Lessons of the Law of God for Children

З. Иисус Христос принял на Себя грехи всех людей. До грехопадения люди были бессмертны, а как только люди согрешили, так явилась смерть. У нашего Спасителя Своих грехов не было, и Он не должен был умирать, но Он взял на Себя грехи всех людей и потому умер на кресте. Объясним это таким примером. Маленькие ребятишки заперлись в избе и стали играть огнем. Играючи, они подпалили избу и выбежать из огня не могут. Отец увидел и бросился в огонь спасать детей. Отец ни в чем сам не виноват, а все-таки обожжется не за свою вину, а за вину детей, спасая их. Иисус Христос - Богочеловек - был Сам безгрешный, но взял на Себя грехи людей и потому Ему нужно было умереть. Он умер, был погребен и лежал в могиле до третьего дня. Своим рождением на земле, Своей жизнью, Своими страданиями и смертью Иисус Христос спас всех людей. Людям стало можно всем, кто хочет, жить на том свете в Царстве Небесном. Как мы говорили в нашем примере, отец выехал на озеро в лодке, детей посадил своими руками в лодку, и все дети, которые захотели, поплыли на другую сторону, куда звал их и прежде отец. Когда отец спас всех детей из воды, ему в воде больше оставаться стало не нужно, он, конечно, и сам поплыл на берег. Иисус Христос спас всех людей, и в могиле Ему оставаться было незачем. Иисус Христос на третий день после Своей смерти опять ожил, воскрес из мертвых. О Своем воскресении Иисус Христос говорил вперед и Своим Апостолам, и народу еще раньше, когда учил народ. О воскресении Иисуса Христа предсказывали за много лет пророки. Особенно ясно предсказал о воскресении Иисуса Христа из мертвых не словами, а делом пророк Иона. Припомните, кем был проглочен Иона и на который день он был выброшен на землю? Ученики припоминают повествование о трехдневном пребывании Ионы во чреве кита[1]. При этом законоучитель должен объяснить, что китом называется в Библии не млекопитающее животное - кит, который в Средиземном море не водится и живет исключительно в полярных морях, а совершенно другое, точно неизвестное морское чудовище. Это объяснение необходимо потому, что на уроках объяснительного чтения ученики встретятся с рассказом о ките как животном с чрезвычайно маленьким горлом. Греческое слово не имеет значения русского слова «кит» и переводится собирательным именем «морское чудовище». Таким объяснением законоучитель устранит по меньшей мере недоумение, которое неизбежно возникнет в уме учащихся при сравнении рассказа из книжки для чтения со священно-историческим повествованием. Кроме Ионы предсказывали, писали о воскресении Спасителя и другие пророки. Иисус Христос воскрес, как об этом было пророками написано и прежде; воскрес по-писаному, или по писанием. Пятый член читается: И воскресшаго в третий день по Писанием. Значит, в этом члене говорится о чем? В который день воскрес Спаситель? Что значат слова по писанием? Кто предсказал самим делом о воскресении Христа? За кого умер Иисус Христос? Почему Ему нужно было умереть? На каком примере мы объяснили это? Что Спаситель сделал для людей Своей смертью и Воскресением? Какой пример мы приводили для объяснения этого? Почему Иисус Христос не остался в могиле? Какое слово нужно прибавить к словам и воскресшаго?… Для нас, людей, и для нашего спасения Сам Бог Иисус Христос принял мучения и смерть. Люди захотели стать врагами Богу, но Бог их по Своей любви пожалел. Как же нам не любить нашего Спасителя? Своим воскресением Иисус Христос показал Свою власть и силу даже и над смертью. Смерти ни один человек побороть не может, а Спаситель одолел ее и воскрес из мертвых. Как же не верить Ему? Иисус Христос все может сделать. Он пришел дать нам спасение и непременно спасет нас, если мы будем жить так, как Он велит. См.: Иона 2, 1.- Ред.^

Урок 6. Шестой и седьмой члены «Символа веры». Шестой член

Конспекты уроков по Закону Божию

Шестой член

З. Иисус Христос воскрес из мертвых и после Своего воскресения сколько времени являлся на земле? В эти 40 дней Его видели мироносицы, Апостолы и другие люди, которые уверовали во Христа, 10 раз. Иисус Христос разговаривал с ними о Царстве Небесном и о том, как нужно жить, чтобы получить это Царство Небесное. В 40-й день Иисус Христос явился Апостолам и пошел с ними куда? На горе Елеонской Он сделал что? Иисус Христос вознесся или, по-другому, вошел на небеса. После воскресения из мертвых тело у Него стало особенное. Вы помните, как Иисус Христос один раз явился Апостолам, когда они были в одном доме. Все двери были заперты, но Он вошел сквозь затворенные двери. Значит, у Спасителя, после воскресения из мертвых, тело сделалось не таким, какие тела у нас. Мы не можем пройти сквозь стену, сквозь дерево или сквозь всякий другой предмет, а Он мог. Вот как явился Иисус Христос Апостолам при запертых дверях. Законоучитель читает по Евангелию от Иоанна стихи 26-29 из 20-й главы. В первый же день после Своего воскресения из мертвых Иисус Христос явился двоим Своим ученикам, которые шли в селение Эммаус. Читаются 13-35 стихи из 24-й главы Евангелия от Луки. Как видите, Иисус Христос сидел с Лукой и Клеопой за столом, разговаривал и вдруг стал невидим. Мы не можем сделать так, чтобы мы сидели с людьми и люди не видели нас, а Иисус Христос так сделал. Значит, тело у Него стало после воскресения необыкновенным, неземным. Этим Своим телом Он и вознесся на небеса. Вы уже слышали, что про небеса Бог людям ничего не сказал, и мы не знаем, где они, но верим, что там живут Ангелы и души святых людей и что там они видят Самого Бога. Видят, конечно, не телесными глазами, потому что у Ангелов совсем нет тела, святые души тоже живут без тела, и Бога видеть телесными глазами нельзя, так как Он - Дух, но святые Ангелы видят Бога не по-нашему, а совершенно особенно. Мы теперь не знаем, как можно видеть не телесными глазами, но после смерти мы это узнаем. Иисус Христос был Бог и стал на земле человеком. Как Бог, Он всегда имел такую же власть, как Бог Отец и Бог Дух Святой, но как человек, Он такой власти не имел. Когда же Иисус Христос вознесся на небо, то получил Божескую власть и как человек. У Него на земле было и тело обыкновенное человеческое, и душа человеческая. А когда Он воскрес и вознесся на небо, то у Него все стало Божественным. Он стал равным Богу Отцу и как человек. Если кто-нибудь в старину хотел сравнять с собой другого человека, то он сажал этого человека рядом с собой по правую сторону. Сказать про кого-нибудь, что он сел по правую сторону, все равно что сказать: он стал равным с тем, около кого сел. И у нас теперь младшие стоят, а равные с равными сидят. Мы веруем и говорим, что Иисус Христос вместе с телом, как человек, стал равным Богу Отцу, а по-другому можно сказать, что Иисус Христос, после вознесения на небо, сел по правую сторону Бога Отца. Мы знаем, что Бог живет везде, что Он не сидит, не ходит, как люди, и потому, когда мы говорим про Иисуса Христа, что Он сел по правую сторону Бога Отца, мы заменяем только одни слова другими. Стал равным -мы говорим: сел по правую сторону. Мы и теперь заменяем одни слова другими. Например, мы говорим, что ученик ломает голову над мудреной задачей, вместо - ученик думает. Всякий из нас знает, что мы голову не ломаем, а говорим так для того, чтобы сказать получше. Точно так же и об Иисусе Христе говорится, что Он сел по правую сторону Бога Отца. По-славянски правая рука называется десницей, а по правую сторону - одесную. О вознесении Иисуса Христа на небо и об одинаковой Его власти с Богом Отцом говорится в шестом члене. Прочитаем его[1].

Придет время, все мы умрем, а потом воскреснем. Кто живет на земле праведно, тот после своего воскресения будет жить вместе со Христом на небе, в раю, а там будет так хорошо, что мы и представить не можем. Христос всей Своей жизнью дал нам пример, как надо жить. Будем жить так, как Он советовал людям! Шестой член «Символа веры» читается так: И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.- Ред.^

Урок 6. Шестой и седьмой члены «Символа веры». Седьмой член

Конспекты уроков по Закону Божию

Седьмой член

З. Когда Иисус Христос вознесся, Апостолы стояли на горе Елеонской и смотрели на небо. Им явились два Ангела и сказали Апостолам: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо»[1]. Эти слова сказали Апостолам Ангелы, а Ангелы говорят всегда только то, что велит им сказать людям Бог. Значит, они сказали настоящую правду. Иисус Христос еще раз придет на землю с неба, и люди увидят Его, как видели Его Апостолы восходящим на небо. В первый раз Иисус Христос родился на земле для того, чтобы спасти людей от погибели. Он жил в бедности, как самый простой человек, а второй раз придет со славой судить всех людей. Вот как Он Сам сказал людям о Своем втором пришествии: «…явится знамение Сына Человеческого (так Себя называл часто Иисус Христос) на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною; и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их»[2]. Иисус Христос «сядет на престол славы Своей» и будет судить всех людей. Живые, как только раздастся звук ангельской трубы, соберутся в одно место, а все мертвые воскреснут и встанут вместе с живыми. Иисус Христос будет судить живых и воскресших мертвых за все плохие дела, за скверные слова и за худые мысли. Ни одно дело, ни одна плохая мысль не укроется тогда: всякий человек увидит всю свою жизнь, и страшно сделается всем грешникам. Поэтому и самый этот суд Христов называется Страшным Судом. О Своем Страшном Суде Спаситель сказал Апостолам. Апостолы спросили Его: «Скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Иисус Христос ответил Апостолам, что о дне том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только один Бог, но указал некоторые признаки. Здесь следует прочитать 4-14 стихи из 24-й главы Евангелия от Матфея. Перед вторым Христовым пришествием, кроме многих обманщиков, явится один самый хитрый. Этот обманщик будет называться последним антихристом. Антихрист - слово не русское, по-русски оно значит «противник Христа». Он будет превозноситься выше Бога, выше всего святого так, что сядет в Божием храме и будет называть себя Богом[3]. Многие люди уверуют в антихриста; он будет все лгать, но так хитро, что люди будут ему верить. Антихрист процарствует недолго: Иисус Христос поразит его и будет судить всех людей, а после суда настанет Царство Божие, Царство Иисуса Христа, и Его Царству конца не будет, оно будет вечно. О втором пришествии Спасителя, о Страшном Суде и о вечности Царства Христова говорится в седьмом члене «Символа веры»[4]. Следует чтение этого члена по-славянски. Здесь встречаются два слова не совсем понятных: паки и грядущаго. Что значит паки? грядущаго? Значит, седьмой член по-русски можно прочитать так: «Верую в Иисуса Христа (эти слова разумеются при третьем - седьмом членах), Который опять придет со славой судить живых и мертвых, и Царству Его[5] не будет конца». Кто явился Апостолам после вознесения Спасителя? Что сказали Ангелы? Для чего родился Иисус Христос на земле? Как Он жил? Как придет во второй раз? Как Он Сам сказал о Своем втором пришествии? За что Он будет судить людей? Кого будет судить? Как Он будет судить мертвых? Кому будет страшно? Как называется последний Христов суд? Кому о нем сказал Спа-ситель? Что спросили Апостолы? Что им ответил Иисус Христос? Какие приметы указал? Как называется самый хитрый обманщик, который будет жить перед Страшным Судом? Что значит слово антихрист? Что он будет делать? Долго ли он будет царствовать? Что с ним сделается потом? Что настанет после Страшного Суда? Какое это будет Царство? В каком члене «Символа веры» говорится об этом? Иисус Христос телом Своим вознесся на небо и Своим вознесением показал, что и мы можем быть вместе с Ангелами на небе, если этого хотим. Кто хочет себе Царства Небесного, тому нужно помнить, что Иисус Христос придет судить всех людей на Страшном Суде за все их дела, слова и даже мысли. Значит, кто желает себе добра, тому следует стараться делать только добрые дела, не говорить и не думать ничего плохого, греховного. Будем помнить всегда про второе Христово пришествие и про Страшный Суд. Деян. 1, 11.- Ред.^ Мф. 24, 30-31.- Ред.^ См.: 2 Сол. 2, 4.^ Седьмой член «Символа веры» читается так: И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.- Ред.^ Буквальный перевод слова Егоже дает слишком тяжелый оборот, ничего не прибавляя к точности выражения.^

Урок 7. Восьмой член «Символа веры»

Конспекты уроков по Закону Божию

З. В первом члене «Символа веры» говорится о ком? А во втором? третьем? четвертом? пятом? шестом и седьмом? Вы знаете, что «Символ веры» написан на Первом и Втором Вселенских Соборах. На Первом Соборе написано семь первых членов, а остальные пять - на Втором. Прочитаем восьмой член[1]. Не скажете ли, о ком здесь говорится. Здесь говорится о Боге Духе Святом. Обратите внимание, как в этом члене называется Святой Дух:… Господом, Животворящим, Иже от Отца исходящим, Иже со Отцем и Сыном спокланяемым и сславимым, глаголавшим пророки. Прежде всего переведем эти слова на русский язык. Первое слово - животворящий. Оно состоит из двух слов - живо и творящий. Творить - значит делать, животворить - делать живым. Следовательно, Святой Дух делает живым все, что сотворено[2]. Все живые существа получают жизнь от Святого Духа. Иже - по-русски значит «который». Иже от Отца исходящаго - Который, т. е. Дух Святый, исходит от Бога Отца. Покланяемый - значит тот, кому поклоняются; сславимый - кого прославляют. Мы поклоняемся Богу Отцу и Богу Сыну. Их мы прославляем, а вместе с Ними поклоняемся Духу Святому и прославляем Его одинаково, как Бога Отца и Бога Сына. Поэтому и называем Духа Святого спокланяемым и сславимым со Отцем и Сыном. Глаголавшаго по-русски «говорившего». Пророки - «через пророков». Мы знаем, что пророки предсказывали за целые сотни лет вперед о том, что будет после них. Что будет вперед, никто из людей не может знать. Это знает только Бог. Дух Святой людям иногда говорил, что будет после них, но говорил это не сам всем людям, а говорил через особых людей, которые назывались пророками. Значит, пророки говорили не от себя, а то, что им говорил Святой Дух. В восьмом члене Дух Святой называется Господом, Животворящим, от Отца исходящим, с Отцом и Сыном спокланяемым и сславимым, говорившим через пророков. Бога Отца и Бога Сына[3] мы называем Господом. Мы знаем, что Бог один, но в трех Лицах. Все эти три Лица равны; никто из Них ни старше, ни моложе, ни выше, ни ниже. Поэтому и Духа Святого нужно называть так же, как мы называем Бога Отца и Бога Сына. Все православные христиане всегда так верили и верили правильно. Поэтому пастыри Церкви на Втором Вселенском Соборе и написали, что Дух Святой есть Господь, чтобы никто после против этого не спорил. Как мы называем Бога Отца и Бога Сына? Почему так же следует называть и Святого Духа? Кто верил всегда, что Дух Святой одинаков с Богом Отцом и Сыном? Кто написал про эту веру в восьмом члене «Символа веры»? Почему они так написали? Для чего? Припомните, кто вообще сказал людям о Боге? Может ли быть в словах Божиих что-нибудь неправильное? Что значит по-русски слово животворящий? Святой Дух дает всегда всем жизнь. Всем животным Он дает жизнь только для тела, а у людей кроме тела есть еще душа, значит, людям Святой Дух дает жизнь и для тела, и для души. Бог сотворил людей бессмертными и по душе, и по телу. Когда люди стали смертными? У. Когда согрешили. З. Смерть пришла за грех, а на грех смутил людей диавол. Святой Дух дает всем жизнь, значит, Он спасает людей от диавола и от греха. Поэтому Он и называется в «Символе веры» Животворящим[4]. Кому дает жизнь Святой Дух? Какую жизнь Он дает животным и какую людям? Какими Бог сотворил людей? Когда они сделались смертными? За что пришла смерть к людям? Кто их смутил на грех? От чего спасает людей Святой Дух? Почему Он называется Животворящим? Святой Дух называется еще исходящим от Бога Отца. Об этом людям сказал Сам Иисус Христос, но люди понять не могут, как Святой Дух не моложе Бога Отца, а исходит от Него. Это такая правда, которую объяснить никто не может. Поэтому мы только будем помнить, что Дух Святой исходит от Бога Отца и называется в восьмом члене «Символа веры» Иже от Отца исходящим, т. е. таким, Который всегда исходил, исходит теперь и всегда будет исходить от Бога Отца. Святой Дух не отделяется от Бога Отца, но исходит. Мы не можем понять, как Святой Дух исходит, но эту правду или истину поймем после нашего воскресения из мертвых перед Страшным Судом. Богу Отцу и Богу Сыну мы молимся, поклоняемся Им и хвалим или славим Их молитвами и добрыми делами. Точно так же мы поклоняемся и Святому Духу и славим Его. У нас есть молитвы всем трем Лицам Святой Троицы. Припомним их. Следует припоминание этих молитв с указанием их содержания и способа обращения к Богу Отцу, Сыну и Святому Духу. Есть у нас молитвы и отдельно Богу Отцу, Сыну и Святому Духу. Какие молитвы вы знаете первому Лицу? второму и третьему? Значит, мы одинаково молимся Святому Духу, как Богу Отцу и Богу Сыну. Мы верим, что Святому Духу следует поклоняться и прославлять Его вместе с Богом Отцом и Сыном. Об этой вере и говорится в словах:… Иже со Отцем… Иисус Христос родился на земле и учил всех людей, а Святой Дух говорил только одним пророкам то, что будет после них. Он учил людей невидимо, и люди видели Его только два раза: в первый раз при крещении Спасителя, когда Святой Дух сошел в виде кого? И во второй раз, когда Он сошел на Апостолов в виде чего? В оба эти раза Святой Дух не учил людей, а только являлся людям. Пророки не слышали от Святого Духа никаких слов, но чувствовали в своей душе особенную силу. Они знали то, чего прежде не знали, пока им не входила в душу эта сила; понимали то, чего прежде не могли понять. Вы, наверное, слышали про святого Сергия Радонежского. Он мальчиком начал учиться грамоте, но никак не мог понять грамоты. Тогда святой Сергий начал молиться Богу, молился усерд-но и после стал все понимать. Значит, у него ум переменился, сделался лучше, а сделал это Святой Дух. Также переменялся ум и у пророков. Они понимали и знали больше всех других людей; знали будущее. Они предсказывали о будущем не от себя, а от Святого Духа. Святой Дух действовал на пророков, а они говорили с людьми. Каких вы знаете пророков? Что они предсказали? Вы знаете из Священной истории о предсказании пророка Илии, что в царстве Израильском три года не будет ни росы, ни дождя. Это пророчество в свое время сбылось. Пророк Исаия предсказывал иудеям, что их уведет в плен царь Вавилонский и что они возвратятся назад из плена. Об Иисусе Христе Исаия предсказал, что Иисус Христос будет Бог и человек, что Он родится от Девы, будет творить чудеса, пострадает за грехи людей и воскреснет. Пророк Даниил предсказал, что Спаситель пострадает через 490 лет после возвращения иудеев из плена вавилонского. Пророк Михей предсказал, что Иисус Христос родится в городе Вифлееме. Вы помните, что когда пришли к Ироду волхвы и спросили, где родился Царь иудейский, то Ирод спросил об этом ученых людей, и те прямо сказали, что Христос родился в Вифлееме. Все предсказания пророков сбылись. Сами пророки не могли знать будущее, как не знают его и другие люди, но им давал особенный смысл и знание Святой Дух. Расскажите, о чем говорится в восьмом члене. Святой Дух всегда одинаков: Он никогда не переменяется. Он и теперь дает смысл и понимание людям. Поэтому мы и теперь перед началом урока читаем молитву Святому Духу, просим Святого Духа, чтобы Он пришел, поселился в наших душах, т. е. дал бы нашим душам умение понимать правду и делать все по правде. Такое умение и такой смысл нужны людям не в одном только учении, а во всяких хороших делах, у кого же нужно просить этого смысла и умения? Есть у нас и свой ум, да на него не всегда можно надеяться,- часто он ошибается. А Святой Дух делает невидимо наш ум чище, понятливее и правдивее. План настоящего урока разнится от планов предыдущих уроков. Это изменение делается потому, что вывод догматического учения о Святом Духе из предварительной беседы не так естествен, как вывод других истин, и потому объяснение восьмо-го члена ведется в виде разбора самого текста.^ По-гречески образуется от - «животворю», «сохраняю в живых», «спасаю».^ Для лучшего усвоения учащимися славянских слов, встречающихся в восьмом члене, их полезно до начала урока выписать вместе с переводом на классной доске.^ Если в школе учатся старообрядцы, то не излишне вставить здесь замечание о старообрядческом чтении восьмого члена, с прибавлением слова истиннаго. Мы называем Святого Духа Господом, а Господь есть истинный Бог, значит, мы не умаляем Святого Духа, но не прибавляем слова истиннаго потому, что оно на Вселенском Соборе не было написано. Старообрядцы тоже не грешат, когда прибавляют слово истиннаго, но напрасно обвиняют и православных, будто православные не считают Святого Духа истинным Богом.^

Урок 8. Девятый член «Символа веры»