«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вопрос. 54. Что такое самолюбие, и чем дает о себе знать самолюбивый?

Ответ. Многое говорится не собственно, как например: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Иоан.12,25). Посему кто любит самого себя не настоящею любовью, тот самолюбив. Дает же знать о себе, если, что ни делает, делает ради себя, хотя бы сделанное было и согласно с заповедью. Ибо ради своего успокоения пренебречь чем либо из потребного для брата, или по душе или по телу, значит уже сделать и для других явным порок самолюбия, которого конец есть погибель.

Вопрос 56. Поелику Господь утверждает, что «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет» (Лук.18, 14), и Апостол повелевает «не высокомудрствуйте» (Римл.12,16), и в другом месте говорит: «горды, надменны, напыщенны» (2 Тим. 3, 2. 4), и еще: «любовь не гордится» (?? ?????????, 1 Кор. 13, 4): то кто высокомудрен, кто величав, кто горд, кто напыщен, и кто разгордевшийся?

Ответ. Высокомудрен тот, кто сам себя возвышает, высоко думает о собственных своих заслугах, превозносится подобно известному фарисею (Лук. 18, 11 и д.) и не ставит себя в ряд с смиренными: он же может быть назван и разгордевшимся, как обвинены в том Коринфяне (1Кор. 5, 2). А величав тот, кто не соображается с узаконениями, не выполняет и того, чтобы «тем же правилом» жительствовать «и тоже» мудрствовать (Филип.3,16), но придумывает собственный свой путь правды и благочестия. Горд, кто хвастается тем, что у него есть, и старается казаться чем-то выше того, что он в действительности. Напыщенный же или может быть одно и то же с гордым, или близок к нему, по сказанному у Апостола: «тот горд» (?????????), «ничего не знает» (1 Тим. 6, 4).

Вопрос 117. Кто не выполняет на каждый день положенного устава в рассуждении известной заповеди, а старается обучиться искусству, тот каким страждет недугом, и может ли быть терпим?

Ответ. Таковой и высокомерен, и самонравен, и неверен, потому что не убоялся суда Господа, сказавшего: «Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лук. 12, 40). Ибо кто каждый день и час ожидает Господа, тот старается, чтобы настоящий день провести в праздности, и более ни о чем не заботится. Но если приказано ему обучаться искусству, то пусть в послушании находит приобретение благоугождения Богу, а не в превозношении—осуждение.

Вопрос 247. Поелику Писание говорит: «Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших» (1Цар. 2, 3), и Апостол иногда признается: «Что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу» (2Кор. 11,17); и еще: «Я дошел до неразумия, хвалясь» (12, 11), а иногда дозволяет хвалится: «Хвалящийся хвались о Господе» (10, 17): то какая похвала о Господе, и какая запрещена?

Ответ. В Апостоле весьма ясно видно необходимое его противление страстям. Ибо говорит сие не для того, чтобы себя самого выставить на вид, но чтобы низложить безрассудное высокомерие и превозношение некоторых. Похвала же о Господе бывает, когда человек добрые дела свои приписывает не себе самому, но Господу, говоря: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4, 13). А похвала запрещенная может быть двоякого рода, или по сказанному: «хвалим есть грешный в похотех души своея» (Псал.9,24), и: «что хвалишися во злобе, сильне» (Псал.51, 3)? или по сказанному: делают, «показаться перед людьми» (Матф.6, 5), в самом же желании приобрести похвалу за то, что делают, как бы хвалясь сделанным. Но таковых можно назвать и святотатцами, присвояющими себе дары Божии, и себе самим восхищающими славу, которая подобает Богу.

Вопрос» 282. Кто те, которые говорит: «мы ели и пили пред Тобою», и получают в ответ: «не знаю вас» (Лук. 13, 26. 27)?