Lessons of the Law of God for Children

Методические указания и конспекты уроков по Закону Божию

Окончание вечерней молитвы

З. Каждый вечер нужно молиться Богу особой молитвой. Эта молитва называется вечерней. В прошлый раз мы учили начало ее. Повторим, что мы учили. Следует повторение текста и объяснений, сообразно предыдущему уроку. Ночью мы спим, но сон у нас бывает не всегда одинаковый. Иной раз мы спим покойно, мирно и ничего во сне не видим, а иногда спим плохо, неспокойно. Когда человек плохо спит ночью, тогда и днем ему нездоровится. Нам нужен сон мирный, спокойный. Такого сна мы просим вечерней молитвой. В ней мы говорим Богу: Мирен сон и безмятежен даруй ми. Какой сон нужен человеку? Как об этом говорится в вечерней молитве? С нами случается беда во всякое время, и еще больше бы случалось с нами бед, если бы нас не берег ангел-хранитель. Днем мы и сами бережемся, а когда спим, то ничего не слышим и не видим. Значит, нам ночью еще больше, чем днем, нужен Ангел-хранитель. Его посылает человеку Бог. Грехами за день мы отгоняем от себя Ангела-хранителя, потому вечером просим Господа опять послать его к нам. Вы уже знаете[2], что Ангел-хранитель покрывает и соблюдает или бережет нас от всякой беды. Мы так и называем в молитве вечерней Ангела-хранителя покрывающим и соблюдающим нас от всякого зла. Мы молимся: Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла. Кто нас хранит, кроме Бога, от всякой беды? Почему нам нужна охрана а нгела и ночью? Кто его посылает людям? Почему он от нас отходит? Кого и когда мы просим послать нам Ангела-хранителя? Как мы просим об этом в молитве? Что значит: …посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла? Ангел-хранитель бережет нас не сам по себе, а его посылает Бог. Каждый Ангел-хранитель бережет только одного человека, а весь мир бережет от всякой беды Бог. Это мы знаем, потому и говорим Богу в молитве и за это прославляем всех трех Лиц Святой Троицы такими словами:… яко Ты еси хранитель… Заучим эти слова. По чьей воле бережет нас Ангел-хранитель? Кого бережет один Ангел? Кто бережет весь мир? Как мы говорим в молитве и как хвалим Бога? В вечерней молитве мы просим Бога, чтобы Он простил нам грехи, дал спокойный сон и послал нам Ангела-хранителя. Бог всегда бережет весь мир, поэтому мы прославляем Бога. Ночью человек ложится спать и не может наверное сказать, встанет он живым или нет. На кого же ему надеяться, ложась спать, кроме Бога? Как на ночь не помолиться Богу? Как не попросить у Него прощения во всех грехах? Плохо умереть с грехами на душе! Четыре настоящих урока, по нашему мнению, удобнее провести между уроками 28-м и 29-м.^ Из 26-го урока.^

Предисловие

Конспекты уроков по Закону Божию

Курс старшего отделения начальной школы Настоящие конспекты представляют собою изложение последнего курса по Закону Божию в начальной школе, состоящего из объяснения «Символа веры», молитвы Господней, Десятословия, заповедей о Блаженствах и богослужения. Этот курс проходится в третьем или частью в третьем и частью в четвертом отделениях начальной школы, смотря по тому, на сколько лет распределяется программа учебных предметов в той или другой школе. Практика четырех прошедших десятилетий народного образования показала недостаточность трехлетней системы школы, и потому теперь во многих начальных училищах вводится четвертый год. Настоящие конспекты и предназначаются собственно для школ с четырьмя отделениями, хотя они могут быть проходимы и при трехгодичном курсе.

Предметы веры главным образом усваиваются верою при содействии памяти, но при изучении истин веры не должна быть пренебрегаема и возможная разумность. Религиозные истины в некоторых случаях стоят выше человеческого разума, но они никогда не находятся в противоречии с последним. А потому, чем сознательнее будут усвоены учащимися те истины, которые могут быть доступны человеческому пониманию, тем плодотворнее будет изучение катехизиса не только в учебном, но и воспитательном отношении, составляющем высшую, сравнительно с учебной, цель изучения Закона Божия. Средневековая схоластика пыталась выводить все истины христианства из разума, но не этот ложный путь преподавания должен применяться в школе. Все отцы и учители Православной Церкви в своих сочинениях старались способствовать разумному и сознательному усвоению христианских догматов верующими, разъясняя и раскрывая эти догматы научными путями сообразно с потребностями времени. То же необходимо иметь в виду и при преподавании Закона Божия в школе. С объявлением у нас свободы совести и со снятием опеки над вероисповедными убеждениями началась среди православного русского народа пропаганда учений или искажающих вечную истину христианства, или даже совершенно отрицающих всякую религию. Поэтому теперь стало совершенно невозможным преподавание Закона Божия, основывавшееся исключительно на одном механическом заучивании догматических положений. В настоящее время совершенно недостаточно сказать, что это так, а это иначе, но необходимо по возможности показать, почему это так. Не следует слишком умалять умственные силы учеников и думать, что ученики начальной школы совершенно не способны к мышлению посредством отвлеченных понятий, хотя не должно и преувеличивать этих способностей. В этом случае необходимо найти середину, а всякий внимательный законоучитель, без со-мнения, точно знает, что доступно и что непосильно пониманию его учеников. Не нужно бояться развития в учащихся пытливости ума в разрешении религиозных вопросов, так как последние составляют сущность и основу религиозно-нравственной жизни. Жизнь показала полную несостоятельность старинного обрядоверного утверждения того, что «мнение есть всех зол и ересей мати». Простая детская вера имеет силу только до первого умственного соблазна, а уберечь от него не может людей никакая внешняя сила. Начальная школа должна сообщить своим питомцам положительное христианское учение Православной Церкви, но она же должна дать оружие и против заблуждений, посредством указания на них и раскрытия в них частицы истины и окутывающей эту истину лжи. Разумеется, законоучитель не может предвидеть всех возражений против христианства, но большинство их настолько общеизвестно, что без труда может быть указано и освещено в сознании учащихся. Без этих указаний учащиеся, встретившись с возражениями против того, что они исключительно усвоили памятью, не будут в состоянии справиться с ними и от слепой веры могут перейти к не менее слепому неверию, примеры чего и теперь не особенно малочисленны. При возбуждении в учащихся размышления о религиозных вопросах и при направлении детской мысли в их разрешении необходимо стремиться к наивозможной простоте.

Первый залог успеха преподавания - наивозможная наглядность с самым широким применением аналогии. В этом отношении притчи Спасителя дают наисовершеннейший образец применения аналогии к возвышенным истинам веры и нравственности. Христианский законоучитель должен учить не только тому, чему учил Иисус Христос, но и так, как Он учил. В предлагаемых конспектах прилагалось старание сообщить изложению возможную разумную обоснованность и наглядность. Автор их считает далекими от совершенства и желал лишь дать некоторое пособие для совершенно неопытных законоучителей, на основании которого они могли бы начать трудиться в школе на благо Православной Церкви. Зная по опыту, насколько неуверенны и трудны первые шаги неопытного законоучителя, автор в настоящем своем труде старался, по мере своих сил, воспользоваться теми указаниями, какие были выработаны русскими и отчасти немецкими составителями методических руководств по Закону Божию, и поделиться своими познаниями и своей некоторой опытностью с законоучителями-новичками. Ни один преподаватель не имеет нравственного права вести какой бы то ни было урок без подготовки, надеясь на вдохновение во время самого хода урока. Общая схема последнего, в виде точно определенного конспекта, непременно должна предноситься в сознании преподавателя. Только при соблюдении этого условия урок может достигать своей цели. Может быть, и в этом отношении настоящие конспекты окажут некоторую услугу неопытным или обремененным многочисленными обязанностями законоучителям. Метод преподавания в конспектах применен концентрический, с присоединением совместного, где это представлялось возможным и полезным, а самое расположение учебного материала естественно следует в системе поступательной. Курс старшего отделения начальной школы дает законоучителю возможность пользоваться всеми тремя методами, выработанными педагогикой. Основания для того или другого способа ведения уроков и сообщения тех или иных сведений учащимся указываются в примечаниях к самим урокам, в которых также иногда приводятся соображения, почему от учащихся должен быть получен тот или иной ответ на вопрос законоучителя. Встречающиеся иногда ссылки на курс первого отделения относятся к нашим конспектам первого года обучения. В применении концентрического метода все три или четыре года обучения находятся в более или менее тесной связи и зависимости, поэтому такие ссылки неминуемы. Форма изложения уроков большею частью применяется повествовательная, акроаматическая, но по возможности вносится и вопросно-ответная, эвристическая. Последняя наиболее желательна на уроках в начальной школе, но чистое проведение ее не всегда допускает сам предмет урока. Впрочем, здесь имеет значение находчивость дающего урок лица, и то, чего недостает в настоящих конспектах, может быть на деле восполнено любовью и усердием и доведено до приближения к совершенству.

Урок 1. Необходимость для нашего спасения веры, молитвы и добрых дел. Вселенские Соборы. Понятие о «Символе веры»

Конспекты уроков по Закону Божию

З. Вы знаете, что весь мир сотворил Бог, и потому все в мире не наше, а Божие. Мы все делаем из готового. Из ничего мы ничего сделать не можем. Значит, все нам дал кто? У. Бог[1]. З. За что Он нам дал и теперь дает все? У. Даром. З. Кому дарят: кого любят или кого не любят? Значит, Бог любит всех людей; Он дает им все, что нужно: воздух, пищу, питье, ум, память. Мы поэтому тоже не можем не любить Бога. А чем мы можем показать Ему свою любовь? У. Мы должны делать то, что Он велит[2]. З. Какие дела велел нам делать Бог? У. Добрые. З. Поэтому нужно всегда делать только добро, а кто грешит, тот делает зло и не показывает своей любви к Богу. Мы сейчас говорили, что все в мире не наше, а Божие. Можно ли брать что-нибудь в чужом доме без спроса? У. Нельзя. Нужно спросить позволения у хозяина. З. Хозяин всего мира Бог; у Него мы и должны прежде всего просить позволения на всякое дело. Когда мы говорим с Богом? У. Когда молимся. З. Молитвой нам и нужно просить позволения у Бога на всякое дело. Припомните, какие молитвы следует читать перед началом дела. Но нам необходимо не только просить всего у Бога, а следует Его благодарить и хвалить за все Его добро. Вы учили и такие молитвы. Припомните, в каких мы благодарим и в каких хвалим Бога. У нас всегда найдется то, о чем мы можем говорить Богу. Мы любим говорить с теми, кто нас любит и кого мы любим. А Бог любит нас больше всех наших товарищей и друзей, поэтому можно всегда говорить с Богом. Святые люди так и делали: они всегда во время работы читали про себя молитвы или думали о Боге. Когда уставали работать, опять молились и с молитвой же и отдыхали. От этого у них всякое дело спорилось. И всякий человек, если хочет себе добра, должен всегда молиться. Когда мы разговариваем с неизвестным нам человеком, что мы стараемся прежде всего сделать? У. Узнать, кто он. З. Мы спрашиваем его об этом. Также мы должны знать и Бога, но Его Самого мы спросить не можем, да это и не нужно. Бог Сам знает, что людям нужно. Он дал веру всякому человеку, а некоторым людям и Сам о Себе говорил. Припомните, когда Бог говорил с людьми. Ученики припоминают под руководством законоучителя о явлениях Бога в раю, Ною, Аврааму, о даровании закона через Моисея и о земной жизни Спасителя. На два последних события обращается особенное внимание как на пути Божественного откровения. Бог говорил людям о Себе, а мы сами голоса Божия не слышим и верим тем людям, которым Он Сам говорил. Значит, мы верим кому? У. Людям, которые… З. А в кого мы верим[3]? У. В Бога. З. Мы верим в Бога, верим, что Он существует, хотя мы Его не видим и не слышим сами. Верим, что Бог делает только одно добро, что Бог любит людей и все дает для их пользы и для их счастья, верим, что за добрые дела будет непременно награда, а за худые - наказание от Бога. Повторим все, что мы говорили. Весь мир и нас самих сотворил Бог. Бог нас любит и все нам дает даром. Поэтому нам грешно и стыдно не любить Бога. Свою любовь к Нему мы можем показывать тем, что будем любить всех людей и делать одни только добрые дела. Сами мы можем только хотеть делать добро, а силы для добрых дел дает всем людям Бог. Поэтому нам нужно просить помощи на добро у Бога. Просим Бога мы молитвой[4]. Стало быть, нужно молиться Богу. Но прежде молитвы нужно знать, кому мы молимся: надобно верить в Бога. Кто верит в Бога, молится Ему и делает добрые дела, тому Бог даст Царство Небесное. На какие дела смущает людей диавол? У. На плохие. З. Зачем он смущает людей на зло? У. Он злой, хочет погубить людей. З. От погибели Бог спасает тех, которые веруют в Бога, молятся Ему и хотят делать добрые дела. Значит, для нашего спасения нужно что? У. Верить, молиться и делать добрые дела. З. Запомним это так: для нашего спасения нужны вера, молитва и добрые дела. Эта формула заучивается учащимися сначала хором, а потом поодиночке. З. Все ли люди веруют в Бога, веруют ли татары, немцы, евреи?… У. Все веруют. З. Одинаково ли все люди веруют? У. По-разному. З. Вера на свете не одна, а их много. Но не все веры правильные. Наша вера называется какой? У. Христианской православной[5]. З. Почему она называется христианской? Почему православной? Как мы можем отличить веру одного человека от веры другого? У. Можно спросить его о вере. З. Кто может лучше всех из нас, людей, сказать о христианской вере? У. Священник. З. Лучше других может сказать о вере священник потому, что священники учатся знать веру Христову. А выше священника из духовных кто? У. Архиерей. З. О вере лучше других знают архиереи, священники, диаконы и ученые люди. Один человек знает меньше, чем два, три, четыре. Хотя все знает только один Бог, но чем больше соберется знающих людей, тем вернее они могут сказать про всякое дело. Было время, когда православные архиереи, священники и диаконы собирались со всего света в одно место и говорили о вере Христовой, а Сам Бог невидимо учил их. Когда люди собираются в одно место для общего дела, то это называется как? У. Сходка. З. Сходка, собрание или собор. Как по-другому называется сходка? Запомните слово собор. Православные архиереи, священники и диаконы собирались на что? Весь свет, где поселились люди, называется вселенной[6]. На некоторые соборы собирались духовные люди со всей вселенной, а потому такие соборы зовутся Вселенскими. Архиереи, священники и диаконы называются по-другому - пастыри Церкви. Пастыри Церкви собирались со всего света и составляли Вселенские Соборы. Что же называется Вселенским Собором? У. Собрание пастырей Церкви со всего света. З. Пастыри Церкви со всего света знают о православной вере всех лучше и могли сказать о ней всех лучше. Не припомните ли, как называется во всяком деле самое лучшее, чему нужно подражать? Например, как называются буквы, напечатанные в прописях? У. Образцами. З. Во всяком деле самое лучшее называется образцом. Пастыри Церкви сказали, а потом и написали всех лучше о православной христианской вере, поэтому они, значит, написали образец православной христианской веры[7]. Пастыри Церкви собирались со всей вселенной семь раз. Значит, сколько было всего Вселенских Соборов? У. Семь. З. Пастыри Церкви написали образец веры на Первом и Втором Вселенских Соборах. Первый Собор был в Никее, а второй - в Константинополе. Оба эти города были греческие, а потому и образец веры был назван греческим словом символ. Это слово перешло и к нам, русским, и мы называем образец нашей веры «Символом православной христианской веры». Все люди веруют в Бога, но не все веруют одинаково. Вер на свете много. Наша вера называется христианской православной. Нашу веру дал людям Бог Иисус Христос, а Он Сам о Себе знает все, поэтому христианская вера самая правильная из всех вер. Если мы захотим узнать и отличить веру одного человека от веры другого, мы можем спросить тех людей про их веру. Сказать о нашей вере лучше простых людей могут архиереи, священники, потому что они этому учатся. Всех лучше могут сказать о вере архиереи, священники и диаконы или, по-другому, пастыри Церкви со всего света. Весь свет, где поселились люди, называется вселенной. Было время, когда пастыри Церкви собирались со всей вселенной и составляли Вселенские Соборы. Они написали очень хорошо про христианскую веру, примерно или образцово, на Первом и Втором Вселенских Соборах. Эти Соборы были в греческих городах: первый - в Никее, а второй - в Константинополе, а потому образцовое писание о вере, или образец православной веры, называется греческими словами - Символ веры. Кто всех лучше знает о нашей вере? Что такое Собор? вселенная? Что называется Вселенским Собором