Lessons of the Law of God for Children

Конспекты уроков по Закону Божию

Седьмой член

З. Когда Иисус Христос вознесся, Апостолы стояли на горе Елеонской и смотрели на небо. Им явились два Ангела и сказали Апостолам: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо»[1]. Эти слова сказали Апостолам Ангелы, а Ангелы говорят всегда только то, что велит им сказать людям Бог. Значит, они сказали настоящую правду. Иисус Христос еще раз придет на землю с неба, и люди увидят Его, как видели Его Апостолы восходящим на небо. В первый раз Иисус Христос родился на земле для того, чтобы спасти людей от погибели. Он жил в бедности, как самый простой человек, а второй раз придет со славой судить всех людей. Вот как Он Сам сказал людям о Своем втором пришествии: «…явится знамение Сына Человеческого (так Себя называл часто Иисус Христос) на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною; и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их»[2]. Иисус Христос «сядет на престол славы Своей» и будет судить всех людей. Живые, как только раздастся звук ангельской трубы, соберутся в одно место, а все мертвые воскреснут и встанут вместе с живыми. Иисус Христос будет судить живых и воскресших мертвых за все плохие дела, за скверные слова и за худые мысли. Ни одно дело, ни одна плохая мысль не укроется тогда: всякий человек увидит всю свою жизнь, и страшно сделается всем грешникам. Поэтому и самый этот суд Христов называется Страшным Судом. О Своем Страшном Суде Спаситель сказал Апостолам. Апостолы спросили Его: «Скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Иисус Христос ответил Апостолам, что о дне том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только один Бог, но указал некоторые признаки. Здесь следует прочитать 4-14 стихи из 24-й главы Евангелия от Матфея. Перед вторым Христовым пришествием, кроме многих обманщиков, явится один самый хитрый. Этот обманщик будет называться последним антихристом. Антихрист - слово не русское, по-русски оно значит «противник Христа». Он будет превозноситься выше Бога, выше всего святого так, что сядет в Божием храме и будет называть себя Богом[3]. Многие люди уверуют в антихриста; он будет все лгать, но так хитро, что люди будут ему верить. Антихрист процарствует недолго: Иисус Христос поразит его и будет судить всех людей, а после суда настанет Царство Божие, Царство Иисуса Христа, и Его Царству конца не будет, оно будет вечно. О втором пришествии Спасителя, о Страшном Суде и о вечности Царства Христова говорится в седьмом члене «Символа веры»[4]. Следует чтение этого члена по-славянски. Здесь встречаются два слова не совсем понятных: паки и грядущаго. Что значит паки? грядущаго? Значит, седьмой член по-русски можно прочитать так: «Верую в Иисуса Христа (эти слова разумеются при третьем - седьмом членах), Который опять придет со славой судить живых и мертвых, и Царству Его[5] не будет конца». Кто явился Апостолам после вознесения Спасителя? Что сказали Ангелы? Для чего родился Иисус Христос на земле? Как Он жил? Как придет во второй раз? Как Он Сам сказал о Своем втором пришествии? За что Он будет судить людей? Кого будет судить? Как Он будет судить мертвых? Кому будет страшно? Как называется последний Христов суд? Кому о нем сказал Спа-ситель? Что спросили Апостолы? Что им ответил Иисус Христос? Какие приметы указал? Как называется самый хитрый обманщик, который будет жить перед Страшным Судом? Что значит слово антихрист? Что он будет делать? Долго ли он будет царствовать? Что с ним сделается потом? Что настанет после Страшного Суда? Какое это будет Царство? В каком члене «Символа веры» говорится об этом? Иисус Христос телом Своим вознесся на небо и Своим вознесением показал, что и мы можем быть вместе с Ангелами на небе, если этого хотим. Кто хочет себе Царства Небесного, тому нужно помнить, что Иисус Христос придет судить всех людей на Страшном Суде за все их дела, слова и даже мысли. Значит, кто желает себе добра, тому следует стараться делать только добрые дела, не говорить и не думать ничего плохого, греховного. Будем помнить всегда про второе Христово пришествие и про Страшный Суд. Деян. 1, 11.- Ред.^ Мф. 24, 30-31.- Ред.^ См.: 2 Сол. 2, 4.^ Седьмой член «Символа веры» читается так: И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.- Ред.^ Буквальный перевод слова Егоже дает слишком тяжелый оборот, ничего не прибавляя к точности выражения.^

Урок 7. Восьмой член «Символа веры»

Конспекты уроков по Закону Божию

З. В первом члене «Символа веры» говорится о ком? А во втором? третьем? четвертом? пятом? шестом и седьмом? Вы знаете, что «Символ веры» написан на Первом и Втором Вселенских Соборах. На Первом Соборе написано семь первых членов, а остальные пять - на Втором. Прочитаем восьмой член[1]. Не скажете ли, о ком здесь говорится. Здесь говорится о Боге Духе Святом. Обратите внимание, как в этом члене называется Святой Дух:… Господом, Животворящим, Иже от Отца исходящим, Иже со Отцем и Сыном спокланяемым и сславимым, глаголавшим пророки. Прежде всего переведем эти слова на русский язык. Первое слово - животворящий. Оно состоит из двух слов - живо и творящий. Творить - значит делать, животворить - делать живым. Следовательно, Святой Дух делает живым все, что сотворено[2]. Все живые существа получают жизнь от Святого Духа. Иже - по-русски значит «который». Иже от Отца исходящаго - Который, т. е. Дух Святый, исходит от Бога Отца. Покланяемый - значит тот, кому поклоняются; сславимый - кого прославляют. Мы поклоняемся Богу Отцу и Богу Сыну. Их мы прославляем, а вместе с Ними поклоняемся Духу Святому и прославляем Его одинаково, как Бога Отца и Бога Сына. Поэтому и называем Духа Святого спокланяемым и сславимым со Отцем и Сыном. Глаголавшаго по-русски «говорившего». Пророки - «через пророков». Мы знаем, что пророки предсказывали за целые сотни лет вперед о том, что будет после них. Что будет вперед, никто из людей не может знать. Это знает только Бог. Дух Святой людям иногда говорил, что будет после них, но говорил это не сам всем людям, а говорил через особых людей, которые назывались пророками. Значит, пророки говорили не от себя, а то, что им говорил Святой Дух. В восьмом члене Дух Святой называется Господом, Животворящим, от Отца исходящим, с Отцом и Сыном спокланяемым и сславимым, говорившим через пророков. Бога Отца и Бога Сына[3] мы называем Господом. Мы знаем, что Бог один, но в трех Лицах. Все эти три Лица равны; никто из Них ни старше, ни моложе, ни выше, ни ниже. Поэтому и Духа Святого нужно называть так же, как мы называем Бога Отца и Бога Сына. Все православные христиане всегда так верили и верили правильно. Поэтому пастыри Церкви на Втором Вселенском Соборе и написали, что Дух Святой есть Господь, чтобы никто после против этого не спорил. Как мы называем Бога Отца и Бога Сына? Почему так же следует называть и Святого Духа? Кто верил всегда, что Дух Святой одинаков с Богом Отцом и Сыном? Кто написал про эту веру в восьмом члене «Символа веры»? Почему они так написали? Для чего? Припомните, кто вообще сказал людям о Боге? Может ли быть в словах Божиих что-нибудь неправильное? Что значит по-русски слово животворящий? Святой Дух дает всегда всем жизнь. Всем животным Он дает жизнь только для тела, а у людей кроме тела есть еще душа, значит, людям Святой Дух дает жизнь и для тела, и для души. Бог сотворил людей бессмертными и по душе, и по телу. Когда люди стали смертными? У. Когда согрешили. З. Смерть пришла за грех, а на грех смутил людей диавол. Святой Дух дает всем жизнь, значит, Он спасает людей от диавола и от греха. Поэтому Он и называется в «Символе веры» Животворящим[4]. Кому дает жизнь Святой Дух? Какую жизнь Он дает животным и какую людям? Какими Бог сотворил людей? Когда они сделались смертными? За что пришла смерть к людям? Кто их смутил на грех? От чего спасает людей Святой Дух? Почему Он называется Животворящим? Святой Дух называется еще исходящим от Бога Отца. Об этом людям сказал Сам Иисус Христос, но люди понять не могут, как Святой Дух не моложе Бога Отца, а исходит от Него. Это такая правда, которую объяснить никто не может. Поэтому мы только будем помнить, что Дух Святой исходит от Бога Отца и называется в восьмом члене «Символа веры» Иже от Отца исходящим, т. е. таким, Который всегда исходил, исходит теперь и всегда будет исходить от Бога Отца. Святой Дух не отделяется от Бога Отца, но исходит. Мы не можем понять, как Святой Дух исходит, но эту правду или истину поймем после нашего воскресения из мертвых перед Страшным Судом. Богу Отцу и Богу Сыну мы молимся, поклоняемся Им и хвалим или славим Их молитвами и добрыми делами. Точно так же мы поклоняемся и Святому Духу и славим Его. У нас есть молитвы всем трем Лицам Святой Троицы. Припомним их. Следует припоминание этих молитв с указанием их содержания и способа обращения к Богу Отцу, Сыну и Святому Духу. Есть у нас молитвы и отдельно Богу Отцу, Сыну и Святому Духу. Какие молитвы вы знаете первому Лицу? второму и третьему? Значит, мы одинаково молимся Святому Духу, как Богу Отцу и Богу Сыну. Мы верим, что Святому Духу следует поклоняться и прославлять Его вместе с Богом Отцом и Сыном. Об этой вере и говорится в словах:… Иже со Отцем… Иисус Христос родился на земле и учил всех людей, а Святой Дух говорил только одним пророкам то, что будет после них. Он учил людей невидимо, и люди видели Его только два раза: в первый раз при крещении Спасителя, когда Святой Дух сошел в виде кого? И во второй раз, когда Он сошел на Апостолов в виде чего? В оба эти раза Святой Дух не учил людей, а только являлся людям. Пророки не слышали от Святого Духа никаких слов, но чувствовали в своей душе особенную силу. Они знали то, чего прежде не знали, пока им не входила в душу эта сила; понимали то, чего прежде не могли понять. Вы, наверное, слышали про святого Сергия Радонежского. Он мальчиком начал учиться грамоте, но никак не мог понять грамоты. Тогда святой Сергий начал молиться Богу, молился усерд-но и после стал все понимать. Значит, у него ум переменился, сделался лучше, а сделал это Святой Дух. Также переменялся ум и у пророков. Они понимали и знали больше всех других людей; знали будущее. Они предсказывали о будущем не от себя, а от Святого Духа. Святой Дух действовал на пророков, а они говорили с людьми. Каких вы знаете пророков? Что они предсказали? Вы знаете из Священной истории о предсказании пророка Илии, что в царстве Израильском три года не будет ни росы, ни дождя. Это пророчество в свое время сбылось. Пророк Исаия предсказывал иудеям, что их уведет в плен царь Вавилонский и что они возвратятся назад из плена. Об Иисусе Христе Исаия предсказал, что Иисус Христос будет Бог и человек, что Он родится от Девы, будет творить чудеса, пострадает за грехи людей и воскреснет. Пророк Даниил предсказал, что Спаситель пострадает через 490 лет после возвращения иудеев из плена вавилонского. Пророк Михей предсказал, что Иисус Христос родится в городе Вифлееме. Вы помните, что когда пришли к Ироду волхвы и спросили, где родился Царь иудейский, то Ирод спросил об этом ученых людей, и те прямо сказали, что Христос родился в Вифлееме. Все предсказания пророков сбылись. Сами пророки не могли знать будущее, как не знают его и другие люди, но им давал особенный смысл и знание Святой Дух. Расскажите, о чем говорится в восьмом члене. Святой Дух всегда одинаков: Он никогда не переменяется. Он и теперь дает смысл и понимание людям. Поэтому мы и теперь перед началом урока читаем молитву Святому Духу, просим Святого Духа, чтобы Он пришел, поселился в наших душах, т. е. дал бы нашим душам умение понимать правду и делать все по правде. Такое умение и такой смысл нужны людям не в одном только учении, а во всяких хороших делах, у кого же нужно просить этого смысла и умения? Есть у нас и свой ум, да на него не всегда можно надеяться,- часто он ошибается. А Святой Дух делает невидимо наш ум чище, понятливее и правдивее. План настоящего урока разнится от планов предыдущих уроков. Это изменение делается потому, что вывод догматического учения о Святом Духе из предварительной беседы не так естествен, как вывод других истин, и потому объяснение восьмо-го члена ведется в виде разбора самого текста.^ По-гречески образуется от - «животворю», «сохраняю в живых», «спасаю».^ Для лучшего усвоения учащимися славянских слов, встречающихся в восьмом члене, их полезно до начала урока выписать вместе с переводом на классной доске.^ Если в школе учатся старообрядцы, то не излишне вставить здесь замечание о старообрядческом чтении восьмого члена, с прибавлением слова истиннаго. Мы называем Святого Духа Господом, а Господь есть истинный Бог, значит, мы не умаляем Святого Духа, но не прибавляем слова истиннаго потому, что оно на Вселенском Соборе не было написано. Старообрядцы тоже не грешат, когда прибавляют слово истиннаго, но напрасно обвиняют и православных, будто православные не считают Святого Духа истинным Богом.^

Урок 8. Девятый член «Символа веры»

Конспекты уроков по Закону Божию

З. Куда собираются для молитвы все православные христиане по праздникам? У. В церковь. З. Все православные христиане собираются для молитвы в православную церковь. Церковь называется по-другому храмом, или домом Божиим. «Храм» по-русски хорома и значит «особенный дом». Так как в этом особенном доме молятся Богу, то он называется храмом Божиим или домом Божиим. В храм собирается для молитвы все общество православных христиан. Мы называем храм Божий церковью, но, вернее, церковью называются все люди, которые веруют в Иисуса Христа[1]. Для того, чтобы вы лучше поняли, почему называются церковью и люди, которые молятся в храме, и сам храм, мы припомним, что называется волостью? Волостью зовутся все жители, все сельские общества, которые приписаны к одному волостному правлению[2]. Для решения своих общих дел они собираются в своем волостном правлении, а потому и сам дом, где находится волостное правление, зовут волостью. Точно так же и Православной христианской Церковью называются все люди, которые правильно веруют в Иисуса Христа и в Его учение. Все православные христиане собираются для молитвы в храм, а потому и сам храм называется церковью. Что мы обыкновенно называем церковью? Как вернее нужно называть то место, куда все православные христиане собираются для молитвы? Что называется Православной Христовой Церковью? Почему храм мы зовем церковью? Какой еще пример такого названия есть у нас? Итак, Православной христианской Церковью называются все люди, которые правильно веруют в Христа Бога. Все они ходят молиться в православный храм, а потому и сам храм мы называем церковью. Веровать во Христа люди стали с того времени, когда Иисус Христос явился людям на земле, научил их истинной вере, дал им Божий закон и пострадал за всех людей. Значит, кто же соединил людей в одно общество, в Православную Церковь? У. Бог[3]. З. Мирские общества установили люди, а христианское общество, Церковь Христову, установил Сам Бог. Все православные христиане во всех странах света, у всех народов и во все времена одинаково веруют во Христа, одинаково делают добрые дела так, как учил Иисус Христос, значит, они составляют одно христианское общество или одну Церковь. Православных храмов на свете много, а христианское общество или Православная Христова Церковь одна. Не одни только русские правильно веруют во Христа, есть и у других народов православные христиане. Русских людей научили христианской вере греки; русские научили ей некоторых татар, чувашей, черемисов и вотяков, и все люди, которые крестились и правильно веруют в Бога, называются православными; а все православные христиане составляют одну Православную Церковь[4]. Все православные, которые прежде жили на земле, умерли только своими телами, а души их и теперь живут и от веры христианской не отступили. Они вместе с нами веруют в Бога, невидимо молятся с нами Богу, а потому умершие православные живут с нами в одном обществе, в одной Церкви Христовой. Значит, на всем свете - на небе и на земле - есть только одна Православная Церковь. Как мирское, сельское или волостное общество состоит из отдельных людей, так и Православная Церковь состоит из отдельных людей, а все отдельные православные люди составляют одну Православную Церковь. Теперь скажите вы, что называется Православной Церковью? На основании всего сказанного ученики при помощи законоучителя должны формулировать определение Церкви как одного богоустановленного общества людей, одинаково православно верующих в Бога. Церковь, как и всякое общество, состоит из отдельных людей. Люди есть всякие - праведные и грешные. Грешных на свете даже больше, чем святых, но все православное христианское общество свято, вся Православная Церковь свята. С первого раза трудно понять, как из праведных и грешных людей составляется Святая Церковь. Но понять это можно. Возьмем для примера наше человеческое тело. Оно составляется из отдельных частей или членов. Наше тело живет; а если мы отделим от него порознь все члены, то они жить не будут. Если у человека отрубить руку, ногу, ухо, они жить не будут. Значит, ни в одном отдельном члене жизни нет, а во всем теле жизнь есть. Церковь состоит тоже из отдельных людей или своих членов. Каждый человек грешен, в нем святости нет, а во всей Церкви есть святость. Глава Церкви - Господь Иисус Христос есть святость. Глава Церкви - Господь Иисус Христос; жизнь Церкви дает Святой Дух. Он ей и дает святость. Иисус Христос обещал верующим послать Святого Духа, Который будет жить с нами вечно. Из каких людей состоит Церковь? Кто ей дает святость? Кто глава Церкви? Кто ей дает жизнь? Мы уже говорили, что Церковь Христову составляют все православные люди во всей вселенной. А что называется вселенной? В Православной Церкви собраны все православные люди со всей вселенной, а потому и сама Православная Церковь называется Вселенской или, по-славянски, Соборной[5]. Всякий человек, где бы он ни жил, может быть православным, если только этого захочет. Православная Церковь собирает к себе всех людей. Общество верующих или Православную Церковь основал на земле Иисус Христос. Он научил истинной вере Апостолов, пострадал за грехи всех людей и вознесся на небо. После Его вознесения, в 10-й день, на Апостолов сошел Святой Дух, и Апостолы разошлись по всей земле, начали учить вере Христовой всех людей. При жизни Иисуса Христа на земле в Него веровали только одни евреи; Церковь Христова, значит, была только у евреев, а Апостолы распространили веру Христову по всей вселенной, и при них Церковь стала Вселенской. Апостолы же научили христиан Писанием и Преданием всему учению Христову. Поэтому она называется Апостольской. Кто основал Христову Церковь на земле? Кто распространил ее по всей вселенной? Какой поэтому называется Церковь? С какого времени Апостолы разошлись учить людей по всей земле? Всю вселенную мы не видим; души православных людей, которые жили прежде нас, мы видеть не можем. Что мы видим, о том мы можем знать, а что не видим и что существует, в то мы веруем. Церковь Христова состоит из людей, которые живут и прежде жили во всей вселенной. Всю Православную Церковь мы не видим, а потому в нее мы веруем. Веруем, что она - одна, Святая, Вселенская или Соборная и Апостольская. О Христовой Церкви говорится в девятом члене «Символа веры». Прочитаем его[6]. Следует чтение. Что называется Православной Христианской Церковью? Почему она называется: единой Святой? Соборной? Апостольской? Получить Царство Небесное могут только люди святые. Сами мы, своими силами, сделаться святыми не можем. Православная Христова Церковь свята; она может сделать святыми и тех, кто в нее верует, кто слушается ее учения. Поэтому кто хочет спасения своей души, тому нужно веровать во Святую Церковь и слушаться ее. Через Церковь нас спасает Сам Господь. Как мать в семье заботится о детях, так и Церковь заботится о тех людях, которые веруют в нее. Бог - наш отец, а Церковь - наша мать. Кому Церковь не мать, тому Бог не отец. Церковь Христова никогда не уничтожится, потому что Сам Иисус Христос сказал: «…создам Церковь Мою, и врата адова (т. е. вся сила вражия) не одолеют ее»[7]. Сообразно с целью урока учащимся дается понятие только о православной христианской церкви и опускается определение Церкви как вообще собрания чем-либо объединенных людей (церкви патриархальная, подзаконная, лукавнующих и пр.).^ ВолостнОе правлЕние - орган местного крестьянского самоуправления в России второй половины XIX - начала XX в. Состояло из волостного старшины, сельских старост и других должностных лиц, избиравшихся волостным сходом.- Ред.^ Признаки Церкви - единство священноначалия и таинств - не могут быть поняты детьми, так как они не имеют еще определенного знания ни о первом, ни о последних. Кроме того, в понятии православного верования, о котором говорится в уроке скрыто (implicite), содержится уже понятие о преемственности законной иерархии и о сохранении таинств.^ Понятие о Церкви как обществе верующих очень трудно усваивается учащимися, и потому законоучителю необходимо дольше остановиться на нем.^ В греческом тексте, поэтому толкование в «Символе веры» выражения Соборная, как принявшая учение семи Вселенских Соборов и управляющаяся Соборами,- неточно. Соборный в этом смысле.^ Девятый член «Символа веры» читается так: Исповедую едино крещение во оставление грехов.- Ред.^ Мф. 16, 18.- Ред.^

Урок 9. Десятый член «Символа веры». Объяснение крещения и понятие о таинстве вообще

Конспекты уроков по Закону Божию

З. Вы знаете, что для нашего спасения нужны вера, молитва и добрые дела. Прежде всего нужно веровать правильно в Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Кто верует в Него, тот и живет так, как учил людей Спаситель. Он сказал: «Кто имеет веру и крестится, тот будет спасен»[1]. Значит, всякому, кто хочет себе добра, спасения своей души, нужно креститься. Без крещения спастись нельзя. Поэтому христиане крестят своих детей. От отца с матерью ребенок родится и телом и душой[2], но душа у всякого человека до крещения бывает грешной. У ребенка до рождения на свет, конечно, своих грехов быть не может, но он рождается от людей грешных и похож во всем на своих родителей, на отца и мать. Отец с матерью грешны, значит, и ребенок грешен. Он от родителей рождается с руками, ногами, с головой и другими частями телом, а душой рождается с грехом. Первые согрешили Адам и Ева, а все люди на земле стали рождаться от Адама и Евы. Адам и Ева сделались грешными, и все люди, которые после стали рождаться на земле, похожи на них и телом и душой, значит, и они все рождаются с грехом. От того греха, с которым рождаются все люди, мы очищаемся при нашем крещении. Что нужно для нашего спасения? Что нужно прежде всего? Кто об этом сказал людям? Как Он сказал? Какой бывает душа каждого человека при рождении? Почему грешна душа ребенка? Кто согрешил первый из людей? Когда человек очищается от того греха, который он получает от родителей? Значит, крещение нужно каждому человеку для прощения греха. У каждого человека есть отец и мать. Когда человек родится, он делается членом своей семьи. Человек рождается по необходимости; он не может не родиться и рождается греховным. Бог сотворил человека свободным. Люди через грех потеряли эту свободу. Чтобы получить ее опять, человеку нужно сделаться членом Церкви, а для этого нужно, чтобы Церковь стала нашей матерью. Через крещение она делается матерью каждого человека, который верует в Иисуса Христа, а Бог делается отцом крещеного. Вы знаете (см. урок 4), что Адам и Ева жили до греха с Богом, как дети с отцом, люди были Ему детьми. Люди не захотели жить в согласии с Богом, согрешили, души их стали грешными и лишились милости Божией. Иисус Христос пострадал за всех людей и дал им силу сделаться опять детьми Божиими. Для этого Он велел людям креститься. У нас крестят маленьких детей, а можно крестить не младенцев только, но и взрослых людей, когда, например, принимает веру христианскую татарин, еврей. Взрослый сам приходит, а ребенка приносят в храм Божий. Священник читает молитвы, потом три раза погружает, или проще, окунает в воду младенца или взрослого и при этом говорит: Крещается раб Божий такой-то, называется по имени, во имя Отца, аминь. И сына, аминь. И Святаго Духа, аминь. В это время Бог прощает тот грех, с которым родился человек. А если крестится взрослый, то ему прощаются и те грехи, какие он сам сделал[3]. При крещении и взрослый, и младенец делаются совсем безгрешными и вместе с этим делаются детьми нашей матери - Церкви Христовой и Самого Бога. Значит, в крещении всякий верующий человек рождается от Христовой Церкви. Человек делается ее сыном или дочерью, а Церковь делается его матерью. Рождается человек на свет только один раз, один же только раз он может родиться и от Церкви. Значит, крестить человека нужно только один раз. О крещении говорится в десятом члене «Символа веры» так: Исповедую едино крещение во оставление грехов. Перед всеми членами «Символа веры», о которых мы с вами говорили, нужно было прибавить слово верую, а перед десятым поставлено слово исповедую. По-русски это слово значит «открыто признаю, объявляю». Мы сами знаем и всем готовы сказать, что человеку нужно только один раз креститься для оставления или для прощения грехов. Для чего нужно людям крещение? Членом чего делается человек по своему рождению? Членом чего нужно стать для спасения души? Кем должна стать человеку Церковь и кем он Церкви? Что делает священник, когда крестит какого-нибудь человека? Что говорит? Что дает тогда человеку Бог? Каким делается тогда человек? Кому детьми становятся люди в крещении? Почему нужно креститься один раз? В котором члене «Символа веры» говорится о крещении? (Прочитайте его.) Что значит исповедую? Мы видим, что при крещении священник погружает человека три раза в воду и говорит при этом: Крещается раб Божий … во имя Отца и Сына и Святаго Духа, а Бог человеку прощает грехи, и человек делается сыном Христовой Церкви и сыном Самого Бога. Как человеку Бог прощает грехи, как человек делается сыном Церкви, этого мы не видим да и не можем видеть. Что мы не можем видеть, то называется, как вы знаете, невидимым, а еще называется тайной. Бывают и у нас такие дела, которые мы знаем, а другие люди не знают. Всякое такое дело, неизвестное другим людям, будет наша тайна. Мы не видим и не знаем, как в крещении человек делается сыном Церкви и Самого Бога, а Бог это знает. Значит, эта перемена в человеке есть тайна Божия или иначе таинство. Для всякого дела нужна сила. Бог и при крещении дает тому человеку, которого крестят, Свою особенную силу, и эта сила делает человека безгрешным. Бог дает человеку Свою силу даром, а что дается даром, то так и называется - дар. Бог делает только одно добро; всякий дар Божий хорош или, по-славянски, благой. Поэтому сила Божия, которую Бог дает людям, называется благим даром или, короче, благодатью. Значит, благодатью называется сила Божия, какую дает Бог людям по Своей милости. В крещении Бог дает человеку Свою особенную силу или благодать. Эта благодать и перерождает человека при крещении. Для получения благодати Божией в крещении Иисус Христос велел погружать человека три раза в воду и при этом говорить: Крещается раб Божий … во имя… То, что говорится, называется словом, а что делается, называется действием. В крещении есть и слова и действие. Говорить эти слова и делать эти действия научил людей Сам Господь Иисус Христос. Все, что говорится и делается для получения особенной силы Божией - благодати, называется деланием или совершением таинства. Крещение совершается для получения благодати Божией, которая перерождает людей, делает их детьми Божиими, такими же детьми Божиими, какими были Адам и Ева до своего первого греха. Значит, крещение есть таинство, в котором человек, при погружении три раза в воду, с произнесением слов: Крещается раб Божий… во имя Отца и Сына и Святаго Ду ха, получает особенную благодать Божию. Эта благодать перерождает человека, и человек из грешного делается безгрешным; из члена только семьи становится членом Церкви Христовой, из сына или дочери своих отца с матерью перерождается в сына или в дочь Отца Небесного - Бога. Что делают, когда крестят человека? Что при этом говорится? Это мы при крещении видим и слышим. А что дается человеку от Бога, чего мы не видим? Как называется то, что неизвестно? Чья тайна крещение? Как называется особенная сила Божия, которая невидимо дается человеку? Что такое благодать Божия? Что делает благодать Божия с тем, кого крестят? Что велел делать Спаситель для получения благодати в крещении? Как называются эти действия? Что называется крещением? Мы уже говорили, что для спасения души нужно прежде всего веровать в Святую Троицу, а потом креститься. Когда принимает крещение взрослый человек, то его сначала научают вере Христовой, а младенца ничему научить нельзя. Но Господь дает Свою милость не только за нашу веру, но и за веру наших родителей. Прочитаем по Евангелию о двух чудесах Иисуса Христа: о воскрешении дочери Иаира и об исцелении дочери хананеянки[4]. За чью веру Иисус Христос воскресил дочь Иаира и исцелил дочь хананеянки? Так же крестят и маленьких детей по вере их родителей. Крещение настолько нужно и необходимо для нашего спасения, что его, если нет священника и если ребенок плохой[5], может совершить всякий христианин. Нужно только младенца три раза погрузить в воду и при этом говорить: Крещается раб Божий такой-то во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Если так окрестить младенца, то Господь даст ему Свою благодать, и если младенец умрет, то будет в Царстве Небесном. Почему крестят не только взрослых верующих, но и младенцев? Кто может крестить, если нет священника, а человек может умереть? Что нужно для этого сделать и что сказать? Мы все крестились, и Господь нам дал Свою благодать. Будем помнить это и жить так, как нужно жить христианину. Нам нужно только хотеть жить по закону Христову, а силу для такой жизни нам даст Сам Господь. Ср.: Мк. 16, 16.- Ред.^ По вопросу о происхождении человеческих душ существует два мнения: творение их Богом и рождение от родителей при содействии Бога. Первое из этих мнений имело большое число сторонников в древности, позднейшее же богословие склоняется на сторону второго мнения. Догматического положения по этому вопросу составлено не было, и потому можно трактовать его и в первом, и во втором смысле. Пятым Вселенским Собором лишь осуждено мнение Оригена о предсуществовании душ. (Пятый Вселенский Собор проходил в конце IV в. в Лаодикии.- Ред.)^ Объяснение обрядовой стороны таинства должно служить предметом отдельного урока при объяснении богослужения. Тогда же может быть сделано повторение и настоящего урока.^ См.: Мф. 9, 20-26; 15, 21-28. Также могут быть прочитаны повествования об исцелении слуги сотника и о воскрешении сына наинской вдовы (см.: Мф. 8, 5-13; Лк. 7, 2-10 и Лк. 7, 11-17).^ То есть или родился очень слабеньким, или серьезно болен.- Ред.^

Урок 10. Раскрытие понятия о таинствах и объяснение таинства миропомазания

Конспекты уроков по Закону Божию