«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вопрос 241. От чего «узки» те врата, и «тесен» тот путь, который вводит «в живот», и как входит им человек (Матф.7, 14)?

Ответ. Опять и здесь узкое и тесное означают не что либо разное; но слово: «тесный» выражает высшую степень узкости, когда путь до того сужен, что идущему надобно тесниться, то есть, с обеих сторон жаться, потому что опасно всякое уклонение и в правую и в левую сторону, как на мосту, с которого, в какую сторону ни поверни, готова принять тебя текущая под ним река. Потому Давид говорит: «при стези соблазны положиша ми» (Псал.139,6). Посему, кто предположил войти в живот узким и тесным путем, тот должен остерегаться всякого отступления и совращения от заповедей Господних, исполняя написанное: «не уклоняйся ни направо, ни налево» (Второз.17, 11).

Вопрос 245. Кто мудр, как змея, и цел, как голубь (Матф.10, 16)?

Ответ. Мудр, как змея, кто предлагает учените с осмотрительностью и с разумением, как успешно привести слушателей к благопокорности. А цел, как голубь, кто не держит и в мысли, чтобы мстить злоумышляющему, но продолжает ему благодетельствовать, по заповеданному Апостолом: «Вы же, братия, не унывайте, делая добро» (2Солун. 3, 13). Ибо Господь заповедует это ученикам, посылая их на проповедь, где была потребность и в мудрости для убеждения, и в незлобии к злоумышляющим, чтобы, как некогда змий умел и подойти с лицом льстивым и говорить увлекательно для отторжения от Бога и для подчинения греху, так и мы избирали себе и лице, и место, и время, и всеми мерами устроили «словеса на суде» (Псал.111, 5) для отторжения от греха и для подчинения Богу, а в искушениях соблюдали терпение до конца, как написано (Матф.24, 13).

Вопрос 280. Кто есть»чистый сердцем» (Матф. 5, 8)?

Ответ. Кто не знает за собой презрения к заповеди Божьей, или недостаточного или небрежного исполнения оной.

Вопрос 290. Как иной «всегда преуспевайте в деле Господнем» (1Кор. 15, 58)?

Ответ. Если он или преумножает данное ему дарование, содействуя пользе и преспеянию им облагодетельствованных, или оказывает в деле Господнем большее тщание в сравнении с предметами обыкновенного человеческого попечения.

Вопрос 294. По какой причине человек теряет всегдашнее памятование о Боге?

Ответ. Если он не памятует благодеяний Божиих, и оказывается непризнательным к Благодетелю.

Вопрос 296 Как душа несомненно уверится, что она чиста от грехов?

Ответ. Если кто приметит к себе расположение Давида, который сказал: «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею» (Пс.118, 163), или приметит, что исполнилось в нем заповеданное апостолом, который сказал: «умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание... за которые гнев Божий грядет», и потом, распространяя подобный суд на всякий грех, присовокупил: «на сынов противления» (Кол. 3, 5-6), чтобы можно было сказать: «Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать» (Пс.100, 4). Познает же себя человек находящимся в таком расположении, если и к грешникам чувствует, как и святые, трепетное сострадание. Так и Давид говорил: «Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего» (Пс.118, 158); и апостол Говорит: «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2Кор. 11, 29). Ибо поистине, если душа лучше тела, а между тем видим, что всякой нечистоты на теле отвращаемся и гнушаемся и вид всякого терзания и всякого умышления на это производит в сердце сокрушение и скорбь, то кольми паче христолюбцу и братолюбцу свойственно чувствовать сказанное выше в рассуждении грешников, когда видит душу согрешающих как бы зверями изъявляемою и пожираемою и покрывающеюся как бы гноем и гнилостью, как и Давид сказал: «беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего. Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу» (Пс.37, 5-7); и апостол говорит:»Жало же смерти — грех» (1Кор. 15, 56). Посему когда приметит кто, что душа его при своих собственных или при чужих грехах, по сказанному в начале, приходит именно в такое расположение, тогда да будет несомненно уверен, что он чист от греха.

Вопрос 297. Как надобно обращаться от грехов?

Ответ. Возревновав о расположении Давида, который, во-первых, говорит: «беззаконие мое познах, и греха моего не покрых: рех, исповем на мя беззаконие мое Господеви» (Псал.31, 5); а потом разнообразно объясняет способ к тому в шестом и в других псалмах; у Апостола же поучаясь тому, что засвидетельствовал он Коринфянам о чужом грехе, сказав: «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению», и присовокупив свойство печали: «вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование (на виновного), какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле» (2 Кор.7, 10. 11). Почему явствует из сего, что надобно не только удаляться греха и скорбеть о согрешающих, но уклоняться и от самых грешников. И сие ясно выразил Давид, сказав: «отступите от мене вси, делающии беззаконие» (Псал.6, 9); Апостол же заповедал: «с таким даже и не есть вместе» (1Кор. 5, 11).