«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ответ. Если кто знает тот вред сна, что душа во время оного не сознает сама себя, а также пользу бодрствования, и особенно ту преимущественную славу, когда человек предстает Богу в молитве, то, как к благодетелю, который делает великое и все пожелания превосходящее добро, будет относиться к тому, кто будит на молитву, или на исполнение какой бы то ни было заповеди.

Вопрос 44. А если тот, кого разбудили, огорчится, или разгневается, то чего он достоин?

Ответ. На первый раз отлучения и лишения пищи, если способен, пришедши в сокрушение, познать, скольких и каких благ лишает себя по своему неразумию, и таким образом обратившись, возрадуется с благодарностью сказавшего: «помянух Бога и возвеселится» (Псал. 76, 4). Если же останется бесчувственным, то да отсечется, как загнивший и поврежденный член от тела. Ибо написано: «ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матф.5, 30).

Вопрос 65. Каким образом иной содержит истину в неправде (Римл.1, 18)?

Ответ. Когда дарованный от Бога блага употребляет во зло по собственным своим хотениям, от чего отрекся Апостол, сказав: «мы не повреждаем слова Божия, как многие» (2Кор. 2,17); и еще: «никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других» (1 Сол. 2, 5—6).

Вопрос 158. С каким расположением должно принимать наказание?

Ответ. С таким, какое прилично больному и находящемуся в опасности жизни, врачуемому отцем и врачом; сколько ни горек и ни мучителен способ врачевания,—с полным доверием к любви и опытности наказующего, и с желанием уврачевания.

Вопрос 159. Каков тот, кто огорчается против подвергнувшего его наказанию?

Ответ. Он не познал ни опасности греха, особливо—со стороны Бога, ни выгоды покаяния, и не поверил сказавшему: «Искренни укоризны от любящего» (Притч. 27,6), и сам себя лишил пользы, какую имел сказавший: «Пусть наказывает меня праведник: это милость» (Пс.140,5). Таковой вредит братству своим сожительством, развлекая подвизающихся.

Вопрос 221. Поелику Господь учит молиться, «чтобы не впасть в искушение» (Лук. 22, 40); то должно ли молиться и о том, чтобы не впадать в телесные страдания, и, если кто впадет в них, как должен переносить?

Ответ. Господь не различил качества напасти, но вообще повелел: «молитесь, чтобы не впасть в искушение». А введенному в напасть должно просить у Господа «при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор. 10, 13), чтобы исполнилось над нами: «претерпевший же до конца спасется» (Матф.24, 13).

Вопрос 229. Поступки недозволенные надобно ли без всякого стыда открывать всем, или только некоторым, и кому именно?

Ответ. Обнаружение грехов подлежит тому же закону, какому и объявление телесных немощей. Посему, как телесные немощи люди открывают не всем, и не первому встретившемуся, а только искусным в уврачевании оных; так и обнаружение грехов должно быть пред способными уврачевать их, по написанному: вы «сильные, должны сносить немощи бессильных» (Рим.15, 1), то есть, устраняйте своим тщанием.

Вопрос 301. А если скажет: меня не осуждает совесть?