Isagogy. Old Testament

1. Две стороны эллинизации. В середине III века до Р.Х. ветхозаветная Церковь впервые тесно соприкоснулась с эллинистическим миром, его военной мощью, наукой, философией, религией и образом жизни. Эллинизм представлял собой сплав элементов греческой культуры с культурами других народов при явном преобладании элемента греческого. В отличие от древнего эллинства, эллинизм не ограничивался Балканами, Малой Азией и греческими колониями. Он стал быстро распространяться по всему цивилизованному миру. После походов Александра Македонского влиянию эллинизма подверглись Рим, Египет, Двуречье, Сирия, Средняя Азия и Индия. Греческий язык «койне» стал фактически международным. Идеи греческих философов, художественные каноны эллинства проникли почти повсюду.

Несмотря на свою обособленность, иудейская Община также испытывала воздействие эллинизма. Положительными результатами этого воздействия были Септуагинта (см. т. 1, §6) и греко-еврейская философия и истриография. Эллинизму иудеи были обязаны аллегорическим методом толкования Библии. Септуагинта сделала Библию доступной для язычников (позднее она стала общепринятым переводом в ранней Церкви).

Но контакт с западной культурой таил в себе и немало соблазнов. Он угрожал как нравственной чистоте иудеев, так и славному их достоянию — вере. Язычество снова стало опасностью для Израиля. Устоять против искушений помогла непреклонность духовных наставников народа, которые сумели сберечь религию единого Бога от разлагающего влияния эллинизма. Следы этой борьбы ревнителей веры мы находим в неканонических Послании Иеремии и Кн. Варуха.

2. Послание Иеремии и Кн. Варуха. Послание, по общему мнению современных экзегетов, написано между III и I веками до Р.Х. Оно целиком посвящено полемике с идолопоклонством. Вероятно, автор Послания жил в Вавилонии и мог наблюдать языческие празднества, возрожденные Александром Македонским. На новый натиск язычества он отвечает словом, проникнутым духом пророков — борцов против идолов. В Послании красочно изображен процесс изготовления кумиров и их мишурное великолепие. Автор показывает, что идолы, которых почитают неприкосновенными и наделяют волшебными свойствами, бессильны.

Книга дошла до наших дней на греческом языке, но многие филологи считают, что оригинал ее был написан на еврейском или арамейском. То же самое можно сказать и о неканонической Кн. Варуха.

В Вульгате эта книга составляет одно целое с Посланием Иеремии. Некоторые экзегеты приписывают Вар 1,15 — 3,8 самому Варуху, ученику пр. Иеремии. Но в целом в ее настоящем виде книга принадлежит эллинистической эпохе (III–II вв. до Р.Х.).

Кн. Варуха говорит о жизни, сомнениях и вере иудеев во дни вавилонского Плена. Богословие книги близко к богословию великих пророков. Автор именует Бога «Вечным». Такого слова (в роли существительного) еврейский язык не имеет. Экзегеты полагают, что слово «Вечный» употреблено переводчиком как эквивалент св. Имени Ягве (Сущий). В Кн. Варуха подчеркивается, что вечное и подлинное бытие принадлежит единому Богу; тварный мир — преходящ и тленен. Только силою Вечного мир и история обретают жизнь и движение. Завет, помощь и благо, исходящие от Бога, непреложны, ибо Сам Он вечен. От Господа бытие, от Него же и спасение (ср. Ис 40,6-8). Отцы Церкви высоко ставили вероучительное значение Кн. Варуха.

Под именем Варуха известно также другое апокрифическое произведение еще более позднего времени — Апокалипсис Варуха (конец I в. по Р.Х.).

3. 1-2 Маккавейские книги. Во II веке до Р.Х. отношение между иудейством и эллинизмом перешло в острый конфликт. Он привел к кровавому гонению на ветхозаветную Церковь, восстанию Иуды Маккавея и созданию его братьями независимого государства в Палестине.

Этот кризис поставил под вопрос само существование библейской веры; она была спасена Промыслом, Который воздвиг ревнителей, отстоявших наследие Господне. Гонениям и освободительной войне посвящены первые две Маккавейские книги. Хотя они отнесены к разряду неканонических, книги имеют большое значение, поскольку проливают свет на важный момент св. истории.

Написаны книги вскоре после изображенных в них событий: первая — составлена около 100 года до Р.Х. Она является блестящим образцом ветхозаветной истриографии. Автор ее — горячий сторонник восставших и подробно описывает военные кампании Маккавея. Вторая — написана раньше, около 120 года, и есть краткое извлечение из труда Ясона Киренского (2 Макк 2,20-33). Ее цели скорее религиозные, чем политические. Она воспевает мужество ветхозаветных мучеников, которые погибли за веру, убежденные, что Господь воскресит их в День Суда.

Хронология событий, описанных в 1-2 Маккавейских книгах

Библейские события Внебиблейский мир 323 Смерть Александра Македонского 200-198 Иудея под властью Селевкидов 223-187 Антиох III Великий 176 Попытка ограбить Храм Илиодором, военачальником 187-175 Селевк IV Селевка IV 175-162 Антиох IV Епифан 171 Убийство первосвященника Онии III в Антиохии 170 Первый поход Антиоха IV на Египет 168 Начало гонения Антиоха 168 Второй поход Антиоха IV на Египет 167 Осквернение Храма 166 Начало Маккавейского восстания 165 Кн. пр. Даниила 164 Освобождение Маккавеем Храма 163 Смерть Антиоха IV 163-162 Антиох V Евпатор 162-150 Димитрий I Сотер 160-142 Правление Иоанафана Хасмонея 150-145 Александр Балас 142-135 Правление Симона Хасмонея. Основание Хасмонейской династии 145-125 Димитрий II, Антиох VI, Трифон, Антиох VII 135 Основание общины ессеев. Начало фарисейского движения 135-105 Иоанн Гиркан I

Примечание. 1 Маккавейская книга обнимает события с 323 по 135 годы. 2 Маккавейская — события со 176 по 161 годы.