«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ответ. Не могу сказать, позволяет ли Писание братьям покупать друг у друга и продавать друг другу, потому что научены мы делиться друг с другом в нужде, по написанному: «ваш избыток в (восполнение) их недостатка; а после их избыток в (восполнение) вашего недостатка, чтобы была равномерность» (2Кор. 8, 14). Если же когда случится подобная необходимость, то стараться о том, чтобы цена была не меньше надлежащей, надобно более покупающему, нежели продающему. Оба же да помнят сказавшего: «Нехорошо и обвинять правого» (Притч. 17, 26).

Вопрос 286. Кто живет в братстве и впал в телесную немощь, то должно ли отводить в странноприимную?

Ответ. Надобно, чтобы каждое место и частная цель служили к общей пользе во славу Божию.

Вопрос 308. Надобно ли в братстве отдаривать дающего что-нибудь, и делать ли вознаграждение соразмерно с даром?

Ответ. Весь этот вопрос дело человеческое. А если надобно представить доказательство благопризнательности, то пусть остается на усмотрение домостроителя—и принимать даяния, и вознаграждать дателя.

Вопросы о настоятелях, настоятельницах и их обязанностях

Вопрос 82. Поелику написано: «стариц, как матерей» (1 Тим. 5, 2); то, если случится старице впасть в один грех с юною, подлежит ли она одному и тому же наказанию?

Ответ. Апостол, чествуя стариц, как матерей, не тому учит, что они не делают ничего достойного наказания. Если же случится когда старице впасть в один грех с юною; то прежде всего должно принять в рассмотрение естественные, скажу так, недостатки возраста, и таким образом определить приличную тому и другому возрасту меру наказания. Например, леность почти естественна старости, но не юности, равно как рассеянность, беспокойство, дерзость, и все подобное естественны не старости, но юности, и по-видимому поддерживаются естественною юности горячностью. Посему тот же грех, например леность, достоин тягчайшего обвинения в молодой, которую ни мало не извиняет возраст; и тот же грех—рассеянность, или дерзость, или буйство, большего осуждения делает достойною старицу, которой и самый возраст помогает быть кроткою и тихою. Сверх сего надобно в том и другом лице исследовать и самый вид греха, и таким образом чрез свойственное каждому наказание вводить приличный способ врачевания.

Вопрос 98. Какую мысль должен иметь настоятель, когда что-нибудь приказывает, или учреждает?

Ответ. В отношении к Богу, как «слуга Христов и строитель таин Божиих» (1Кор.4, 1), должен бояться, чтобы не сказать или не постановить чего либо вопреки воле Божьей, засвидетельствованной в Писаниях, и не оказаться лжесвидетелем по отношению к Богу или святотатцем, или введя что чуждое учению Господню, или оставив что угодное Богу. А в отношении к братьи, «как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1Сол.2,7), так и он должен быть готов, в угождение Богу и для общей всех пользы, подать каждому не только благовествование Божие, но и душу свою, по заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа, сказавшего: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, (так) и вы да любите друг друга» (Иоан.13, 34). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан.15, 13).

Вопрос 104. Как надобно назначать братиям занятия? по усмотрению ли одного настоятеля, или и по приговору братий? А подобно и в рассуждении сестер?

Ответ. Если каждый научен то, о чем думает, предлагать на рассмотрение другим; не тем ли паче дела такого рода должны производиться по усмотрении способных к тому, потому что Божие домостроительство должно быть по Божией воле вручаемо представившим уже доказательство, что могут благоугодно Господу устроить им порученное? И вообще, во всяком деле настоятелю необходимо помнить, что говорит Писание: «с советом все твори» (Сир. 32, 21).

Вопрос 108. Надобно ли настоятелю с какою либо сестрою без настоятельницы беседовать о том, что служит к созиданию веры?

Ответ. В таких случаях не соблюдается заповедь Апостола, сказавшего: «только всё должно быть благопристойно и чинно» (1Кор. 14, 40).