Isagogy. Old Testament

3. Палеоантропы (древние люди), или неандертальцы — уже почти сформировавшиеся люди, но лишенные членораздельной речи, не знающие искусства. На смену им приходит уже настоящий человек, наделенный бессмертным духом и личностным разумом. Генетическая связь (связь по происхождению) этих групп остается до сих пор неясной. Но в целом находки служат свидетельством в пользу того, что тело человека имело долгую предысторию в природе. Такой взгляд вполне согласуется с широким пониманием библейских слов о «прахе земом». Это видно из трудов выдающихся современных христианских ученых-антропологов: аббата А. Брейля (1877-1961), Г. Обермайера (1877-1946) и иером. П. Тейара де Шардена (1881-1955).

Хронологическая таблица предшественников человека

Ок. 5 млн. лет назад — появление первых австралопитеков (Африка)

Ок. 3 млн. — " — древнейшие орудия (Африка)

Ок. 1 млн. — " — появление архантропов (Азия, Африка, Европа)

Ок. 800 тыс. — " — архантропы начинают использовать огонь

Ок. 100 тыс. — " — появление и распространение палеоантропов (Азия, Африка, Европа)

Ок. 50-40 тыс. — " — появление человека

Литература:

Васман Э. Христианство и теория развития. Пг., 1917.

Иди М. Недостающее звено. Пер. с англ. М., 1977.

Лазуков Г. И. Природа и древний человек. М., 1981.

Матюшин Т. И. У истоков человечества. М., 1982.

Обермайер Г. Человек в его прошлом и настоящем. Пер. с нем. СПб., 1913 (книга, устаревшая по фактам, но ценная своими идеями).

Тейар де Шарден П. Феномен человека. Пер. с франц. (сокращенный). М., 1965.

2. Легенды шумеров о золотом веке

Сохранились свидетельства о том, что шумерийцы, создатели древней культуры Двуречья, знали сказание о блаженной жизни первых людей. Один из текстов гласит:

В стародавние времена не было ни змей, ни скорпионов, Не было гиен и не было львов, Не было ни диких собак, ни волков, Не было ни страха, ни ужаса, И человек не имел врагов.

В другой легенде описывается счастливая страна Дильмун, в которой некогда жили люди:

В Дильмуне ворон не каркает, Птица иттиду не кричит, Лев не убивает, Волк не хватает ягненка.

В ветхозаветной картине рая все эти подробности отсутствуют; св. писатель делает ударение на близости человека к Богу, под покровом Которого он находился в Едеме. (Текст цитирован по кн.: Крамер С. Н. История начинается в Шумере.)