«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ответ. Таковой явно осужден за лукавство в евангельской притче, в которой Господь огорчившимся на то, что некоторые получили равную с ними плату, говорит: «или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» (Матф.20, 15.)? Очевиден также суды Божии о таком человеке и подобных ему и из слов пророка: «тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит» (Псал.14, 4.).

Вопрос 283. Кто исполняет чью либо волю, тот сообщник ли его?

Ответ. Если верим Господу, Который говорит: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоан.8 34), и еще: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (44); то знаем, что он не просто сообщник, но признает своим господином и отцем того, чье делает дело, по слову Господа. Ясно свидетельствует о сем и Апостол, говоря: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или (рабы) греха к смерти, или послушания к праведности?» (Римл. 6, 16).

Вопрос 303. Надобно ли в братстве слушаться того, что все говорят?

Ответ. Ответ на этот вопрос весьма затруднителен. Во-первых, говорить о чем-нибудь всем—служит явным знакомь неблагочиния, потому что Апостол говорит: «пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают» (1Кор. 14, 29); и он же, в разделении дарований, каждому из говорящих назначает собственное свое место, сказав: «по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12, 3); и в пример телесных членов ясно определяет, что говорящие должны наблюдать очередь, а точнее различает сие в словах: «(имеешь ли) служение, (пребывай) в служении; учитель ли, - в учении; увещатель ли, увещевай», и проч. (7—8). Из сего ясно видно, что не всем все дозволено, но что каждый должен пребывать в собственном своем звании и тщательнее исполнять вверенное ему Господом. Поэтому настоятель общины и всеми распоряжающийся должен нести на себе сию заботу со многим рассуждением, и о каждом иметь неусыпное попечение, как прилично чтобы делать ему свои распоряжения и приказания благоугодно Богу, и сообразно с способностей) и силою каждого к общей пользе. А подчиненные, соблюдая благочиние и зная собственную меру послушания, должны помнить Господа, Который говорит: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную» (Ин.10,27-28), и прежде всего сказал: «За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (5), а также Апостола, который говорит: «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает», и по исчислении последствий сего присовокупляет: «Удаляйся от таких» (1Тим. 6, 3—5); и еще в другом месте: «Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (1Сол.5,20-22). Почему, если что согласно заповеди Господней говорится, по заповеди исполняется, тому надобно повиноваться, хотя бы угрожало смертью; а если что против заповеди, или нарушает заповедь, то хотя бы Ангел с неба, или кто из Апостолов повелевал, хотя бы сопровождалось обетованием жизни или угрозою смерти, никак не должно повиноваться сему: потому что Апостол сказал: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1,8).

Вопросы о том, как обличать и наказывать согрешающих

Вопрос 3. Как надобно обращать грешника, или как обходиться с необращающимся?

Ответ. Как повелел нам Господь, сказав: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 15-17). Поэтому если случится последнее, «для такого довольно сего наказания от многих» (2Кор. 2, 6), потому что апостол написал: «обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4, 2); и еще: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его» (2Сол. 3, 14).

Вопрос 4. Если кто и за малые грехи не дает покоя братиям, говоря: «вы должны покаяться», то ужели он не милосерд и расторгает любовь?