Учебник жизни

XVI. Отдых и часы досуга

Не знаю, есть ли в нашей книге место для описания досуга и рассуждения об отдыхе, когда столько жизненно важных предметов оказались не упомянутыми по причине многообразия человеческого бытия? Впрочем, совсем без отдыха тоже обойтись невозможно. Человеку свойственно утомляться, пишет ли кто, читает ли или чем иным с прилежанием и усердием занимается. И прежде всего скажем вслед за мудрейшим митрополитом XIX столетия Филаретом Московским, что лучший отдых есть перемена занятий. Видим, что Господь по благости Своей даровал нам смену времен года для того, чтобы мы всегда радовались богатству Божиего мира и он нам никогда не прискучивал. Меняется все вокруг нас, меняемся и мы сами. Проходя последовательно детский, молодой, зрелый и старческий возрасты, мы черпаем от каждого свойственное ему и не устаем от жизни со всеми ее коловращениями. Итак, не должно держать тетиву лука в одном напряжении. Если не желаем, дабы она порвалась, необходимо и приспускать ее по временам. Рассудительный христианин поэтому будет стараться разнообразить главное дело своей жизни теми побочными занятиями и новыми впечатлениями, которые не грозят никаким ущербом душе. Святейший Патриарх Тихон, например, управляя Церковью в тяжелейших условиях советских безбожных гонений, испытывал, вероятно, нечеловеческое напряжение от общения с враждебно настроенными государственными чиновниками, поминутно требовавшими аудиенции у Патриарха. И это помимо частых богослужений, обилия верующего народа, искавшего у немощного телом, но бодрого духом благодатного старца поддержки и утешения! До нас дошли свидетельства очевидцев, что печальник и заступник всероссийский перечитывал незадолго перед смертью "Записки охотника" Ивана Сергеевича Тургенева, великого мастера русской художественной прозы и знатока русской души. А для святого праведного Иоанна Кронштадтского, трудовой день которого начинался ранее четырех часов утра, а заканчивался глубокой ночью, отдыхом было уединение, пусть непродолжительное, на лоне природы - в городском ли саду или во время прогулки на дилижансе. Как преображалось лицо праведника, каким сияло восторгом, неземной радостью, когда он созерцал красоту звездного неба или любимую им природу северного края во время ежегодных путешествий на родину, в далекую Суру Архангельской губернии! Наконец, вспоминается мне повествование об одном из выдающихся московских пастырей-духовников предреволюционной поры. Утомленный долгими исповедями и собеседованиями, он любил решать математические задачи, с детства будучи почитателем этой точной науки. Уместно, говоря о досуге христианина, побеседовать и об отношении к нашему собственному телесному естеству, или проще, к телу. Тело, как и душа, сотворено Богом и служит инструментом, орудием, посредством которого разумная человеческая душа действует в этом мире. Искупительный подвиг Христа освятил и тело и душу человеческую, соделав их храмом Духа Святого. Следовательно, мы должны проявлять разумную заботу о теле, которое святые отцы называют не врагом, а другом разумной души. И прежде всего это относится к данному Богом здоровью. Иногда приходится наблюдать у молодых христиан совершенно неразумное пренебрежение к этому дару Создателя. А ведь повредив телу собственным нерадением, запустив болезни, которые на начальной стадии легко могли бы быть уврачеваны или вовсе предотвращены, мы совершаем грех, за который Господь может взыскать с неразумных и нерассудительных Своих учеников. Никто не вправе своевольно сокращать Богом ему данную земную жизнь. Между прочим, святитель Феофан Затворник рекомендует по утрам заниматься гимнастикой, конечно, не в ущерб утреннему молитвенному правилу. И тот, кто полюбил с юности туристические походы или совершает регулярно утренние пробежки, занимается ради укрепления здоровья легкой атлетикой (как ее называют, королевой спорта), греблей, плаваньем, ничуть не погрешает против благочестия. Только все хорошо в меру. "Что не в меру, то от лукавого", - говаривали подвижники благочестия. Если к твоим физическим занятиям стала подкрадываться гордыня, а физическая культура переросла в языческий культ тела, если среда увлекает тебя в мир так называемого большого спорта, который требует человеческих жертв и является видом идолопоклонства, - здесь, по совету и благословению духовника, надо проявить решительность и спастись от искушения похвальным бегством. "Кто чем увлекается, тот тем и искушается", - гласит народная мудрость. Все нам позволительно, но ничто не должно обладать нами. Мир хитер и лукав, он даже невинные удовольствия и полезные сами по себе занятия тщится обратить нам во вред, едва лишь мы забудем о благодарении Создателя и почувствуем к чему-либо из земных предметов греховное пристрастие. Особо должно оговориться, что никакие виды спорта, связанные с агрессией и демонической гордыней (например, восточные боевые искусства), никогда не смогут примириться с христианским благочестием. "А дозволительно ли искать досуга в танцах?" - может быть, спросят меня читатели. Танцы танцам рознь, и каждое занятие приличествует своему возрасту, для современных танцев у меня не найдется ни единого доброго слова. В сочетании с какофонической музыкой они, кажется, и изобретены для того, чтобы сорвать с молодых людей последние покровы стыдливости и подменить благоговейное отношение к лицам иного пола ненасытимой похотью и сладострастием. Будучи искусственно возбуждены, плотские страсти не успокоятся, пока не ввергнут своих пленников в ров нечистоты и блудного греха, от чего да убережет Милосердный Господь читателей этой книги! Так называемые классические танцы, доставшиеся нам в наследство от ушедшей эпохи XIX века, требовали определенного умения, искусства вальсирования, грации, а значит, и подготовки, осознанного труда. Такие пластические занятия весьма полезны в детском и отчасти в подростковом возрасте, когда формируется осанка и многие дети страдают неуклюжестью движений, угловатостью, косолапостью и прочими недостатками. Но после физического становления христианским юношам и девушкам подобает вести брань с господствующим в мире духом растления и блуда. Тесное соприкосновение с лицами иного пола (что подразумевается танцевальными занятиями) крайне неполезно и даже опасно. Будучи соломой, можешь ли ты не сгореть, находясь рядом с растопленной докрасна печью? Что же касается многообразных жизненных ситуаций и порождаемых ими вопросов, нужно разрешать их с духовником-священником в порядке исповедальной беседы, на что ни одна, даже самая хорошая книга претендовать, согласитесь, не может. Настоящая глава была бы неполной, если бы мы вовсе ничего не сказали о собраниях и встречах юных христиан в кругу семьи, друзей или прихожан своего храма. Только оглянитесь вокруг, как разрознены и отчуждены друг от друга люди! В нынешний век расчета и делячества насколько отвыкли люди от чистого, дружеского, бескорыстного, истинно христианского общения! Единственное, что осталось у многих, так это семейные застолья, как правило, насыщающие тело, но не душу. О нецеломудренных и нетрезвенных сходках я и говорить не буду на страницах этой книги. Убежден, что собрания православных христиан и в мирских жилищах благословенны, только бы все свершалось по чину, достойно призвавшего нас Господа! Вспомним с вами, друзья, обещание Спасителя: "Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них". Замечали ли вы, какое чувство духовной полноты, радости взаимного общения посещает душу всякий раз, когда духовно единомысленные люди, члены одной приходской семьи справляют вместе тот или иной праздник? Особенно если на нем присутствует батюшка, хорошо знающий всех собравшихся? Тогда благость Господня веселит сердца людей, ибо чрез подобное общение прославляется Сам Христос. И как хорошо нашей молодежи почаще бывать вместе! Хотя, сказать должно, любви Божественной все возрасты покорны. Возраст и количество прожитых лет мало значат там, где сияет единство веры и общее стремление служить Богу исполнением Его заповедей. Русское православное сердце поразительно глубоко. Оно иногда находит выход своим светлым чувствам в народной песне, объединяющей всех в единый хор, а иногда в тайной молитве, которая, не мешая ничуть атмосфере дружества и доверия, низводит на собравшихся благодать тишины и покоя. Действительно, в иной час хочется вместе и помолчать, потому что не все дано нам выразить словами.

XVII. Дружба, любовь, супружество

Приступаю к этой теме и недоумеваю, как сжато и кратко изложить пространное и трудноопределяемое. Впрочем, мы с вами, прилежные мои читатели, нуждаемся не столько в определениях, сколько в нравственном руководстве и добром жизненном совете. Жизнь, может быть, оттого так прекрасна, что в ней есть место дружбе. Дружба, подлинная и выверенная временем, - несомненно, дар Божий. И тот, кто не имеет настоящих друзей, должен молиться о даровании их. Нелегко сказать, что делает людей друзьями, но, думаю, только тот дружеский союз будет крепким, который основывается на духовном единомыслии. Если у двух или трех совершенно разные понятия о жизни, один верит в Бога и непреложность Его заповедей, а другой само слово "Бог" пишет с маленькой буквы, третьему же все безразлично, то не уподобятся ли они лебедю, раку и щуке из одноименной басни Ивана Андреевича Крылова? Вспомним, кого Христос Спаситель благоволил именовать Своими друзьями: "Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам", а затем добавляет: "Сие заповедую вам, да любите друг друга". Стало быть, и христианская дружба, и сила дружества - от Бога, спасительной Его благодатью зачинается и укрепляется. Вот почему святитель Игнатий Брянчанинов, замечательный подвижник и духовный писатель XIX столетия, благоговел перед даром дружбы и призывал считать за великое счастье, если в жизни нам удастся встретить одного или двух друзей, истинно любящих Господа и со всем усердием исполняющих Его заповеди. К сожалению, такое высокое понятие о дружбе как союзе единомысленных существ, поддерживающих друг друга на жизненном пути совместным подвигом молитвы, встретишь ныне редко, разве что в лице венчанных православных супругов, о которых еще пойдет у нас речь. Но сейчас возвратимся к размышлению о дружбе и друзьях. Кажется, что дружбе невозможно состояться без взаимной открытости и доверия. И опять мысль моя обращается ко Господу, истинному Учителю нашей жизни. "Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего". От друга не будешь сокрывать ничего, потому он и называется другом, что, разделяя твои мысли и любя тебя во Христе, готов быть твоим сотаинником. И еще одно основание дружества обретаем мы в Евангелии - жертвенная готовность служения близким по духу людям. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Вот высота, к которой нам заповедано стремиться на земле и которой мы должны проверять самих себя во взаимоотношениях с друзьями: единомыслие, доверие и жертвенная любовь. А теперь хочется поопасить наших молодых читателей от слишком близких, как говорят, коротких, но, увы, сколь часто легкомысленных знакомств, по недоразумению называемых дружбой. "Нужно с человеком пуд соли съесть и узнать его, как свои пять пальцев, прежде чем открыть душу", - говаривали раньше старинные добрые люди. "Не всякого человека вводи в дом твой", - предупреждает нас ветхозаветный мудрец, желая предотвратить искушение, свершающееся с юными из-за их жизненной неопытности и простодушия. Истинная дружба, добавим мы, возможна в случае полного и взаимного бескорыстия. И если хоть один житейский помысл уязвляет протягивающего руку дружбы, тогда сбывается грубая и печальная формула Лермонтова, говорившего, что в иных случаях из двух друзей один дурак, а другой подлец. Наглядной иллюстрацией такого сомнительного союза служит всем известный эпизод из "Капитанской дочки" А.С. Пушкина, когда один из "друзей", обманутый Петруша Гринев, оказался вынужденным кукарекать под бильярдом, а другой - бессовестный ротмистр Зурин стоял над ним хмельной и радовался негаданной удаче - обыграл на крупную сумму желторотого юнца! Не дай Бог кому-либо из наших читателей оказаться в положении последнего! "Не имей сто рублей, а имей сто друзей", - гласит русская пословица. Но, как видим, выбирать друзей тоже должно с разбором, ибо "друг познается в беде". И бывает, что только жизненные тяжелые испытания и скорби, постигающие нас, дают нам возможность отделить пшеницу от плевел, еще раз проверить самих себя и убедиться в дружбе тех немногих, которые решились великодушно перенести с нами все напасти. Впрочем, о скорбях и болезнях и их благодетельном значении для нравственной жизни человека нам еще предстоит с вами поразмышлять. Приметим, однако, что дружба тогда бывает долговечной, когда мы стараемся развивать в себе чуткость и деликатность в отношении близкого нам человека. Едва лишь кто-то начнет проявлять неумеренную настойчивость, если не навязчивость, будет требовать во всем отчета у своего друга, как будто он - наша собственность, ревновать его к людям, к его собственным личным занятиям и делам, которых у каждого из нас немало, к жизни вообще - дружбе конец! Пусть же наше искреннее расположение и любовь к друзьям ничем не печалит их и не доставляет им тревоги - и тогда они всегда будут платить нам взаимностью. Всякий знает, что дружба между юношей и девушкой, высокая и благородная, часто перерастает в любовь. Будем иметь это в виду и соблюдать величайшую осторожность в отношении друг друга. Незавидное и неблагодарное дело - уязвлять чужие сердца и оставлять в них кровоточащие раны. Дружба девушек между собой, равно и братское общение юношей друг с другом всегда останутся надежнейшей пристанью для человеческого сердца, ищущего покоя, мира и тишины. Любовь сопряжена как с большими тайнами, так и с искушениями, которые христианину должно побеждать во имя самой супружеской любви, Богом данной. И главное искушение - во взаимном тяготении полов, которое находит свое освящение в таинстве венчания и исполнении библейской заповеди: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю". Господь Бог и Его вечный Закон требуют, дабы будущие супруги сохраняли девство, душевную и телесную чистоту до вступления в брак. Ибо такое бережное отношение друг ко другу - залог счастливой и мирной жизни в супружестве, во всей полноте раскрывающемся в появлении детей - благословенного Богом потомства. Вот почему в старину старались выдать девицу замуж пораньше и всячески берегли ее от короткого общения с женихом, считая недозволительными никакие вольности между ними. И справедливо, ведь от малого до великого падения - один шаг. Сейчас иные времена: большая часть человечества, отступив от Бога, вопреки совести узаконивает беззаконие, полагая разврат и блудное сожительство делом не только естественным, но и необходимым - своеобразной проверкой будущей супружеской жизни. "О tempora, о mores! О времена, о нравы!" - воскликнул бы с неподдельным ужасом Цицерон, окажись он в XX веке сидящим перед телевизором где-нибудь в московской квартире. Эта книга писана не для тех, о которых выразительно говорит наша пословица: "Свинья найдет свою грязь". Итак, мои друзья во Христе, если некому сегодня следить за нашей нравственностью, будем сторожами сами себе и своему подлинному земному счастью, которое многие из нас обретут в законном венчанном браке. Молодые люди-христиане должны взращивать в себе рыцарское отношение к женщине. Юноша! Благоговея перед своей матерью, как ты сможешь в мыслях осквернять ту, которая сама в будущем станет матерью?! Если ты именуешь девушку своей невестой и помышляешь о ней как о спутнице всей твоей жизни, бойся и перстом прикоснуться к ней, разве что только подавая ей руку, когда она ступает на землю и ищет опоры, выходя из "дилижанса". Знает ли наш юный, но мужественный читатель несколько переосмысленную "формулу любви", почерпнутую из писаний святого Апостола Павла? Обращаясь к дорогому для себя существу, каждый христианин должен бы уметь сказать: "...Ищу не вашего, а вас". И действительно, чистая и глубокая привязанность внушает благоговение к человеку. Грубая похоть, ничем не сдерживаемое плотское стремление часто имеют место там, где и речи не идет о взаимном уважении, духовном единомыслии и подлинной любви. Прекрасные читательницы наши! Мудра наша Мать Церковь, заповедующая блюсти невинность как драгоценный дар, дабы принести ее незапятнанной к венцу. Иначе, идя на поводу у несдержанного ухажера, мы никогда (!) не сумеем оценить его душевных качеств и, попросту говоря, разобраться в нем как в человеке. Подобная распущенность до брака далеко не лучшим образом характеризует личностные свойства супругов. Любовь, размышляют некоторые, представляет собой целокупность духовного, душевного и телесного единства любящих. И если над нами господствует плоть и похоть, все творится в угоду страстям, счастья в супружестве не жди! Посему не должно бояться быть "белой лебедью", или, как говорили в старину, "красной девицей". Напротив, тем большее уважение вы вызовете у окружающих людей, чем больше строгости и целомудренности проявите по отношению к молодым людям, добивающимся вашего внимания. Прекрасна, как то принято считать, пора влюбленности. Она и неуклюжих делает галантными, неопрятных заставляет следить за самими собой и даже иной раз исторгает рифмы из совсем непоэтических сердец. Но влюбленность может стать и болезненным состоянием. Случается это тогда, когда полюбив, мы забываем: един Господь является Причиною бытия, Светом, Дыханием и Жизнью человеческого сердца. "Не сотвори себе кумира", - гласит Святая Библия. И часто боготворя и преклоняясь перед своей избранницей, духовно неопытный молодой человек много вредит и самому себе, и своей будущей половине. Истинный христианин всегда постарается трезво оценивать жизнь вокруг себя. Любовь, быть может, в том и выражается, чтобы, видя и зная немощи и недостатки любимого человека, терпеть их с надеждой исправить впоследствии собственной чуткостью и пониманием. Только молитва к Богу дает силы и мудрость, кротость и подлинную любовь, вооружившись которыми, мы победоносно пронесем добровольно взятый крест Супружества. А как нужна правильная самооценка в брачных делах! Мне приходилось видеть женщин, горько плакавших, сетовавших на свою печальную долю в замужестве. Мужья их беспробудно пили. "А не замечали ли вы за ними этой привычки до брака?" - спрашивал я их как священник. "Да, батюшка, - отвечали иные, - но мне казалось, что я сильная, справлюсь, перевоспитаю его". Если ваш жених не может пожертвовать бутылкой, гадюкой-страстью, ради вас, то, возьму на себя смелость сказать однозначно, никогда не принимайте его предложения! Или вино - или вы! Раздавая житейские советы, почерпнутые из пастырской практики, а больше из народной мудрости, добавлю еще нечто: "Яблочко от яблоньки падает недалеко". Если вы хотите больше узнать о вашей будущей половине, не пренебрегайте знакомством с ее родителями. В супружестве оказывается очень важным, к какому сословию или кругу принадлежат молодые муж и жена. Если они люди совершенно разного уклада, он сын лесника, а она принцесса - то, как вы догадываетесь, проблем (модное слово!) возникнет немало. Принцесса, предположим, привыкла принимать ежедневно хвойные ванны, а ее избранник даже не знал о существовании рукомойника, омываясь водой из близтекущего ручья. Главным и необходимым условием брака для православной души является тождество веры жениха и невесты. Каноны Церкви запрещают свершение венчания православного с инославной или иноверной, если только последние не пожелают принять правую веру. Ибо брак есть прежде всего единство двух во Христе и в Церкви Христовой, а это единство невозможно вне веры православной. Юноши! Не обольщайтесь миловидностью лица девушки, но лучше посмотрите на ее обращение с родной матерью. Коль скоро вы увидите, что дочь услужлива, предупредительна, почтительна с родительницей, - пред вами избранница небес! Но если вы заметите небрежение, недовольство в тоне, дерзость и даже хамство в обращении с матерью, бегите вон из этого дома, как будто бы то была избушка на курьих ножках, а вы Иванушка-дурачок-простачок. Иные хотят поскорее выйти замуж только для того, чтобы избавиться от родительской опеки или улучшить жилищные условия. Пусть они выходят замуж за кого угодно: Отелло, Робинзона, д'Артаньяна, но только не за вас! "Ищи жену не в хороводе, а в огороде", - поучает нас русский народ. Горе мужу, если жена его оказывается изнеженной белоручкой, которая постоянно норовит куда-нибудь выпорхнуть из дома: то в театр, то к друзьям. Не умея толком ни готовить, ни шить, ни рукодельничать, достойная сожаления женщина и мужа своего сделает несчастным человеком, ежечасно от него что-то требуя и всегда оставаясь недовольной. Сложное, но спасительное дело брак, если вступают в него молодые люди не по расчету, не по страсти, а по освященной верой и молитвой любви. Свечи, которые держат в руках новобрачные во время венчания, - символ их готовности отдавать друг другу свет и тепло, а самим умаляться ради сохранения мира и единомыслия. "Тот, кто умнее, тот пусть первый уступает", - сказал как-то один современный московский батюшка только что повенчанным супругам. Венчанный брак тем и отличается от вполне уместной гражданской регистрации, что он, будучи таинством Церкви, низводит на брачующихся Божие благословение и поставляет их на служение супружеству. Этот дар мы получаем от Бога не без клятв и обетов с нашей стороны. Господь Иисус Христос через священника принимает обещания жениха и невесты хранить взаимную верность, никогда не осквернять супружеского ложа изменой и нести крест супружества до смерти. Сама кончина не разлучает преданных друг другу мужа и жену. И как здесь на земле, так и у Престола Божия, во Царствии Небесном, они будут стоять рука об руку, увенчанные спасением в награду за веру, верность и любовь! Не получилось у меня, о терпеливые мои читатели, сказать емко о том, что не объемлется и жизнью. Не поведал я вам о главном секрете супружеского счастья, заключающегося в том, чтобы мужу обращаться с женой всегда так же бережно и с такой же любовью, как и в день венчания. Не обмолвился о том, что девушке, обремененной множеством немощей и недугов, болезненной и хрупкой, должно заранее получить полное представление о тяготах замужества, потому что вынашивание, рождение детей, как вы помните по первой главе нашей книги, - это настоящий подвиг, требующий немалых физических сил. Не сказал, что христианский брак, чистый и святой, вовсе не знает никаких злоумышлений против зачатия и самих утробных младенцев, убиение которых составляет главное преступление нашего времени, вопиющее на небо об отмщении за него. Не посоветовал христианской девице, прежде чем определяться в мыслях о замужестве, хотя бы на недельку съездить в обитель, монастырь, дабы не укрылась от нее ангельская стезя - монашество - путь превосходнейший, о котором вам надлежит еще услышать в этой книге.

XVIII. Воспитание детей

Все ли знают, что сказала святая праматерь Ева, когда впервые разрешилась от бремени чадом своим? "...Приобрела я человека от Господа!" - изрекла тогда первая мать на земле. И если чадо, дитя - от Бога, то и взращивание, дело воспитания без Божией помощи обойтись никак не может. Особенно это очевидно в наше время, быть может, гораздо более трудное для воспитания подрастающего поколения, чем предыдущее. И пусть наши читатели не удивляются, что в книгу включена такая глава. Что может быть интереснее, чем данный предмет, для тех, кто сам еще не вышел из юного возраста и является "объектом воспитания"? Мы поговорили уже о стольких взрослых вещах, что отступать, как говорится, некуда. И прежде всего хочется сказать о посвящении наших детей Богу "от чрева матери и от младенческих пелен". Все дети, конечно же, любимы Своим Создателем, по библейскому слову - "Ты, Господи, хранишь младенцев". И еще: "Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей... Дивны дела Твои". Но, как то ни удивительно, в большой мере от самих родителей зависит, насколько благодать Божия осеняет их младенца. Вы уже знаете, какое значение в жизни человека имеют Таинства крещения и причащения Святых Христовых Тайн. О необходимости просвещать светом крещения младенцев Спаситель ясно свидетельствует: "...пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие". Да и можно ли помыслить, чтобы дитя православных родителей оставалось без осенения Духом Святым?! Вот почему по обычаю на сороковой день, а в случае необходимости и раньше, новорожденный сподобляется рождения свыше водою и Духом. Причащая малютку по воскресным дням, в праздники, - чем чаще, тем лучше, мы позволяем Господу и Его животворящей благодати всегда сопребывать с нашим милым чадом. Но и от родительских сердец зависит немало. Бывает, что мать признает себя полновластной хозяйкой, вершительницей судьбы собственного дитяти. "Мой ребенок, я его родила для себя! И только для себя!" Купая дитя в потоках эгоистической любви, взращивая его по своему образу и подобию, не просвещенная верой родительница сделает сына или дочь несчастными. Не признавая за ребенком свободы, не видя в нем богоданной личности, она рано или поздно ужаснется плодам неразумных трудов своих. Повзрослев, дети таких родителей не только не испытывают благодарности, но восстают на них, ни во что не ставят их авторитет и разрывают с ними отношения, безжалостно рассекая все узы родственной любви, которая, к сожалению, не была просвещена христианской мудростью. Другая мать, христианка, еще нося свое дитя в утробе, мысленно посвящает его Создателю, наподобие древних святых жен, подаривших миру великих праведников. Таковы были святая Сарра, супруга патриарха Авраама, праведная Елизавета, мать величайшего из рожденных женами Пророка и Крестителя Господня Иоанна, праведная Анна, удостоившаяся стать матерью Преблагословенной Девы Марии. Все, что мы вверяем или вручаем Богу, освящается как Его собственность и достояние. Слово "святой" на древнееврейском языке и означает: "взятый Богом в удел". "Господи, - так может помолиться благочестивая мать, - Тебе посвящаю свое дитя. Да будет благодать Твоя на нем от чрева моего. Приими сие дитя в дар от нас грешных, постави его на служение Себе и да прославится чрез него на земле имя Святое Твое". Вы сами чувствуете, друзья, какие это серьезные и ответственные слова! Сердце подсказывает нам, что Бог призрит на этого ребенка и по-особому будет управлять его жизнью, освящая ее Своей благодатью. Разумеется, родителям надлежит прилагать все силы, дабы взращивать в ребенке духовные качества и добродетели, достойные его будущего высокого призвания. Многие взрослые понимают, что дети лишь во вторую очередь принадлежат им, а в первую - Всемилостивому и Всепремудрому Господу! Но давайте спустимся на землю и заглянем мысленным оком в ту или иную семью: что там творится? Увы, не всегда картина предстанет утешительной. Видим дитя, которое, несмотря на свой малый возраст, осознает себя господином положения. Чуть что - закатывает истерики, бросает игрушки, валится на пол, дрыгая ногами и руками, истошно вопит, как будто его режут. Что за безобразие! А это избалованный ребенок своекорыстно чего-то добивается, непостижимым образом сочетая мокрые слезы и сухой расчет! "Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало". Набегают мамки, няньки, кудахчет бабушка, бегая суетливо вокруг "вождя краснокожих", как бы мы с вами назвали эту милую детку. Надеюсь, никто из наших читателей не узнал в описанной сцене страницу из собственной биографии! Почему же так получается? Видимо, потому, что в семье, едва лишь долгожданный ребенок появился, его тотчас сделали центром всеобщего умиленного внимания. Что удивительного в том, что подросший малыш почувствовал выгоду своего положения и сделал из этого определенные выводы, конечно, не путем размышления, а, так сказать, по наитию, по внушению своих прихотей и капризов? Будущие родители! Любовь к ребенку должна быть разумной и зрячей. Во всем потворствуя и потакая ему, мы разрушим в нем нравственное чувство, испортим его сердце, обречем в будущем на одиночество и отчуждение от людей; и Господь, приставивший нас к ребенку, как садовников к прекрасному растению, конечно, спросит с нас за то, что оно усохло, не показав миру ни цветов, ни плодов. Значит, воспитывать нужно так, чтобы ребенок, сознавая себя сильным и мужественным, учился любить своих родителей и проявлять, насколько это возможно, внимание и заботу о всех окружающих его людях. Прекрасно сказано, но как это сделать? Пусть ребенок привыкает, что он - вовсе не самый главный член семьи. Пусть, войдя в отроческий возраст, осознает себя помощником мамы. С великим удовольствием он будет выполнять порученное ему дело, ощущая себя уже взрослым. Уборка ли квартиры, приготовление пищи, стирка и глаженье белья - в любом занятии мы найдем для чада работу, вполне доступную его невеликим силенкам и детскому уму. Если обратиться к уходящему крестьянскому русскому быту или к опыту современных многодетных семей (а они, как правило, православные), то там дело воспитания поставлено лучше всего. Старшие дети помогают младшим, привыкая к деятельной любви и вниманию. Все у детей общее, завистники же, жадины, ябеды - менее всего в почете! Как было бы хорошо, если бы мы и наши дети не знали слов: "Мне хочется, я хочу, я не хочу!.." Мудрые и любящие родители со строгостью ответят малышу, едва лишь только он начнет проявлять своеволие: "Богу это неугодно! Делай-ка лучше то, что тебе велено, и будет хорошо". Между прочим, совсем не худо знакомить подрастающее поколение с понятием поста и постного времени. Надеюсь, большинство наших читателей ведают, почему среда и пятница - дни святые, требующие воздержания от скоромной, то есть не постной, пищи. В среду Господь Иисус Христос был предан Иудой, а в пятницу распят на Кресте. Испокон века христиане в эти дни, равно как и в четыре многодневных поста (перед праздниками Рождества Христова, Пасхи, днем святых Апостолов Петра и Павла и Успением, блаженной кончиной Божией Матери), воздерживаются от мясного и молочного. Может быть, малым детям и трудно соблюдать пост во всей строгости, но учиться воздерживаться от сладостей и всего того, что они называют "вкусненьким", - более чем полезно! А уж не смотреть в эти дни телевизор (коль родители от него вообще не избавились) Сам Бог велит! Мне известны семьи, в которых дети постничают наравне со взрослыми, желая этого по требованию собственной совести. Взрослые знают, как плохо быть рабом желудка. С юных лет знакомясь с известным воздержанием, мы учимся господствовать над телом, даруя душе желанную ей свободу. Совсем несправедливо было бы лишить наших деток счастья молиться и слушать Священное Писание! Правильно поступают те мамы, которые, совершая кормление младенцев грудью, напевают в это время Архангельское приветствие Божией Матери, изшедшее из уст Небожителя: "Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших!" Вот что значит, по старинному доброму выражению, "всосать благочестие с молоком матери"! И точно, слова чудной молитвы освящают ребенка, и мир Божий почивает на нем. Говорят, что гораздо лучше почитать над маленьким, который никак не может уснуть, главу из Евангелия или избранные молитвы, нежели часами трясти кроватку. Весьма мудро поместить в детской большой образ Христа и Богоматери, чтобы глазки младенца привыкали к святыне и он чувствовал на себе взор Той, которая ближе к нам, чем родная мама. Ведь главное - воспитать в наших детях ощущение Божиего вездеприсутствия, всеведения и всемогущества Господня. Это святое состояние именуется, как мы помним, страхом Божиим. Однажды, будучи уже священником, я познакомился с пожилой благочестивой женщиной, которая прожила праведную жизнь. Согласитесь, в наше время - это редкость. "А как же так получилось, что грехи обошли вас стороной?" - спросил я с интересом. "Да вы знаете, батюшка, я всегда боялась Бога", - со светлой улыбкой призналась она. "А как это - бояться Бога?" - задал я ей вопрос с живым интересом. "А вот как. Была я совсем маленькой, лет четырех-пяти. Лежала на печке, а мама внизу чем-то по хозяйству занималась. У нас всегда дома лампадка горела перед иконой Спасителя. Я мамочку и спрашиваю: "А почему мне Боженька пальчиком грозит?" Ведь вы, батюшка, знаете, как Господь правой рукой на иконах благословляет? Мамочка и отвечает: "Боженька все видит и тебе грешить запрещает". Я подумала, да как это Боженька может все видеть? Дай-ка я спрячусь под одеяло, а потом сквозь маленькую щелочку посмотрю - а Боженька в это время и отвернется! Сказано - сделано. Спряталась под одеяло, сделала дырочку, смотрю сквозь нее... А Боженька-то на меня смотрит, да пальчиком все грозит: "Маня, не греши!" С тех пор я и боюсь Господа, молюсь Ему, а грехов избегаю", - закончила свой нехитрый рассказ собеседница. Великий воспитатель русского народа преподобный Амвросий Оптинский говорил, что без страха Божиего, чувства вездеприсутствия Небесного Отца невозможно взрастить нравственную личность, привить сердцу добродетели Христовы. Тот, кто привык все делать пред лицом Божиим, никогда не посмеет огорчать Создателя даже худыми помыслами. Дай Господи, и нам, и нашим детям благоговеть пред Тобой, хранить себя от зла, по великой милости Твоей!

XIX. Монашество

Исполним же обещанное, друзья, и расскажем вам, с Божией помощью, о том превосходнейшем пути, который святой Иоанн Златоуст именует высшим всяких похвал. "Знай, возлюбленный, - говорит он, - что брак есть добродетель, достойная удивления, но для девства, монашества, у меня едва лишь найдутся слова, ибо это ангельский род жительства". Интересно, что при слове "монастырь" у нецерковного человека возникают самые причудливые представления, менее всего соотнесенные с истинным положением вещей. Объясняется это понятиями, навязанными нам светской художественной литературой. Часто ее авторы, весьма поверхностно знакомые с духовной жизнью, а уж с монашеской тем паче, описывают монастырь в общих чертах, выставляя его как пристанище разочарованных дворцовой жизнью куртизанок или зараженных всеми смертными грехами лукавых деятелей в сутанах и капюшонах, принимающих самое неблаговидное участие в интригах и похождениях главных героев этих произведений. Справедливости ради скажем, что большинству русских классических писателей это не свойственно. Перу Достоевского и Лескова принадлежат образы иноков, в определенной степени схожие с оригиналом и вошедшие в сокровищницу мировой литературы. Впрочем, оставим в стороне литературные изыскания и возвратимся к жизни, которая единственно и составляет предмет этой книги. Скажем сразу, искать монашества подобает из любви ко Господу нашему Иисусу Христу и из желания беспрепятственно угождать Ему, что бывает не совсем удобно человеку, живущему в миру и обремененному множеством житейских попечений. Основополагающими для монашества считаются Евангельские слова Христа Спасителя, сказанные некоему богатому юноше: "...пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною..." Спасение души обретается, с Божией помощью, и среди шумного мира, но духовное совершенство, стяжание благодати Святого Духа в возможной для человека полноте, теснейшее единение с Искупителем через непрестанную молитву и украшение души Христовыми добродетелями - преимущественно достигается в удалении от мирских жилищ, за благодатными стенами обителей, а лучше сказать, в монашестве. Помню, как, только-только встав на путь веры, еще неосведомленным в духовных вопросах юношей, я посетил известный всякому русскому православному христианину Пюхтицкий женский монастырь во имя Успения Божией Матери. Все было поразительно в этой неведомой мне дотоле прекрасной стране. Дивная природа (эта обитель находится в Эстонии), покрытые зеленью холмы, березовые рощи, свежий и насыщенный ароматами трав, свежевыкошенного сена воздух, что именуется по-славянски "благорастворением воздухов". Огромный собор, сиявший чистотой, так что даже совестно было ступать по выскобленному и вымытому каменному полу. Прекрасное пение, составленное из чистых женских голосов, удивительных по ясности и проникновенности звучания. Всего не опишешь. Но настоящим откровением для меня были лица, не знаю, послушниц или монахинь, это не так важно. С тех пор прошло уже, наверное, больше пятнадцати лет, а сердце до сих пор хранит память о том не передаваемом словом впечатлении. Нас встретила монастырская сестра, которой поручено было накормить в трапезной только что прибывших паломников. Я вдруг понял, что никогда прежде не видел такого светлого, как бы изнутри пронизанного светом лица. Это была не дежурная приветливость официантки или стюардессы, но нечто совершенно иное. Скромная улыбка дышала такой простотой и чистотой, что сразу же захотелось опустить глаза. Так бывает, когда смотришь на солнце и поневоле отворачиваешься. Ее обращение, неподдельно доброжелательное и сердечное, вместе с тем было, насколько я сейчас понимаю, более чем целомудренным. Кратко сказать, эта сестра показалась мне существом из иного мира, человеком, к которому не может пристать никакая житейская грязь, суета или лукавство. Благодарю и поныне Матерь Божию, что Она показала мне подлинную красоту жизни во Христе! Теперь-то мне совершенно ясно, что монашество - это явление не от ущерба, не от скудости, как думают ничего не видевшие собственными глазами и судящие обо всем понаслышке. Нет! Иноческая жизнь есть явление благодатное и гармоничное, показывающее, каким благородством и красотой Творец почтил наше богоподобное естество! Чувствующему влечение к ангельской жизни предстоит долго испытывать себя: поначалу еще живя в миру, но не по-мирски, а затем в подвиге послушничества уже в монастырских стенах. Выполняя возложенные на него обязанности, исправно посещая богослужение, читая монашеское молитвенное правило, послушник знакомится с укладом монастырской жизни и просит у Господа и Божией Матери укрепления сил и решимости служить Им в безбрачии, нестяжании (то есть отречении от всякого имущества) и совершенном послушании. Эти три обета приносятся при постриге в монахи, причем постриженник вместе с монашеским одеянием получает и новое имя, как будто бы рождается во второй раз! Многие говорят о том удивительном преображении, которое свершается с человеком во время пострига! Перед вами уже не старый ваш знакомый (так рассказывают знавшие монаха до поступления в обитель), а ангел! В длинном черном одеянии, с горящей свечой в одной руке, с деревянным крестом в другой, в клобуке, особом головном уборе, и ниспускающейся волнами мантии - это уже иное существо! Первые несколько дней новопостриженный проводит в алтаре, ежедневно причащаясь Святых Христовых Тайн, в знак духовного брака с Женихом души - Христом Искупителем. Отныне главное жизненное дело монаха - непрестанная покаянная Иисусова молитва, та самая молитва, неспешное и внимательное произнесение которой мало-помалу приводит к очищению от страстей и вселению благодати Божией в сердце подвижника. Молится ли инок за богослужением в храме, выполняет ли трудовое послушание, идет ли на трапезу, возвращается ли после нее - с его уст не должно сходить детское, искреннее, благоговейное призывание сладчайшего имени Искупителя: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (меня) грешного!" Много ждет мужественного ученика Христова скорбей, бед и испытаний, мучительна подчас будет борьба с грехом, гнездящимся в глубинах нашего сердца, не сразу, не вдруг даруется ему подлинное очищение и преображение души, но с помощью Своих Небесных Родителей - Господа и Его Пречистой Матери - он взойдет тернистой, зато благодатной стезей к духовному совершенству! И вероятно, такому иноку не благословлено будет написать книгу, участвовать в великих общественных событиях или иным каким образом запечатлеть свое имя на скрижалях истории, да и не для этого он принимал монашество... Может случиться, что в один прекрасный день какой-либо юноша, то ищущий веры, то боримый сомнением, окажется в обители и ненароком взглянет на смиренного служителя Христова, исполняющего, как всегда совестливо и молитвенно, свое будничное послушание, - и озаренный светом Божией благодати, почивающей на подвижнике покаяния, молодой человек вдруг уразумеет Евангельские слова: "Вы - свет мира... И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного". Если бы вы спросили меня: "А в какую обитель нам лучше всего съездить, чтобы собственными глазами убедиться в сказанном и получить представление о монастырской жизни уже не с чужого свидетельства, а из личного опыта?" - я бы припомнил старинную русскую благочестивую присказку: "Коль не хочешь быть упрям, отплывай на Валаам, а не хочешь быть суров, отправляйся-ка в Саров. Хочешь быть опытным - поезжай в Оптину". Много, по милости Божией, возрождено ныне на Руси славных монастырей. Что касается меня, я вынашиваю мысль после написания нашей с вами книги (а противоположный берег уже виден!) - посетить Серафимо-Дивеевскую женскую обитель, что находится неподалеку от Сарова и Арзамаса, в последнем, четвертом, на земле уделе Божией Матери. По свидетельству преподобного Серафима, Царица Небесная Сама каждый Божий день обходит Свои владения и обещает всем, кто с верой посетит это место, великую благодать Свою...

XX. Болезни и скорби

Внимательные наши читатели помнят, какой вопрос мы задавали им, повествуя о первых невинных слезах новорожденного младенца. Несомненно, что с ними сопряжена тайна человеческого бытия на земле. О чем плачет младенец, выйдя из чрева матери, что он тужится выразить своим жалобным и надрывным стенанием? Не предчувствует ли он те самые болезни и скорби, которые стали присущи человечеству с тех пор, как наш общий праотец Адам, согрешив, утерял райское блаженство, а семя греха проникло в сердца всех его потомков и соделало их смертными? А может быть, дитя, только что появившееся на свет Божий, выражает своими слезами нужду в Искупителе, Господе Иисусе Христе, который и воплотился, чтобы отереть всякую слезу с очей рабов Своих и, победив грех и смерть, возвратить им благодатное бессмертие? Наконец, не желает ли перводневное дитя поведать всем, что единственный путь в Небесное Отечество есть покаяние? "Блаженны плачущие, ибо они утешатся", - подтверждает правоту этих вещих слез Слово Божие. Как бы то ни было, но скорби - неизменный спутник всех, кто рожден на земле матерью, - по премудрому Промыслу Божию обращены Христом в спасительное лекарство, врачующее недуги грешного человеческого сердца. Многие из Евангельских событий имеют отношение ко всем нам. Вы знаете, что Христос Спаситель был распят на горе Голгофе, находившейся близ Иерусалима. А по обе стороны от Господа терпели мучения на своих крестах два разбойника, осужденные за беззакония. Говорят, что эти двое символизируют весь человеческий род. Один, распятый ошуюю, то есть слева, хулил и поносил Христа вместе со стоявшими у подножия Креста ослепленными злобой книжниками и фарисеями. А другой (его называют благоразумным), распятый одесную, справа, пораженный Божественным величием и кротостью Страдальца, уразумел, что это был не подобный им грешник, но Сам Искупитель, Мессия, и воскликнул с великой верой: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" Он удостоился обетования Христа: "Ныне же будешь со Мною в раю". Вскоре римские воины обоим разбойникам перебили голени, и они испустили дух. Один, озлобленный хулитель Господа, сменил временные страдания на вечные, а другой, разбойник благоразумный, первым из всех людей вошел в рай и стал гражданином Небесного Иерусалима в награду за веру и глубокое покаяние во грехах своих. Нет на земле человека, вовсе чуждого страданий. Бог, из любви к погибающим созданиям, стал человеком и, невинный, взошел на Крест, принес Себя в жертву за грехи людей, испив чашу страданий, которую должен бы пить каждый из нас. Искупление свершилось! Ныне воскресший Христос каждому подает чрез веру, покаяние и крещение животворящую благодать Святого Духа. Те страдания, которые раньше были безысходными, ибо оканчивались смертью и сошествием всех людей во ад, теперь, после смерти и воскресения Христа, взявшего на Себя все наши недуги, болезни и скорби, соделались средством к вечному спасению. Облегченные Христом, умягченные благодатью Духа Святого, они служат на земле испытанием нашей веры и верности Небесному Отцу. Бог - не виновник наших страданий, но мы собственными руками созидаем тот жизненный крест, который каждому из нас подобает нести с великим терпением и благодарностью Богу за Его всегдашнюю помощь. Нет наверное, на земле участи страшнее, нежели ропот, подобный хуле разбойника, распятого слева от Господа. Наказанный справедливо, имея на совести нераскаянные грехи, он озлобился, и оттого мучения его стали непереносимыми. Вместо того, чтобы обратиться в мольбе к Небесному Богу с покаянием, разбойник допустил еще один ужасный грех - похулил невинного Создателя! После этого душа его совершенно помрачилась и добровольно соделалась пленницей ада. Да избавит нас Милосердный Господь от такого конца. Вот почему, дорогие и благочестивые читатели, никогда, ни при каких обстоятельствах, даже самых трагичных, не будем допускать и тени недовольства или ропота на Промысл Всемилостивого Бога. Как бы нам подчас ни было тяжело, томительно и больно - да не теряем надежды. Но обратим мысленный взор на распятого за нас Искупителя с детской мольбой: "Господи, достойное приемлю за грехи свои, но прости, помоги и помяни меня во Царствии Своем!" С глубокой верой и крепкой надеждой произнесем эти слова - и придут на сердце мир и отрада. Сам Господь облегчает скорби Своей спасительной благодатью. Утвердимся в молитве: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (меня) грешного!" - и ощущение безысходности рассеется, как дым, нам дано будет осознать близость Христа и уразуметь смысл претерпеваемых страданий. Прибегнем к неиссякаемому источнику мудрости и подлинного боговедения, нашим русским пословицам и народным изречениям. "Чем глубже скорбь, тем ближе Бог". Действительно, бывает, что огрубевшее человеческое сердце уподобляется пересохшей и растрескавшейся почве, которая уже не способна впитать в себя дождевую влагу. В таких случаях надобна кирка или мотыга, сильными ударами которой земледелец сумеет разрыхлить и размягчить землю, сделавшуюся камнем. И Небесный Врач наш, "не желающий смерти грешника, но только бы тому обратиться и быть живым", употребляет иногда такой Божественный заступ, который мы именуем на земле скорбью. Наш народ называл раньше болезнь "посещением Божиим". Когда разбил тебя недуг и внезапно ты заболел, лишился обычной для тебя жизнедеятельности, не ропщи: "За что и почему со мной это случилось?" Не требуй, друже, отчета у Господа, но лучше смирись под Его крепкой рукой. Найди в себе мудрость и мужество возблагодарить Создателя в этот час, и Он не оставит тебя без вспоможения. Тот же, кто исследует глубины совести своей, находит и сокровенную причину происходящего с ним. Мы, священники, знаем, какая решительная и вместе благотворная перемена совершается с болящим! Еще вчера он и думать не хотел о Боге, покаяние считал чем-то несерьезным, а о грехах своих говорил лишь в шутку. А сегодня и кается, и молится, и постится, благоугождает Своему Владыке, осознав в единочасье, что в Его руках - наша жизнь и выздоровление! Итак, скорби глубоко смиряют человеческую гордыню, вытравляют из нас самодовольство, надменность и возвращают нам блаженное, радостное, детское состояние души - сознание собственной немощи, а вместе и дерзновенную веру, что Вселюбящий Отец не останется непреклонным и в ответ на наше покаяние, исповедание и смиренную молитву подаст со временем и облегчение. Большие и малые неприятности, скорбные обстоятельства нашей жизни попускаются Богом и для нашего испытания. Всякого испытывает Господь, и праведного, и грешного - одного, чтобы утвердить в добром расположении души и увенчать венцом терпения, другого - для вразумления и осознания своих грехов. "Господи, благодарю Тебя за все, что у меня есть, и трижды - за то, чего у меня нет". Поистине премудрая молитва! Благодарение и за благое, и за скорбное в нашей жизни есть великая добродетель. Если не хочешь болеть - сам не вреди себе по легкомыслию или неосторожности и больше благодари Господа за бесценный дар здоровья. Те из наших читателей, которые уже почтенны возрастом, согласятся со мной: мы начинаем вспоминать о здоровье большей частью тогда, когда его потеряли. "Что имеем - не храним, потерявши - плачем". Посему не упускай ни одного дня, чтобы поблагодарить Господа за Его великие дары: юности, крепости, здоровья. И Он, увидя признательную и благоговейную душу, прибавит тебе от Своих щедрот, укрепит и душу и тело, указав, как лучше распорядиться всем этим богатством во славу Божию и с пользой для людей. Если же болезнь не оставляет, не унывай, но чаще повторяй такую молитву: "Господи помилуй, Господи прости, помоги мне, Боже, крест мой донести!" Умудренные Духом Святым наставники благочестия свидетельствуют, что в наши трудные времена христиане преимущественно спасаются мирением, терпением скорбей и благодарением. Болезнь, претерпеваемая с благодарением, вменяется в мученичество и ходатайствует о вечном спасении терпеливца на небесах. "Претерпевший до конца, тот спасется", - благословляет нас Спаситель на выдержку и благодушие. Последнее заключается в том, чтобы видеть во всех, даже скорбных обстоятельствах, светлую сторону и утешать себя тем, что ничего не свершается с нами без воли Божией. Святитель Игнатий Брянчанинов, праведник XIX века, говорил: обилие скорбей для христианина - несомненный знак избранничества Божия и милости Господней к человеку. Премудро устроено Богом, что жизнь наша не бывает соткана только из радостей или исключительно из скорбей. Но радость сменяет скорбь, а вслед за скорбью приходит и утешение. Как бы то ни было, будем учиться все принимать с благодарностью, памятуя, что без воли Божией ни единый волос не упадет с головы нашей. О терпении скорбей, ведущих к очищению души, написаны, друзья мои, целые книги. И мне невозможно исчерпать все, что относится к этому предмету. Предвидя некоторые ваши вопросы, постараюсь в нескольких кратких предложениях ответить на них. Привожу эти ответы не от себя, не от своего то есть ума, а сообразуясь со Священным Писанием и изречениями святых отцов. Не искушай Господа твоего и береги свое здоровье для служения Богу и ближним. Врача не отвращайся, но прежде чем лечиться, помолись Богу, дабы Он благословил ум и руки его на успешное врачевание. Иногда недуги детей служат к обличению и вразумлению грешных родителей. Родительское покаяние и исправление жизни - залог благополучия их чад. Бывает, что Господь забирает из земной жизни невинных младенцев, избавляя их от грехов юности и даруя им дерзновенное предстояние Престолу Божию. Много тайн у Господа - и иные вопрошения наши найдут разрешение лишь в день Страшного Суда. "Что Бог творит, никому не говорит". "Премудрость Вышнего Творца не нам исследовать и мерить, смиренным сердцем будем верить и терпеливо ждать конца". Как тает горящая свеча на подсвечнике, так приближается к своему концу и земная жизнь наша. И чем ближе к старости, тем больше немощей и недугов подкрадывается к нам. Хорошо зная это, богомудрый царь Давид молился Живому Богу: "Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня!" Пожелаем же себе и друг другу, о читатели наши, старости маститой, если Господь даст дожить нам до преклонных лет. Пусть тогда наши седины будут свидетельством не только преклонного возраста, но и умудренности от благодати Духа Святого. Помоги нам. Милосердный Создатель, так разумно распорядиться краткими днями жизни нашей, чтобы покаянием и молитвой победить злые страсти, восстающие на нас, войти в меру возраста Христова и достигнуть блаженного бесстрастия. Не попусти, Господи, старческим немощам тогда столь возгосподствовать над нами, чтобы они стали препятствием к благоугождению и служению Тебе. Сохрани нам ясное разумение и бодрость сердца, укрепи телесные члены наши, да поработаем Тебе до дней последних в покаянии и вере, радости и любви, и помяни нас, когда приидешь во Царствие Твое. Аминь.

XXI. Спешите делать добро!

Врезалась в мою память одна встреча, о которой я обязательно хочу вам рассказать. Еще совсем молодым батюшкой мне пришлось посетить дом престарелых, каких в столице немало. Поднявшись на нужный мне этаж, я шел по коридору, разыскивая тяжелобольную лежачую пожилую женщину, которая хотела причаститься Святых Христовых Тайн. Она была еще в сознании и, со слезами поисповедовавшись, приняла Святые Дары. Лицо ее просветлело, и кроткая христианка откинулась на подушку с видимым облегчением. Она веровала, что Сам Господь посетил ее. Дробно крестясь, причастница повторяла: "Слава Тебе, Господи!" Такой я ее и оставил, утешив словами о милости к нам Создателя. Но уйти сразу из обители печали у меня не получилось. Просто невозможно было проходить мимо комнат, из глубины которых на священника глядели обитательницы дома престарелых, кто с пониманием и уважением, кто с детской радостью и выраженным желанием тотчас исповедаться и причаститься, а кто с внутренним холодом и даже отчуждением (хотя таких было немного). Беседуя с бабушками (по возрасту приходился им правнуком) и расспрашивая их о прожитом, я осознавал, как непостижима человеческая судьба, находящаяся единственно в руках Божиих. А еще меня поражало душевное богатство сердец, которые открывались на исповеди. Поймал тогда себя на мысли, что, пожалуй, ныне не встретишь у молодежи подобной боязни греха, отвращения от всякого неправедного, нехорошего поступка. "Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри - не вы!" Великий это дар - быть священником и иметь возможность вот так беседовать с людьми, которые, перебирая веха за вехой свою многотрудную жизнь, обращаются не к тебе, но ко Господу, стоящему рядом с тобой, недостойным Его служителем! И только через часа полтора, испытывая внутреннее удовлетворение и радость от сознания важности выполненного дела, наконец собрал свой священнический чемоданчик и намеревался уже направиться к лифту. (Вот я и приблизился к главному в моем рассказе.) Навстречу мне по коридору катилась небольшая тележка, на которой обычно развозят по палатам еду. Было как раз обеденное время. Тележку подталкивала очень пожилая женщина, как мне показалось, лет восьмидесяти, а может быть, и более того. Передвигалась она неспешно и с великим трудом, то и дело останавливаясь, тяжело и прерывисто дыша. Судя по халатику, впрочем опрятному и чистенькому, я понял, что это одна из насельниц дома престарелых. Небольшого росточка, средней полноты, какая-то вся кругленькая, она напоминала бы девочку, если бы не совершенно седые волосы. Лицо ее было очень светло. Мы поздоровались. Я успел заметить выражение кротости, спокойствия и деловитости одновременно. Старческую немощь выдавало мелкое дрожание головы и рук. "А вы не желали бы поисповедоваться и причаститься?" - сразу спросил я, почувствовав в ней православную добрую душу. - "Ах, очень бы желала, но мне некогда - я должна покормить моих". - "А кто это ваши?" - "Да лежачие, их здесь шестеро, а еще две этажом ниже", - отвечала она совершенно спокойно и кротко. "Что же, их и покормить некому?" - продолжаю с удивлением. "Кому же кормить, милый батюшка, персонал поставит тарелку да уйдет, а они, бедненькие, и руки выпростать из-под одеяла не могут без сторонней помощи. Я и вызвалась их обедом кормить. Вот какую мне карету доверили", - сказала она с мягкой и приятной улыбкой, указывая на тележку с тарелками. "Как вы сами-то себя чувствуете?" - "Слава Тебе, Господи, вот только задыхаюсь немного; что-то последние две недели совсем тяжко: метр-полтора провезу обеды - и уже отдохнуть надо, иначе ножки не пойдут. Вы уж простите, батюшка, меня ждут они. Дай вам Бог здоровья, спасибо, что не забываете нас грешных, уж в следующий раз обязательно надо причаститься". Почувствовав, какая передо мной душа, я не мог отпустить ее без животворящей Святыни. Прямо в коридоре, благо, кроме, нас там никого и не было, прочитав кратко молитвы, исповедал Божиего человека (к сожалению, имени уже не вспомнить) и преподал Святые Тайны. Поклонившись, она двинулась с тележкой дальше, унося Христа в своем сердце. Возвращаясь домой, я благодарил Бога, что Он сподобил меня встречи с сокровенной Своей рабой. В простоте и чистоте христианской совести она ежедневно свершала подвиг, вовсе не задумываясь о великости дела, на себя подъятого. Гордости и тщеславия у нее вовсе не было. В словах праведницы я не заметил ни намека на осуждение порядков в заведении, бессердечности сестер и тому подобного, просящееся на уста всякому обывателю. И делала она все с молитвой, полагаясь только на помощь Божию, у Христа прося сил на свое добровольное послушание - питать тех, кто лежал в этой безлюдной пустыне, ожидая смерти. Очевидно было, что Господь продлевал дни жизни рабы Своей, забывшей и себя, и свои собственные недомогания ради желания подкрепить пищей силы тех, кого она называла "своими". "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою". Теперь понимаю, почему я обратил на нее внимание. Душа пастыря сразу признала ученицу Христа Бога, имя которому - Любовь. Жива ли она еще, эта маленькая старушка? Убежден, что жива. Любовь сильнее смерти. У Бога мертвых нет - у Него все живы. "Аз есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет". "Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек". Многие многого ищут в этой земной и скоротечной жизни. Одних манит слава и человеческое признание, других - деньги и власть над людьми, третьи упоены собственной телесной красотой и питают ею ненасытимую гордость своего сердца. Но хотим мы этого или нет, дни земной жизни очень скоро иссякнут, словно вода, пробежавшая меж пальцев. Как исчезает воспоминание о стаявшем снеге и как не задерживается в ушах шум опавших листьев, унесенных осенним ветром, так душа, приближающаяся к исходу, не найдет ни опоры, ни утешенья в том, что было и что прошло. Страшно, други мои, предстать пред лицем Вечности с пустотой в сердце, когда все земные приманки и удовольствия окажутся зияющей темной ямой, влекущей в свои бездонные недра душу, подавившую в себе при жизни на земле жажду правды и голос святого состраданья! За что зацепиться тогда, где найти точку опоры? "И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей". Дела любви, свершаемые во имя Господа Иисуса Христа, и составляют подлинную пищу души, уже здесь, прежде кончины, даруя ей благодать Божию. Когда мы будем умирать, единственно о чем пожалеем, так это о том, что мало любили, не были столь щедры на милость, как подсказывала нам совесть. Посему, дорогие, у нас просто нет времени искушаться гордыней или унынием! Сейчас осталось время только на молитву и дела Христова милосердия. Не будем мечтать о том, чего нет, но возблагодарим Господа за то, что есть у нас. А имеется немало: нам даровано Богом умножать в этом мире любовь, черпая силы у Источника любви - Христа Спасителя. И не о великих делах подобает думать, а о самых маленьких и, с первого взгляда, незначительных. Единая улыбка, добрый приветливый взор, малое слово ободрения и утешения - уже дело пред Господом! Удержись от раздражения, побори леность, послужи близкому человеку, не ответь холодным отказом на его просьбу, но исполни ее, сказав в ответ на благодарность: "Слава Богу". Здание спасения души строится из маленьких кирпичиков делания добра во имя Христа. Что для цветка солнечный свет, а для рыбы - вода, то для нас сострадание и дела милости. У англичан есть такая пословица: "Charity begins at home". По-русски: "Милосердие начинается дома". Иногда мы ищем добрых дел на стороне, проявляем сердечность и участливость к тем, кого видим в первый раз. И это неплохо. Но лакмусовой бумажкой, по которой можно тотчас определить качественность свершаемого добра, служит наше отношение к домашним. Как трудно, оказывается, постоянно творить добро тем, кто живет с нами бок о бок! Научись жить дома так, чтобы ни у кого из домашних не возникало ни огорчения, ни обиды на тебя. Вот это добро! Будь для них как мягкий воск, на котором отпечатлеваются все их разумные веления, просьбы и желания. Вот это добро! Будь как солнышко, чтобы каждого согреть, умягчить, ободрить, окрылить. Вот это добро! Почувствовав вкус к свершению маленького добра, мы мало-помалу начнем забывать о своем плохом настроении, о личных нестроениях, станем проще и чище, спокойнее и радостнее. И быть может, тогда Господь укажет нам поприще, подвизаясь на котором, мы сподобимся полноты вселения в нас истинного Солнца правды и любви, Христа. "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. ...Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим". Пока час еще не пробил, время отпущено, произволение не связано, поле деятельности перед нами, помощь свыше готова - поспешим к поприщу покаяния и деланию добра. Нынешний день дарован нам. Будет ли завтрашний? Об этом знает только Бог.

XXII. Кончина

Читая книгу, мы с вами незаметно прожили целую жизнь. Сколько событий за плечами! И рождение на свет Божий, и первые шаги в учении; выбор призвания, женитьба (а для кого-то и монашество); труды по снисканию насущного хлеба, труды по воспитанию детей; радости и скорби, неустройство и благополучие, любимый храм, духовник, причащение Святых Христовых Тайн - пасха христианской души, и молитва, всегда и всюду нас сопровождающая; первая седина и наконец недуги преклонных лет, предвестники приблизившейся кончины! Писать ли мне, размышлять ли вам вместе со мной о смерти? Несомненно! Разве не нуждается в осмыслении то, чего никто не избежит? Или нам не должно знать того, что придет независимо от наших желаний? Представьте себе, дорогие мои читатели, молодого человека, которому предстоит сдавать самый главный экзамен, определяющий будущность выпускника. Зная и строгость экзаменаторов, и сложность изучаемого предмета, он все же не торопится начать подготовку и занимается посторонними делами. Время от времени заботливые родственники и друзья напоминают студенту о том, что необходимо-таки взяться за книги, но их увещевания вызывают лишь досаду и раздражение. И вот остается последняя неделя. Кажется, все еще можно поправить. Требуются только выдержка, умение отгородиться от всего, что рассеивает ум и расслабляет волю, великое прилежание и молитва с надеждой на помощь Божию. Милосердный Господь, как вы знаете, никого не отвергает: и пришедших трудиться в виноградник спозаранку, и в полдень, и во второй половине дня, знойной и душной, и под самый вечер. Но вместо того чтобы усиленно трудиться, бедный студент отбрасывает от себя книги, обхватывает руками голову и лежит в отчаянии и озлоблении, раздавленный мыслью о надвигающемся неизбежном провале. Разумно ли это и достойно ли такое поведение человека?! Дабы нам с вами не оказаться в столь незавидном положении, что для истинного христианина равнозначно дезертирству воина, давайте вникнем в существо того последнего и решающего экзамена, который сдавать должно каждому и имя которому - смерть, а лучше - исход, или кончина. Кому, как не священнику, приличествует говорить об этом? Ибо он призван Богом не только руководствовать нас на стезе земной жизни, но и напутствовать свое духовное чадо в трудный час перехода за грань земного бытия, на суд Господень. Поразительная вещь: чем явственнее серьезность болезни предупреждает человека о близости последнего часа, тем более он уверен в противоположном, в своем скорейшем выздоровлении. Подобное наблюдение некоторым может показаться странным, однако же оно остается верным в отношении большинства людей, особенно тех, кто никогда не думал о Вечности, не молился Господу Богу и, стало быть, не осознавал себя христианином. Объясняется это состояние естественной привязанностью к земной жизни, а может быть, и тем, что смерть, разделение души и тела, для человека - дело неестественное. Напомним, не согреши Адам преслушанием воли Божией, то никто бы из его потомков не принужден был бы умирать (если, конечно, они не согрешили бы подобно своему праотцу). Поэтому многие умирающие, утверждаемые своими родственниками в мысли, что скоро поправятся, жить на земле будут долго и счастливо, охотно впадают в самообольщение. По-человечески понять домашних можно: действительно трудно решиться сообщить близкому человеку то, о чем он слышать не готов. Но как жалок страус, перед лицом опасности прячущий голову в песок, так безотрадна и бессмысленна кончина неверующего. В самом деле, уместна ли беспечность тогда, когда необходимо готовиться к встрече общего для всех нас последнего испытания, того испытания, которое, впрочем, много сглажено и умягчено искупительными страданиями и воскресением из мертвых нашего Вождя - Господа и Спасителя Иисуса Христа. Но обо всем по порядку. Что касается лично меня, то я ни в коем случае не хотел бы быть введенным в заблуждение относительно моей собственной кончины. Сохрани Бог от несбыточных грез и ложных надежд! Можно ли спать, когда надлежит бодрствовать? Разоружаться, вместо того чтобы привести себя в состояние полной боевой готовности?! Хорош воин, который предается неге в час наступления неприятеля! А ведь и нам, дорогие сподвижники, в тот час нужно будет вооружиться в полноту христианских доспехов: облечься в броню любви и правды, защитить чело шлемом надежды на благодать Христову, сжать в одной руке обоюдоострый меч молитвы и рассудительности, поднять другой - спасительный щит веры, дабы оградиться от всех раскаленных стрел супостата. На бедрах готовящийся к исходу ученик Христов утверждает пояс воздержания от всего, что может затушить в его уме и сердце неугасимую лампаду Иисусовой молитвы: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (меня) грешного!" Иногда от людей, неискушенных и незнающих существа дела, можно услышать признания, наподобие следующих: "Как хорошо скончался Иван Иванович, совершенно неожиданно! Представьте себе: сидел за столом и кушал второе блюдо. Вдруг икнул - и преставился, вовсе без мучений. Всем бы такую кончину!" Ни вам, друзья, ни себе ничего подобного не пожелаю! Без приуготовления, без покаяния быть взятым на Суд Божий! Совсем как в Евангельской притче о богаче, который, видя обильный урожай на своем поле, недоумевал, куда бы ему собрать все плоды. "И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет". Страшна кончина без приуготовления, пришедшая в час нежданный-негаданный. Вот почему Мать Церковь на каждом богослужении молит о даровании каждому из чад своих "христианской кончины, безболезненной, непостыдной и мирной, и доброго ответа на Судилище Христовом". Святые отцы вместе с пророком Давидом учат нас молиться в течение жизни такими словами: "Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой". А век наш есть поприще покаяния, которое единственное поставляет нас пред лицо Божие. Иные больные, чувствуя тяжесть предсмертного креста, помышляют о самоубийстве - как разрешении положения: и родных освобожу, и сам отмучаюсь. Такие черные и ложные мысли может подсказывать только человекоубийца-диавол - он-то хорошо знает, что самоубийцы как своевольники и отступники лишаются милости Божией, подобно разбойнику-хулителю, распятому слева от Креста Христова. На "просвещенном Западе" все более и более распространяется метод так называемой эвтаназии. Под этим псевдонаучным словом именуется узаконенное самоубийство, когда по просьбе больного специальный аппарат вводит в него яд и он умирает. Вот до чего может додуматься ослепленный неверием разум! Собственными руками - в преисподнюю! Какая хула на Христа, победившего смерть, и на Его спасительную благодать! Нет, наш путь иной - молитвы, терпения, благодарения Бога, который приходит на помощь истинным рабам Своим в последний час, по слову Евангельскому: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам". "Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь". Расскажу вам в заключение о том, как исходит душа православного христианина к Богу и какие искушения должно ей претерпеть на этом последнем экзамене. Никто никогда не сможет объяснить, как душа соединена с телом - это тайна премудрости Божией. Но только приходит время нашему телесному составу распасться и обратиться в прах - до времени всеобщего воскресения на Страшном Суде Божием. Наступает час, когда душа чувствует, что Сам Господь призывает ее к Себе. Связывается немотой язык, холодеют телесные члены, меркнет взор. Как важно, чтобы в эти минуты домашние не суетились, но молились об облегчении предсмертной туги и безболезненном исходе души страждущего. Окружившим смертный одр кажется, будто жизнь в близком человеке замерла, а на самом деле бессмертная душа и мыслит, и видит, и слышит, и осознает себя! Только уже не может воспользоваться своим обычным орудием - телом, покидаемым на время до его воскресения. Если болящий заблаговременно исповедован и причащен священником Святых Тайн, то Господь дивно умягчает предсмертные страдания и душа христианская, сияя блистанием благодати, кротко разлучается с телом. О такой смерти говорят: легкая, благодатная кончина. Обычно духовное состояние человека отпечатлевается неким образом в телесных чертах лица. Мне, священнику, приходилось видеть такие светлые и прекрасные лица только что преставившихся православных христиан. Эти лица были овеяны такой неземной красотой и радостью, что мое сердце вместе с печалью исполнялось тихой и благодатной отрадой. А теперь перечислю, хотя бы кратко, главные духовные искушения, связанные с кончиной. Думаю, никому из благомыслящих читателей нелишне будет об этом узнать. Чаще всего умирающие бывают искушаемы духом уныния и отчаяния от сознания тяжести и обилия своих грехов. Диавол, падший ангел, особенно старается умалить в уме христианина безграничную милость Господа к Его кающимся ученикам. Покоряться этому ложному духу нельзя. "Господи, я немощен и слаб. Но всегда каялся в грехах своих и по силе старался исправиться. Твоей милостью и благодатью грехи мои отпущены в таинстве исповеди. Твердо верую, что Ты, Создатель мой, меня очистишь, помилуешь и спасешь!" Так будем мыслить, так верить, так молиться - и искушение отойдет от нас... Иные поддаются духу тщеславия. Вместо того, чтобы каяться, перечисляют в уме и вслух свои добрые дела, обращают на это внимание родственников. Нерассудительно и даже опасно делать на земле добрые дела на виду у людей. Страсть тщеславия подобно ядовитой змее отравляет своим ядом намерения человекоугодника. Каковы будут изумление и ужас на Страшном Суде, когда обнаружится, что все дела милости уничтожены геенским огнем из-за духа тщеславия и самовозношения, которым они были проникнуты. Сохрани нас, Господи, от пагубного самообольщения. Ведь никто из нас не оправдывается перед Тобою делами - а единственно верой и благодатью, даруемой за веру! Дел же добрых мы не имеем. А что было - так это Твой дар, Господи! Наконец, может последовать искушение от самого духа злобы, которому иногда попущено бывает являться в призрачном обличьи небожителя или в собственном ужасном образе. Ни в коем случае не должно ни проявлять какого-либо интереса к подобным видениям, ни вступать в беседу с явившимся, если мы не хотим быть обманутыми сатаной. Но, потупив очи, подобает смиренно и спокойно молиться, призывая на помощь Христа Спасителя, Пречистую Богоматерь, Ангела Хранителя и святых угодников Божиих, покуда наваждение не исчезнет. Верен Господь, который не попустит врагу нашего спасения прельстить нас, если мы явим должную веру, мужество и рассудительность! Последний же наш вздох, исполненный любви и надежды на Господа, преподан всем ученикам их Благим Учителем со Креста: "Отче, в руки Твои предаю дух Мой! Аминь".