Isagogy. Old Testament

1. Первая депортация иудеев в Вавилон. В своей завоевательной политике Навуходоносор II следовал примеру ассирийцев. Чтобы ослабить или искоренить очаги возможных восстаний, он производил массовую перетасовку населения покоренных стран. Люди, лишившиеся родины, обживались на новых местах, утрачивали связь с отеческими традициями и становились просто «подданными царя». Эффективность подобной практики доказала, в частности, судьба северного Израиля.

После капитуляции Иерусалима значительная часть иудейской знати и духовенства вместе с царем Иехонией были высланы в Вавилон. Оказавшись в самом центре процветающей цивилизации, они должны были убедиться в несокрушимом могуществе халдейских царей.

Столица Навуходоносора поражала своим великолепием. В центре ее возвышалась девяностометровая башня-храм Этеменанки. Здесь шла оживленная торговля со многими странами Востока и Запада, существовали банки, конторы, школы и библиотеки (см.: В. А. Белявский. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971). Повсюду можно было видеть символы языческих богов. Навуходоносор отличался ревностным благочестием. Арамейский язык стал общеупотребительным, и поэтому изгнанники из разных земель хорошо понимали друг друга. Все они пользовались относительной свободой: имели дома и земельные участки.

Но духовная жизнь ссыльных иудеев подверглась большим испытаниям. Блеск языческой цивилизации пробуждал сомнения в вере. К тому же они лишились возможности служить у алтаря. Принцип централизации культа, введенный царем Иосией, считался теперь незыблемым. Это означало, что верующие обречены жить в отрыве от Бога и Его святыни, которая пребывает в Иерусалиме. Ответ на эти сомнения был дан Богом через пророка Иезекииля.

2. Пр. Иезекииль и его книга. Иерусалимский священник Иезекииль (евр. Йехезекэль), сын Вузия, попал в Вавилон вместе с первой партией пленных. Он начал свое пророческое служение в 592 году; сам он называет его 30-м. Большинство Отцов Церкви видели в этом указание на возраст пророка и, следовательно, относили дату его рождения к 622 году. Возможно, однако, что пророк разумел 30-й год со времени обновления Храма при Иосии.

Пр. Иезекииль жил в поселке Тель-Авив у реки Ховар (Кебару), близ вавилонского города Ниппура. Он был женат и овдовел в 587 году (24,15-19). Дом его стал местом, где собирались иудеи беседовать о вере и слушать его речи (8,1; 14,1; 20,1).

Иезекииль точно датирует важнейшие свои видения. Последней датой в книге является март 571 года (29,17). Вероятно, вскоре пророк скончался. Согласно преданию, могила его находилась около Бирс-Нимруда. Память его Церковь празднует 21 июля.

Книга пр. Иезекииля имеет более стройный план, нежели книги пр. Исайи и Иеремии. За небольшими исключениями она принадлежит самому пророку. Впрочем, возможно, что после его смерти один из учеников несколько изменил композицию книги, перестроив ее по традиционной схеме: обличение народа Божия, речи о язычниках, пророчества о грядущем.

В отличие от большинства пророков, Иезекииль писал в основном прозой. Книга его изобилует образами, часто трудными для толкования. Пророк излагал Откровение Божие в виде притч (20,49), привлекая множество людей своеобразием своих речей (33,32). Он часто прибегал к символическим действиям, наглядно изображая события грядущего. Иезекииль созерцал тайны Господни в состоянии «восхищения». Чтобы передать людям смысл своих видений, пророк употреблял разнообразные символы и аллегории. Писания его таинственны и предвосхищают апокалиптическую литературу более поздних времен.

Композиция Кн. пр. Иезекииля:

1. Пророчества о суде над Иерусалимом (гл. 1-24).

2. Пророчества о семи языческих народах (гл. 25-32).

3. Пророчества, написанные после падения Иерусалима в 587 году (гл. 33-39).

4. Пророчества о Новом Иерусалиме (гл. 40-48), написанные в 70-х годах VI века.