«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ответ. Сказано было, что получивший власть распределять работы должен давать приказы, соображаясь с способностью и силами употребляемого в работу, чтобы самому о себе не услышать: «созидаяй труд на повеление» (Псал.93, 20). Впрочем получивши приказ не должен прекословить, потому что предел послушания—послушание до смерти.

Вопрос 153. Смотрительница над шерстями как должна сберегать их, и как надзирать за работающими?

Ответ. Она должна сберегать шерсти, как залог Божий, а работу, каждой сестре свойственную, назначать без притеснения и без лицеприятия.

Вопрос 154. Если случится, что братий не много, и прислуживая большему числу сестер, приведены они в необходимость, разделившись на разные работы, разойтись между собою; то безопасно ли это?

Ответ. Если эта заботливость подтверждается Господнею заповедью, и труд бывает по Богу; то каждый из работающих как благоугождает Богу собственным делом своим, так и соблюдает взаимное единство тем, что все они единодушны, единомысленны и выполняют сказанное Апостолом: «ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами» (Колос. 2, 5).

Вопрос 156. Кому поручено смотрение или над запасами, или над чем другим подобным, тот навсегда ли должен иметь о сем попечение, или надобно сменять его?

Ответ. Если соблюдает знание благочиния и строгость устава; то сменять его излишне, лучше же сказать, трудно и неудобно. Но необходимо, чтобы был у него сотрудник, обязанный понемногу приучаться к должности смотрителя, чтобы когда откроется нужда в преемнике, не прийти нам в затруднение по неимению такого человека. А нередко принуждены бываем приставлять к делу неспособного к должности; от чего по необходимости бывает то, что, по его неопытности и нарушается строгость, и расстраивается должное благочиние.

Вопрос 160. С каким расположением обязаны мы услуживать братьям?

Ответ. Оказывая им услугу, как бы самому Господу, сказавшему: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25, 40). К приобретению же такового расположения способствует то, чтобы таковы были и принимающее услугу. Почему настоятели должны тщательно заботиться о них, чтобы не поработились чреву и сластолюбие, как плотоугодники, но чтобы, как боголюбцы и христолюбцы, чрез совершенное терпение соделались похвалою для Господа в посрамление дьяволу, как праведный Иов.

Вопрос 161. С каким смирением должно принимать услугу от брата?

Ответ. Как раб от владыки и с тем смирением, какое показал Апостол Петр, когда прислуживал Господь. В его примере узнаем и опасность, какой подвергаются не принимающее услуги.

Вопрос 220. Всякому ли желающему надобно дозволять свидание с сестрами, или: кому, когда и как иметь свидание с сестрами?

Ответ. Об этом говорено в правилах, пространно изложенных,—что даже мужчине с мужчиною должно иметь свидания не просто всякому свободно и как случилось, но только тому, кто, по испытании, окажется способным доставить пользу и сам воспользоваться. А если кто помнит Господа, сказавшего: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Матф.12, 36); тот боится подобного суда за всякое дело и повинуется Апостолу, сказавшему: «едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор. 10, 31), и в другом месте: «все сие да будет к назиданию» (14, 26), и не дозволяет себе сделать что либо бездельно и без пользы. Что же касается до того, кому, когда, и как иметь свидание: то да принимаются во внимание время, место и лице, чтобы от сего не произошло никакого худого подозрения, но все соблюдены были от соблазна, и свидание послужило к созиданию веры. Писание же не позволяет видеться один на один, ибо сказано: «Двоим лучше, нежели одному», а притом двое более надежны; «горе» же «одному», яко «когда упадет, а другого нет, который поднял бы его» (Еккл.4, 9. 10).

Вопрос 285. Братству, когда ведут торг с другим братством, надобно ли домогаться надлежащей цены за вещь?