«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вопрос 148. Какую меру власти имеет в домоправлении тот, чьему смотрению вверена кладовая?

Ответ. В отношении к тому, кто по испытании вверил ему снабжение кладовой, должен помнить самого Господа, сказавшего: «Я ничего не могу творить Сам от Себя» (Иоан.5, 30); а в отношении к тем, которые на его попечении, должен иметь в виду потребность каждого; потому что написано: «каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян.4, 35). Тот же закон пусть будет для всех, кому поручены подобные заботы.

Вопрос 168. С каким расположением должно брать одежду и обувь, каковы бы они ни были?

Ответ. Если они велики или малы на твой рост: то объяви нужду свою с надлежащею скромностью. А если не нравятся по дешевизне своей, или потому, что не новые, то вспомни слова Господа, сказавшего: не просто всякий, но «делатель достоин» пищи «своей» (Матф.10, 10), и допроси сам себя, сделал ли что-нибудь достойное Господних заповедей, или обетований; тогда не только не потребуешь другого, но и данным будешь приведен в мучительный страх, как получающий это свыше достоинства. Ибо сказанное о пище должно иметь за правило и в рассуждении всякой вещи, удовлетворяющей телесным потребностям.

Вопрос 210. Что значит предписанное Апостолом «приличное одеяние» (1 Тим. 2, 9.)?

Ответ. Употребление одежды, прилично приноровленное к собственной ее цели, приспособленное к требованиям времени, места, лица, нужды; потому что рассудок не допускает одних и тех же одеяний во время зимы и во время лета, и одинаковой одежды для работающего и для отдыхающего, для услуживающего и для принимающего услугу, для воина и для простолюдина, или для мужчины и для женщины.

Вопросы о милостыне

Вопрос 100. Как отпускать приходящих со стороны и просящих милостыни? И всякий ли желающий должен подавать хлеб или что другое; или надобно приставить к сему одного?

Ответ. Поелику Господь утвердительно сказал, что «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам», согласился и с тем, что «псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Матф.15,26,27); то приставленный подавать милостыню пусть делает сие с испытанием. Всякий же, делающий это без его ведома, да подвергнется наказанию, как нарушитель благочестия, пока не научится соблюдать свое место, по слову Апостола: «В каком (звании) кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом» (1Кор.7, 24).

Вопрос 101. Получивший в свое распоряжение приносимое в дар Господу имеет ли необходимость исполнять сказанное: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Лук. 6, 30. Матф.5, 42)?

Ответ. Заповедь: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся», дается как бы вместо искушения, что показывает связь речи: и это заповедует людям лукавым: исполнение сего не главная обязанность, но имеющая место при обстоятельствах. Ибо главная заповедь Господня: «продай имение твое и раздай нищим» (Матф.19, 21), и еще: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню» (Лук. 12, 33). Если же назначенное для одних не безопасно употреблять на других, потому что Господь говорит: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» и: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Матф.15,24,26): то почему же и самому не рассудить, что справедливо?

Вопрос 181. Если братства близко друг от друга, и одно убого, а другое мало расположено к общительности; то убожествующее братство какие расположения должно питать к братству, отказывающему в подаянии?

Ответ. Наученные из любви Христовой и душу свою полагать друг за друга как могут быть скупы в нужном для тела, как бы забыв Сказавшего: «алкал Я, и вы не дали Мне есть» (Матф.25, 42—43) и проч.? Если же стучится это, убожествующие должны иметь долготерпение, подражая Лазарю, в уверенности получить утешение в будущем веке.