Lessons of the Law of God for Children

З. Мы знаем, что на Первом и Втором Вселенских Соборах пастырями Церкви был составлен «Символ веры». В «Символе веры» говорится о чем? У. О нашей православной христианской вере. З. В нем о нашей вере сказано или изложено коротко и правильно или точно все, во что нужно веровать христианам. Поэтому «Символом веры» называется краткое точное изложение православной христианской веры. Последнее определение заучивается учащимися хором. Пастыри Церкви написали в «Символе веры» о православной христианской вере. Учение о ней они не сами выдумали, а написали кратко все, что говорил людям Бог. Бог говорил о Себе сначала Адаму в раю, потом другим праведным людям. Праведные люди учили вере в Бога своих детей, их дети передавали это учение своим детям, и люди учились вере в Бога без книг, а на словах: о вере говорили или передавали один другому. Такое учение о вере без книг называется передаванием или преданием. Откуда взяли пастыри Церкви учение о Боге? Кому Бог говорил о Себе? Как люди учились вере в Бога? Как называется такое учение? Что называется преданием? Многое о Себе Бог сказал Моисею, когда Моисей говорил с Богом на горе Синае. Все, что сказал Бог тогда, нельзя было запомнить точно, и Моисей записал слова Божии в книги. Что написано, называется писанием. Моисей написал слова Божии в книги, и эти книги называются Писанием. Все, что люди передают друг другу на словах, можно называть преданием, а все, что написано, можно называть писанием. Но слова Божии лучше всяких человеческих слов, и потому они называются особенными, Божественными или священными. Поэтому учение о вере, которое передают люди друг другу на словах, называется Священным Преданием, а слова Божии и учение о вере, которые написаны в книгах, называются Священным Писанием. Все книги, в которых записаны слова Божии, называются еще одним словом - Библия. Кому и когда Бог говорил о Себе? Что сделал Моисей? Почему и зачем? Что называется преданием и писанием вообще? Почему учение о вере называется священным? Как называются все книги Священного Писания? Книги Священного Писания начал писать пророк Моисей, а потом их писали до Рождества Христова и другие пророки. Кто такие пророки? Каких вы знаете пророков? Время до Рождества Христова называется Ветхим Заветом, а потому и все писания пророков называются Священным Писанием Ветхого Завета[1]. Иисус Христос учил людей без книг, а потом Апостолы записали самое главное из того, чему учил Христос. Время после Рождества Христова называется Новым Заветом, и поэтому те книги, которые написали Апостолы, называются Священным Писанием Нового Завета, а все они вместе называются как? Что такое Библия? Все, что написано в Библии - правда, неправильного там ничего быть не может, потому что пророкам и Апостолам говорил Сам Бог - Дух Святой, что нужно сказать людям и написать. Что написали Апостолы и пророки, только те книги и называются Священным Писанием. Апостолы учили людей и на словах. Некоторые святые и простые люди запомнили словесное учение Апостолов и после записали его сами, но книги других людей - не Апостолов и не пророков не называются Священным Писанием. Кто первый начал писать книги Священного Писания? Кто писал после Моисея до Р. Х.? Как называется время до Р. Х.? Как поэтому называются писания пророков? Как учил людей Иисус Христос? Кто записал Его учение? Как называется время после Р. Х.? Как называются те книги, которые написали Апостолы? Как называются все книги Ветхого и Нового Завета? Почему в этих книгах нет неправды? При этом весьма полезно показать детям Библию и хотя бы только перечислить названия книг Священного Писания с самым кратким указанием их содержания. Пастыри Церкви на Первом и Втором Вселенских Соборах написали в «Символе веры» коротко и правильно о православной христианской вере так, как о ней написано в Священном Писании и как говорится в Священном Предании. Священное предание помнят, а Священное Писание берегут все христиане вместе. Пастыри Церкви написали в «Символе веры» то, в чем были согласны всегда, везде и все православные христиане. Мы веруем в одного Бога. Слово «один» по-славянски говорится един. «Верую в одного Бога» - по-славянски как нужно сказать? У. Верую во единаго Бога. З. В скольких Лицах Бог? У. В трех. З. Как называется первое Лицо? У. Бог Отец. З. Значит, мы веруем прежде всего во единого Бога Отца. Все в мире чье? У. Божие. З. У нас своего ничего нет, а у Бога есть все. Попробуем слова есть все заменить другим словом. Как говорят про хозяина, у которого есть работник? У. Он держит работника. З. Работник в доме ничего по своему желанию делать не может, а делает то, что велит ему хозяин. Хозяин в доме делает все, что захочет. Про хозяина мы говорим, что у него есть работник или он держит работника, а у Бога есть все, значит, о Боге можно сказать, что Он все держит и во всем свете может делать все, что хочет. Слова все держит можно заменить одним словом - Вседержитель. Мы веруем, что Бог есть Вседержитель. Что это слово значит? У. Бог во всем мире может сделать все, что хочет. З. Весь мир сотворил Бог, поэтому как Его нужно назвать? Кто читает, тот называется чтец. Кто пишет, поет? Бог все сотворил, поэтому Он называется Творец. Почему Бог называется Творцом? Вы знаете, что Бог сотворил небо и землю, мир видимый и невидимый. Как Бог сотворил видимый мир? Во сколько дней? Что в первый? второй?… Что такое мир невидимый? Вы прежде учили весь «Символ веры», кто из вас может прочитать только то, о чем мы сейчас говорили? Читается первый член «Символа веры». Мы сейчас прочитали не весь «Символ веры», а только часть его. Слово часть можно заменить другим похожим словом. Например, рука есть часть человеческого тела или член его. Мы прочитали одну часть «Символа веры» или один что? Который по счету? О чем говорится в первом члене? Что значит:… во единаго… Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым? В первом члене говорится о том, что мы веруем в одного Бога Отца, что Он может сделать все в мире, что Он сотворил небо и землю, мир видимый и невидимый. В других частях или членах говорится о другом, и всех таких частей в «Символе веры» 12. В конце урока делается повторение сначала по вопросам, потом связное законоучителем и наконец учащимися. Вопросы содержатся в самом ходе урока, а потому здесь не приводятся. Связное изложение можно представить в следующем виде. «Символом веры» называется образец веры или краткое правильное изложение православной христианской веры. Он был составлен пастырями Церкви на Первом и Втором Вселенских Соборах. Пастыри Церкви взяли учение о вере из Священного Писания и Священного Предания. Священным Преданием называются те слова Самого Бога, которые люди передают друг другу или без записи, или сами записали в книги, а Священным Писанием - те слова Божии, которые записали в книги особенные люди: пророки и Апостолы. Все книги Священного Писания вместе называются Библией. Что написано в Библии, то истинно, верно. В «Символе веры» 12 частей или членов. Первый член читается: «Верую во единаго…» В первом члене говорится о Боге, что Он один, что Он правит всем миром, что Он сотворил небо и землю, мир видимый и невидимый. В Бога нужно верить твердо и не нужно слушать тех людей, которые говорят, что Бога нет и что мир сделался сам собой. Безбожники погибают, а вера Христова никогда не погибнет. Само понятие о завете между Богом и людьми может быть выяснено учащимся несколько позднее, что в дальнейшем и делается. Сказать, что завет есть союз Бога с людьми, значит произнести одно только слово без всякого значения для учащихся.^

Урок 3. Второй член «Символа веры»

Конспекты уроков по Закону Божию

З. Вы знаете, что Бог один, но в трех Лицах. Эти Лица не такие, как у людей, потому что у Бога тела нет. Поэтому и Лица Бога бестелесные. Об этом людям сказал Бог; люди узнать о Святой Троице своим умом не могли, да и понять мы не можем, как один Бог существует в трех Лицах, и верим словам Божиим. Первое Лицо Святой Троицы - Бог Отец, а второе? Бог Сын или Сын Божий какое имя получил на земле? Кто и когда Его назвал в первый раз Иисусом? Прочитаем о Благовещении по Евангелию. Читаются по русскому переводу стихи 26-38 из 1-й главы Евангелия от Луки. Архангел Гавриил сказал Деве Марии, что от Нее родится Сын Божий и что Он будет называться Иисусом. Иисус по-русски значит Спаситель, а называется Он Спасителем потому, что родился на земле спасти людей от грехов[1]. О рождении на земле Сына Божия говорили и писали задолго пророки. Они называли Его помазанником Божиим или, по-другому, Христом. Вы в Священной истории учили, что Самуил помазал на царство Саула. Моисей помазал Аарона в главного священника или в первосвященника, и, кроме того, помазывали одни пророки других. Все люди, которые были помазаны, назывались помазанниками. Помазанниками были цари, первосвященники и пророки. Когда обыкновенных людей помазывали святым деревянным маслом, то на них сходил Святой Дух и давал им особенную силу. Царям Он давал силу править царством, первосвященникам - приносить Богу жертвы, а пророкам - знать, что будет после. Наш Спаситель родился на земле человеком, но у Него была сила - дать людям Царство Небесное: Он принес Сам Себя в жертву за всех людей и знал все, что будет после. О Спасителе говорили вперед или предсказывали пророки. Они знали, что Он будет иметь такую силу, и потому называли Спасителя Помазанником или Христом. Кто первый назвал Сына Божия Иисусом? Что значит слово Иисус? Почему Сын Божий называется Спасителем? Как называли Спасителя пророки? Кто назывались помазанниками? Кто были помазанники? Чем их помазывали? Кто на них сходил? Что им давал Святой Дух? Какую силу - царям? первосвященникам? пророкам? Какую силу имел Спаситель? Почему называется Он Христом? Вы знаете, что мир, и видимый и невидимый, был не всегда: его сделал из ничего или сотворил Бог. Но Сын Божий Иисус Христос - Сам Бог, а потому Он не сотворен[2]. Он один родился от Бога Отца. Бог был, есть и будет всегда. У Него нет ни начала, ни конца. Иисус Христос Бог, поэтому и у Него нет ни начала, ни конца. Он от Бога Отца рождается прежде всего мира. Как Сын Божий рождается от Бога Отца и был всегда, этого люди понять не могут. Об этом сказал людям Сам Бог, значит, правда, что Сын Божий был всегда, а потому нам нужно в это верить. Мы часто многого не понимаем, как что-нибудь делается. Например, разве мы понимаем, почему от холода вода мерзнет, а на огне кипит, и все-таки мы верим в это. Верим своим глазам, верим сами себе. Как же мы можем не верить Богу? Он знает все лучше нас самих. Мы не понимаем, как едут вагоны на железной дороге, а люди нам говорят, что вагоны идут паром. Мы верим людям, хотя сами не понимаем, как пар может двигать вагоны. Люди о своих делах знают, а Бог Сам о Себе, конечно, знает все. Поэтому нам и нужно верить Богу, хотя мы и не все понимаем, что Он сказал о Себе людям. Иисус Христос один, или по-славянски един, родился от Бога Отца прежде всего мира, а потому Он называется Сыном Божиим Единородным, Иже от Отца рожденным прежде всех век. Почему Иисус Христос называетсяСыном Божиим Единородным, Иже от Отца рожденным прежде всех век? Мы не можем понять, как Сын Божий, Сам Бог, родился от Бога Отца, но понять, хотя немного, людям всегда хочется, о чем им говорят, поэтому святые отцы на Вселенском Соборе в «Символе веры» написали такой пример. Мы видим, что как только засветишь свечу или как взойдет солнышко, так сейчас же пойдет от них свет. От света рождается в одно и то же время другой свет и разделить эти оба света нельзя. Этим примером святые отцы и объяснили, как Сын Божий не старше и не моложе Бога Отца, а живет с Ним вместе. У Бога Отца нет ни начала, ни конца: Он всегда был и всегда будет, потому что Он истинный Бог, и у Сына Божия нет ни начала, ни конца, значит, и Он такой же истинный Бог, как Бог Отец. Вы уже знаете, что было время, когда мира не существовало, не было ни невидимого мира - Ангелов, не было и видимого. Весь мир сотворил Бог. Значит, самая главная примета та, что он сотворен, а самый первый признак Бога тот, что Бог вечен, никем не сотворен, Сам живет и дает жизнь всему миру. Самая главная примета или самый главный признак всякого предмета называется его сущностью[3]. Запомните это слово и скажите, какая самая главная примета ученика? У. Он учится. З. Учителя? У. Он учит. З. Воды? У. Жидкость. З. Солнца? У. Свет, тепло. Здесь можно привести несколько разнообразных примеров и предложить ученикам найти в каждом предмете главный, существенный признак. Может быть, что в некоторых понятиях определение сущности не вполне совпадает с научными данными об этих понятиях, но такого совпадения нельзя и требовать в начальной школе, а для данного случая и не необходимо. Цель приведения примеров должна заключаться лишь в уяснении и усвоении учащимся слова сущность. Догматика разделяет свойства Божии на общие и частные, вытекающие из общих. К первым относятся бесконечность и духовность существа Божия. Самобытность ставится, как первое следствие, частное свойство, безграничности. Но во втором члене «Символа веры», по требованию обстоятельств (ересь Ария), указано на самобытность Сына Божия, потому в настоящем объяснении последняя и ставится в виде общего свойства Божия. Свойство и признак не одно и то же, но в начальной школе приходится по необходимости заменять некоторые общие понятия более конкретными. З. Значит, сущность ученика в чем? учителя? солнца? воды? В чем сущность мира? Иисус Христос родился от Бога Отца, значит, Он не сотворен. Главный признак или сущность Иисуса Христа одинакова, а по-славянски едина, с Богом Отцом. Бог Отец и Бог Сын не два Бога, а один Бог. Все главные признаки у Них одни. Поэтому Иисус Христос называется рожденным, несотворенным, единосущным Отцу. В «Символе веры» эти слова читаются так: рожденна, несотворенна, единосущна Отцу. Бог Отец не сотворен, а Сам сотворил весь мир. Это есть главный признак или сущность Бога. Иисус Христос единосущен Отцу, значит, и Он вместе с Отцом сотворил весь мир. Эти слова в «Символе веры» читаются: Имже вся быша[4]. Каким примером объясняется в «Символе веры» рождение Иисуса Христа от Бога Отца прежде всех век? Какой главный признак Бога? мира? Как называется главный признак предмета? Каким называется Иисус Христос по главному признаку в «Символе веры»? Что выходит из этого признака? Прочитайте весь второй член. После чтения делаются проверочные вопросы относительно каждого отдельного выражения, которые были объяснены на уроке. Итак, во втором члене говорится о втором Лице Святой Троицы - Боге Сыне. Он называется Господом, Иисусом Христом, Сыном Божиим, единородным, рожденным от Бога Отца вечно. Это рождение объясняется примером одновременного рождения света от светильника. Иисус Христос есть Бог истинный, рожденный от Бога истинного, а несотворенный. Он одинаков и один Бог с Богом Отцом и с Ним сотворил весь мир. Учение о Боге Сыне - Иисусе Христе содержат только христиане. Ни мусульмане, ни евреи, ни язычники не веруют в это учение. А дал его людям Сам Бог, значит, мы верим Самому Богу. Бог дает людям только добро; добро люди не теряют, а дорожат им. Поэтому нужно дорожить христианской верой и стараться читать больше книг, из которых можно научиться этой вере. Есть на свете плохие люди, которые стараются совратить христиан от веры Христовой. Эти люди сбивают с толку малознающих о нашей вере. Таких злых людей слушать не нужно: они на словах сулят добро, а на деле всегда обманут. См.: Мф. 1, 21.^ При наличии в школе детей старообрядцев нелишне объяснить, что Иисус и Исус есть лишь разное произношение одного и того же имени нашего Спасителя и что эти два слова означают не двух разных лиц, а единого Господа Христа, в Которого веруют одинаково и старообрядцы и так называемая ими Великороссийская Церковь.^ Ученикам начальной школы невозможно, конечно, точно выяснить метафизическое понятие сущности или субстанции, но приблизить несколько это слово их пониманию можно и при выяснении слов второго члена «Символа веры» - единосущна Отцу - необходимо. Наша личная практика нам показала, что приводимые здесь объяснения достигали своей цели и не оставались безрезультатными. В приведенном объяснении сущности часть - главный признак, взята вместо целого - суммы всех признаков. Это всегда допускается.^ Упоминать о гностицизме, арианстве и других искажениях истины нет надобности в начальной школе. При объяснении второго члена необходимо лишь сообщить положительное учение Церкви о втором Лице Святой Троицы.^

Урок 4. Третий член «Символа веры»

Конспекты уроков по Закону Божию

З. Бог сотворил первых людей, Адама и Еву, и поселил их в раю. Жить им было хорошо. Бог велел Адаму и Еве работать, но работа их была нетяжелая. Ни в чем нужды у них не было. Болезней они никаких не знали и могли быть бессмертными. От болезни и смерти первым людям были даны Богом плоды дерева жизни. Хорошо было в раю для тела людей, хорошо было и для их душ. Бог разговаривал с первыми людьми и учил их всему, что они хотели знать и что могли понять. Люди во всем верили Богу, Бог им во всем помогал, и люди жили так, как живут дети с отцом в согласной семье. Бог был Отцом, а Адам и Ева детьми Божиими. Бог делал много добра людям, и люди, конечно, хотели показать чем-нибудь свою любовь к Богу. Дети могут показать свою любовь к отцу послушанием. Поэтому Бог не велел людям есть плодов с одного дерева в раю: с дерева познания добра и зла. Он сказал Адаму: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него»[1]. Людям позавидовал диавол и смутил Еву съесть плодов с запрещенного дерева. Диавол сказал: «…знает Бог, что в день, в который вы вкусите (плодов дерева познания добра и зла), откроются глаза ваши и вы будете, как боги, знающие добро и зло»[2], поэтому Бог и не велел вам есть этих плодов. Еве захотелось сравняться с Богом. Она поела запрещенных плодов, а потом то же сделал и Адам. Послушавшись диавола и захотев знать своим умом больше того, что говорил людям Бог, Адам и Ева сами уничтожили свою дружбу с Богом. Они поверили диаволу, противнику Божию, и своим силам больше, чем Богу. Бог создал людей так, что они могли никогда не умирать, а всегда бы жили в полном счастье, если бы слушали Бога. Люди Бога не послушались и оттолкнули сами от себя милость Божию. Они не только стали умирать, но и после смерти должны были мучиться в аду. Эта участь положена была не только Адаму и Еве, но и всем людям, которые родились от них и после них. Люди стали погибать потом не от одного греха Адама и Евы, но и от своих грехов. Чтобы вы яснее поняли, как люди стали погибать после того, как они согрешили, приведем такой пример. У одного отца было много детей. Все они жили на берегу очень большого озера с крутыми берегами. Вдалеке чуть виднелся другой берег. Отец знал хорошо другой берег, а дети там никогда не бывали. Отец сказал детям: «На этом берегу хорошо, а на том еще лучше. Идите кругом озера, а я буду помогать вам идти и показывать дорогу». Дети согласились идти за отцом добровольно. Дорогой подходит к ним тихонько чужой человек. Отец видит его, но не мешает ему разговаривать с детьми, потому что дети взрослые, у них свой ум есть. Чужой человек говорит детям: «Зачем вы идете длинной дорогой вокруг озера? Бросьтесь лучше в воду и скорехонько доплывете до того берега. Отцу не хочется вас сейчас же пускать туда, а потому он и не велит плыть по озеру». Дети послушались речей этого человека, не смекнули, что он по зависти учит их плыть на ту сторону, и бросились с берега в воду. Все вымочились. Одежду испортили, и стало им плыть в мокрой одежде тяжело. Назад вернуться нельзя: берег крут. Силы у них начали слабеть. На озере дует ветер и гонит детей вдоль озера, а там дальше море и верная гибель всем. Отец на другом берегу, и те дети, которые были поумнее, стали кричать, чтобы отец выехал с лодкой и спас их, а упрямые захотели настоять на своем и все перетонули. Умные дети сообразили, что спасти их может только один отец, и перестали надеяться на свои силы. Отец у Адама и Евы был Бог. Он поселил их в раю и дал им заповедь. Диавол, по зависти, смутил первых людей ослушаться Бога. Они захотели без Бога узнать добро и зло скорее. Они как будто бросились в воду, согрешили и стали погибать. Сами они спастись никак не могли, не могли и стать опять такими, какими были прежде. Грехи их губили все больше, как мокрая одежда тянет пловца постоянно ко дну. Помочь им никто не мог, кроме Бога. Поэтому Бог сказал Адаму с Евой, что придет на землю Спаситель. От Адама и Евы произошли все люди; все они грешники, поэтому все они нуждаются в спасении. Обещание Божие сбылось. На землю пришел Сын Божий. Бог родился на земле, стал человеком. Бог стал Богочеловеком. Для кого же и для чего Ему нужно было прийти? У. Для нас, людей, и для нашего спасения. З. Бог живет везде, нет ни одного местечка, где бы не было Бога. Но в отличие от всего земного Бог называется Царем Небесным; говорится, что Бог живет на небесах. Где эти небеса и что такое они, люди не знают, потому что Бог этого никому не открыл[3]. То, что мы видим над собой вверху, мы называем небом, но мы видим только воздух, видим солнце, месяц, звезды. Это не те небеса, где постоянно прославляют Бога Ангелы. Мы живем душой и телом и не можем видеть бестелесного Бога, но Ангелы, духи бестелесные, видят Его на небе. Потому и говорится, что Бог живет на небесах. Для нас, людей, и для нашего спасения Он, значит, сошел на землю откуда? Бог всегда живет везде, но мы Его видеть не можем. Мы видим только телесное. Поэтому Сын Божий принял на Себя тело или, по-славянски, плоть. Принял плоть можно заменить одним словом - воплотился. От кого родился Сын Божий на земле? Припомните, что сказал Деве Марии Архангел во время Благовещения. Значит, Сын Божий воплотился от Духа Святого и Марии Девы. Человек живет не одним телом, у него есть еще человеческая душа. Сын Божий принял и тело и душу человеческую и сделался человеком или, по-другому, вочеловечился. Где поселил Бог первых людей? Как они жили с Богом? Что люди желали показать Богу за все Его добро? Какую Бог дал заповедь? Кто им позавидовал? Что захотелось людям? Что они этим сделали? Чего лишились? Что стало с людьми? (Припомните пример, как можно погибнуть. Примените его к Адаму и Еве.) От кого можно людям ждать спасения? Кто нуждается в нем? Для кого и чего пришел Спаситель? Откуда? Что мы обыкновенно называем небом? Похоже ли оно на то небо, где живут Ангелы? Почему говорится, что Бог живет на небесах? Куда Бог сошел для нас? Подумайте, что значит сошел с небес? (Сделался видимым на земле.) Что принял на земле? От кого? Что принял кроме тела? Как называется одним словом Бог, Который сделался человеком? Итак, мы веруем, что для нас, людей, и для нашего спасения Иисус Христос сошел с небес и воплотился от Духа Святого и Марии Девы и сделался человеком. Об этом и говорится в третьем члене «Символа веры». Прочитаем его[4]. Как по-славянски «для»? Что значат сшедшаго с небес? воплотившагося? вочеловечшася? Люди захотели жить без Бога, но стали погибать. Бог Сам пришел к ним для их спасения и научил людей, как нужно жить на земле. Бог и без людей может все делать, а люди без Бога должны погибнуть. Как же нам не слушаться Иисуса Христа? Он к людям пришел, пойдем и мы к Нему. Как к Нему идти, говорится в Евангелии. Будем всегда читать его и жить так, как учит Евангелие. Иисус Христос родился и жил в бедности, а всегда делал людям добро и не сделал ни одного греха. Значит, можно ли отговариваться тем, что мы грешим из-за своих недостатков, как говорят часто люди? Быт. 2, 16.- Ред.^ Быт. 3, 4.- Ред.^ Это объяснение необходимо в тех видах, что на уроках природоведения ученики получают понятие о небе как о пустом пространстве с небольшой сравнительно оболочкой земной атмосферы. Поэтому предупреждение о том, что научное и мистическое понятия неба несходны и объясняют предмет с разных точек зрения, думается, предохранит от колебания веру детей и даст им оружие против попыток к тому со стороны всякого неверующего человека.^ Третий член «Символа веры» читается так: Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.- Ред.^

Урок 5. Четвертый и пятый члены «Символа веры». Четвертый член

Конспекты уроков по Закону Божию

Четвертый член

З. В прошлый раз мы говорили, что спасти людей от греха и погибели мог только Бог. Бог родился на земле и сделался человеком, но не простым человеком. Он остался Богом и вместе стал человеком, а потому Он называется Богочеловек. Как и все люди, Он был младенцем, а потом стал взрослым. Одним только Он отличался от людей: Иисус Христос никогда не грешил. Мы все родились от людей грешных, а Иисус Христос родился от Духа Святого и от Пречистой Девы Марии. Вы помните, что грешных людей мы приравняли к детям, которые сами бросились в воду и стали тонуть. Спасти их от смерти может только отец, а грешных людей может спасти только Бог. Отец подплывает к тонущим детям на большой лодке. В ней найдется место для всех детей. Но в большую лодку нужно взобраться. Дети, когда плавали в воде, конечно, устали, и у них нет силы влезть в лодку. Что тогда остается сделать отцу? Кинуть веревку? Но дети, когда их отец потянет, могут сорваться. Гораздо надежнее, если отец сам спустится в воду и постарается за всех детей. Им нужно было бы самим трудиться, а отец возьмет труд всех на себя. Мы говорим, что упрямые дети не захотели звать на помощь отца, не захотели они к нему идти и в лодку. Они сказали: «Мы сами доплывем, куда хотим, и не желаем садиться к отцу в лодку». Подобно жалостливому отцу, для спасения людей сошел на землю Бог - Иисус Христос. Он учил всех людей вере христианской. Но люди погибали в грехах и не могли от них спастись, не могли жить по-Божьи: они обессилили от грехов. Для спасения людей Иисус Христос взял на Себя грехи всех людей. Как добрый отец берет на себя труд всех тонувших детей, так и милостивый Спаситель взял на Себя грехи людей. Как тонущим детям много нужно было бы помучиться, чтобы влезть к отцу в лодку, так и грешным людям всем нужно было бы мучиться, чтобы опять жить с Богом так, как люди жили с Ним до своего греха. Эти мучения взял на Себя Иисус Христос. У Него Своих грехов совсем не было, и Он принял мучения за всех людей. Вы из Священной истории знаете, что Иисуса Христа распяли на кресте. Распятие на кресте было страшным мучением. Всем людям для своего спасения нужно было бы много пострадать. Бог мог, конечно, простить грехи всех людей, но ведь сами люди от этого не стали бы лучше: они остались бы такими же, какими сделались от своего первого греха, у них не было бы силы самим опять сделаться хорошими, святыми и жить с Богом в Царстве Небесном. Как в нашем примере отец мог спасти детей по-разному: мог кинуть им веревку, мог и сам посадить их в лодку, но дети могли спастись только тогда, если отец сам посадит в лодку тех, кто хочет спасения себе и не хочет утонуть. Так и все люди могли спастись только тогда, если Сам Бог примет на себя грехи всех людей и пострадает за людей. Это и сделал Иисус Христос. Он был распят на кресте в Иерусалиме. А главным начальником над Иерусалимом тогда был Понтийский Пилат[1]. При нем и был распят за нас Иисус Христос. Ему приколотили руки и ноги гвоздями ко кресту, крест врыли в землю, и наш Спаситель так висел на кресте. Гвозди раздирали тело Иисуса Христа, а враги Его смеялись над Ним. Иисус Христос страдал, от страданий умер и был похоронен или погребен. В четвертом члене «Символа веры» о распятии, страданиях и погребении Спасителя сказано так: Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. То есть сначала подразумеваются слова «верую в распятаго…». При чтении этого члена необходимо тщательнее разделить слова: же, за, ны, так как ученики обычно их сливают в одно слово жезаны, отчего получается полная бессмыслица. О чем говорится в четвертом члене «Символа веры»? Где был распят Иисус Христос? Кто тогда был главным начальником в Иерусалиме? Кто похоронил Спасителя? Кому нужно было бы страдать за грехи людей? Зачем нужны были страдания? Кто пострадал за всех людей? (Припомните, каким примером мы объясняли то, что нужно было непременно людям пострадать за свои грехи.) Примечание. При объяснении второго, третьего и четвертого членов «Символа веры» в настоящих конспектах вводятся не только словесные, но и смысловые толкования истин, заключающихся в этих членах. Ограничиваться одним переводом славянских слов и сообщением высочайших догматов христианства в виде простого перечисления их значит низводить Закон Божий на степень заучивания не пригодных в жизни формул, нужных только для сдачи экзамена. Не преувеличивая степени развития школьников, нельзя и чрезмерно унижать эти способности питомцев начальной школы. Всякий человек с началом сознательной жизни начинает привыкать к отвлеченному мышлению посредством понятий, а не одних представлений, т. е. делается в некотором роде философом. Эту потребность человеческого духа угасить нельзя да и угашать не должно, а следует дать ей надлежащее развитие посредством постепенного перехода от известного к неизвестному. Богочеловечество и искупление не находятся в противоречии с человеческим разумом, и разум не может отказаться от их уяснения, а потому эти истины, по нашему мнению, могут и должны быть приближены к пониманию христианских детей посредством наивозможного упрощения в объяснениях. Для человеческого разума непостижимо существо Божества, но проявления Его отчасти доступны и объяснимы. Сведения о подчинении Иудеи римским начальникам (консулам или проконсулам) сообщаются во втором или третьем отделении при рассказе о рождении Спасителя.^

Урок 5. Четвертый и пятый члены «Символа веры». Пятый член

Конспекты уроков по Закону Божию

Пятый член