,10-11)

Иеремия, сочтя, что миссия его выполнена, вернулся в родной городок. Он утратил надежду на быстрое возвращение Израиля. Однако вскоре в Храме была найдена Книга Закона и царь Иосия приступил к реформам (см. §7).

Иеремия приветствовал начинания благочестивого монарха. Господь повелел взывать ему повсюду: «Слушайте слова завета сего!» (11,2). Но левиты Анафофа были против реформы. Она лишала их возможности служить при своих алтарях. Не смея подвергать нападкам царя, они обратили свою ненависть против Иеремии и, вероятно, даже покушались на его жизнь. В молитвах перед Богом изливал пророк свою скорбь. Он оказался в полном одиночестве. Он не имел семьи, был окружен недоверием и враждой.

…Я, как кроткий агнец,

ведомый на заклание,

И не знал, что они составляют замыслы

против меня, говоря:

«Положим ядовитое дерево в пищу его

и отторгнем его от земли живых,

чтобы и имя его более не упоминалось».

Но, Господи Саваоф, Судия праведный,

испытующий сердца и утробы!

Дай увидеть мне мщение Твое над ними,

ибо Тебе вверил я дело мое.

(11,19-20)

Молитвы-сетования пророка показывают всю глубину его страдания. Он готов, как Иов, судиться с Богом, хотя при этом выражает полное Ему доверие:

Праведен будешь Ты, Господи,

если я стану судиться с Тобою;

И однако же буду говорить с Тобою о правосудии:

Почему путь нечестивых благоуспешен

и все вероломные благоденствуют?

(12,1)

Гибель царя Иосии в 609 году приостановила дело реформы. С этого момента начинается новый этап служения пр. Иеремии.

4. Проповедь пр. Иеремии между 608 и 597 годами. Преемником убитого царя-реформатора должен был стать его старший сын Елиаким, но народ отдал предпочтение князю Шалуму, который принял тронное имя Иохаз. Через три месяца его вызвал в свою ставку фараон Нехо II и объявил, что устанавливает контроль над Иудеей. Царь вынужден был повиноваться. Нехо оставил его у себя в качестве заложника, возведя на трон Иерусалима Елиакима. В знак подчинения Египту тот принял новое имя Иоаким (4 Цар 23,31-37).

Новый монарх не собирался продолжать дело отца. Религиозная жизнь пришла в упадок. Люди тешили себя надеждой, что Бог в любом случае спасет Иерусалим от врагов. И тогда Иеремия снова появился в столице, чтобы обличать народ. Он пришел к воротам Храма, когда там собрались толпы для участия в богослужении.

«Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, — начал он, — исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте. Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь Храм Господень, Храм Господень, Храм Господень!» …Как! Вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите, и становитесь пред лицем Моим в Доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости! Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших Дом сей, над которым наречено имя Мое»?

(7,3-4,9-10).

Речь эта была воспринята как надругательство над национальной святыней. Особенно негодовали священники: «Ты должен умереть. Зачем ты пророчествуешь именем Господа и говоришь: Дом сей будет как Силом, и город сей опустеет?» (26,8-9).