«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вопрос 102. Оставляющего братство по какой бы то ни было причине, надобно, или не надобно удерживать увещанием? И если надобно, то как?

Ответ. Поелику Господь сказал: «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан.6, 37), и еще: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Матф.9, 12): и в другом месте: «Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?» (Матф.18,12. Лук. 15, 4): то надобно всеми способами врачевать болящего и стараться, чтобы вывихнутый, скажу так, член снова вправить. Если же кто закосневает в каком бы то ни было пороке; то надобно оставить его, как чуждого; ибо написано: «всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они - слепые» (Матф.15, 13, 14).

Вопрос 105. Вступающим в братство надобно ли тотчас учиться искусствам?

Ответ. О сем рассудят настоятели.

Вопрос 107. Если кто скажет, что имеет желание жить в братстве, но служение своим по плоти, ли не редко подати препятствуют ему совершенно посвятить себя такому роду жизни, то надобно ли дозволять ему вход к братиям?

Ответ. Не безопасно препятствовать желанию прекрасного; не безопасно также вступившему давать время рассуждать о делах сторонних и чуждых жизни по Богу. Но если вступивший посвящает себя жизни внутренней, не привнося ничего внешнего; то подает о себе более добрую надежду.

Вопрос 136. Необходимо ли всем собираться в час обеда, и как обходиться с опоздавшим и приходящим после обеда?

Ответ. Если он не поспел по необходимости, зависящей от места или дела, как соблюдающие заповедь сказавшего: «В каком (звании) кто призван, братия, в том каждый и оставайся» (1Кор. 7, 24); то блюститель общего благочиния, приняв сие в рассуждение, извинит ему. А если мог поспеть, но не постарался, показав вину небрежения, пусть остается без пищи до определенного часа в следующий день.

Вопрос 141. Должно ли в рабочих помещениях находиться пришлым, или кому и из тутошних, оставив собственное свое место?

Ответ. Если окажется поступающим так кто либо другой кроме того, кому вверены надзор за работающими и распоряжение работами; то ему, как нарушающему благочиние в стройности членов, да будет запрещен и дозволенный другим выход, сидя же на одном месте, какое будет признано удобным для вразумления, пусть без развлечения и пристальнее обыкновенного занимается своим делом, пока не научится соблюдать сказанное Апостолом: «В каком (звании) кто призван, братия, в том каждый и оставайся» (1Кор. 7, 24).