«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ответ. Попечение и рассуждение об этом принадлежат настоятелю. Впрочем, по моему мнению, полагаю, что гораздо неблазненнее для многих и полезнее для созидания веры отвергать такие подарки. Ибо следствием принятия, во-первых, бывает, что нередко на общину падает укоризна; потом, родственнику принесших подает это повод к превозношению; сверх того, по сказанному Апостолом, о тех, которые в общежития едят и пьют свое, исполняется слово его: «унижаете неимущих» (1Кор.11, 22), и многое подобное. Поелику же столько сходится поводов ко греху; то прекрасное дело—не принимать подобных даров, впрочем дозволять настоятелю брать на свое усмотрение, от кого надобно принимать и как должно распоряжаться принятым.

Вопрос 305. Должно ли принимать дары от мирян ради дружбы, или прежнего родства?

Ответ. Вопрос этот имеет одинаковую силу с вопросом: надобно ли принимать что от свойственников?

Вопрос 311. Надобно ли ходить на посещение тех, которые просят о сем?

Ответ. Посещать — дело угодное Богу. Но посетитель должен быть благоразумным слушателем и мудрым на ответы, исполняя сказанное: «Слово ваше (да будет) всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Колос. 4, 6). Делать же посещения ради родства, или дружбы, чуждо нашему обету.

Вопрос 312. Надобно ли посетителей—мирян приглашать к молитве?

Ответ. Следует, если они друзья Божии; потому что Апостол к ним писал: молитесь «и о мне, дабы мне дано было слово - устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну» Божию (Ефес.6, 19).

Вопрос 313. Надобно ли работать при посетителях?

Ответ. Никакого дела, совершаемого по заповеди, не надобно прерывать ради приходящих по дружеской обязанности, разве какое особенное душевное попечение, по заповеди Господней, окажется предпочтительнее телесного занятия, как святые Апостолы сказали в Деяниях: «нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян.6, 2).

Вопросы о том, как надо относиться к согрешающим, неверующим или неправославным

«Вопрос 7. Какой суд на тех, которые защищают согрешающих?

Ответ. Думаю, что тягчайший суд, о котором сказано: «лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лук. 17, 2). Ибо согрешивший получает не выговор, который бы мог его исправить, но защиту, которая утверждает его во грехе; он и других вызывает на подобные слабости, почему такому защитнику, если не покажет плодов, достойных покаяния, прилично сказанное Господом: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф.5,29).

Вопрос 8. Как надобно принимать кающегося искренно?

Ответ. Как научал Господь, сказав: «созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу» (Лук.15, 6).