Lessons of the Law of God for Children

Конспекты уроков по Закону Божию

З. Куда собираются для молитвы все православные христиане по праздникам? У. В церковь. З. Все православные христиане собираются для молитвы в православную церковь. Церковь называется по-другому храмом, или домом Божиим. «Храм» по-русски хорома и значит «особенный дом». Так как в этом особенном доме молятся Богу, то он называется храмом Божиим или домом Божиим. В храм собирается для молитвы все общество православных христиан. Мы называем храм Божий церковью, но, вернее, церковью называются все люди, которые веруют в Иисуса Христа[1]. Для того, чтобы вы лучше поняли, почему называются церковью и люди, которые молятся в храме, и сам храм, мы припомним, что называется волостью? Волостью зовутся все жители, все сельские общества, которые приписаны к одному волостному правлению[2]. Для решения своих общих дел они собираются в своем волостном правлении, а потому и сам дом, где находится волостное правление, зовут волостью. Точно так же и Православной христианской Церковью называются все люди, которые правильно веруют в Иисуса Христа и в Его учение. Все православные христиане собираются для молитвы в храм, а потому и сам храм называется церковью. Что мы обыкновенно называем церковью? Как вернее нужно называть то место, куда все православные христиане собираются для молитвы? Что называется Православной Христовой Церковью? Почему храм мы зовем церковью? Какой еще пример такого названия есть у нас? Итак, Православной христианской Церковью называются все люди, которые правильно веруют в Христа Бога. Все они ходят молиться в православный храм, а потому и сам храм мы называем церковью. Веровать во Христа люди стали с того времени, когда Иисус Христос явился людям на земле, научил их истинной вере, дал им Божий закон и пострадал за всех людей. Значит, кто же соединил людей в одно общество, в Православную Церковь? У. Бог[3]. З. Мирские общества установили люди, а христианское общество, Церковь Христову, установил Сам Бог. Все православные христиане во всех странах света, у всех народов и во все времена одинаково веруют во Христа, одинаково делают добрые дела так, как учил Иисус Христос, значит, они составляют одно христианское общество или одну Церковь. Православных храмов на свете много, а христианское общество или Православная Христова Церковь одна. Не одни только русские правильно веруют во Христа, есть и у других народов православные христиане. Русских людей научили христианской вере греки; русские научили ей некоторых татар, чувашей, черемисов и вотяков, и все люди, которые крестились и правильно веруют в Бога, называются православными; а все православные христиане составляют одну Православную Церковь[4]. Все православные, которые прежде жили на земле, умерли только своими телами, а души их и теперь живут и от веры христианской не отступили. Они вместе с нами веруют в Бога, невидимо молятся с нами Богу, а потому умершие православные живут с нами в одном обществе, в одной Церкви Христовой. Значит, на всем свете - на небе и на земле - есть только одна Православная Церковь. Как мирское, сельское или волостное общество состоит из отдельных людей, так и Православная Церковь состоит из отдельных людей, а все отдельные православные люди составляют одну Православную Церковь. Теперь скажите вы, что называется Православной Церковью? На основании всего сказанного ученики при помощи законоучителя должны формулировать определение Церкви как одного богоустановленного общества людей, одинаково православно верующих в Бога. Церковь, как и всякое общество, состоит из отдельных людей. Люди есть всякие - праведные и грешные. Грешных на свете даже больше, чем святых, но все православное христианское общество свято, вся Православная Церковь свята. С первого раза трудно понять, как из праведных и грешных людей составляется Святая Церковь. Но понять это можно. Возьмем для примера наше человеческое тело. Оно составляется из отдельных частей или членов. Наше тело живет; а если мы отделим от него порознь все члены, то они жить не будут. Если у человека отрубить руку, ногу, ухо, они жить не будут. Значит, ни в одном отдельном члене жизни нет, а во всем теле жизнь есть. Церковь состоит тоже из отдельных людей или своих членов. Каждый человек грешен, в нем святости нет, а во всей Церкви есть святость. Глава Церкви - Господь Иисус Христос есть святость. Глава Церкви - Господь Иисус Христос; жизнь Церкви дает Святой Дух. Он ей и дает святость. Иисус Христос обещал верующим послать Святого Духа, Который будет жить с нами вечно. Из каких людей состоит Церковь? Кто ей дает святость? Кто глава Церкви? Кто ей дает жизнь? Мы уже говорили, что Церковь Христову составляют все православные люди во всей вселенной. А что называется вселенной? В Православной Церкви собраны все православные люди со всей вселенной, а потому и сама Православная Церковь называется Вселенской или, по-славянски, Соборной[5]. Всякий человек, где бы он ни жил, может быть православным, если только этого захочет. Православная Церковь собирает к себе всех людей. Общество верующих или Православную Церковь основал на земле Иисус Христос. Он научил истинной вере Апостолов, пострадал за грехи всех людей и вознесся на небо. После Его вознесения, в 10-й день, на Апостолов сошел Святой Дух, и Апостолы разошлись по всей земле, начали учить вере Христовой всех людей. При жизни Иисуса Христа на земле в Него веровали только одни евреи; Церковь Христова, значит, была только у евреев, а Апостолы распространили веру Христову по всей вселенной, и при них Церковь стала Вселенской. Апостолы же научили христиан Писанием и Преданием всему учению Христову. Поэтому она называется Апостольской. Кто основал Христову Церковь на земле? Кто распространил ее по всей вселенной? Какой поэтому называется Церковь? С какого времени Апостолы разошлись учить людей по всей земле? Всю вселенную мы не видим; души православных людей, которые жили прежде нас, мы видеть не можем. Что мы видим, о том мы можем знать, а что не видим и что существует, в то мы веруем. Церковь Христова состоит из людей, которые живут и прежде жили во всей вселенной. Всю Православную Церковь мы не видим, а потому в нее мы веруем. Веруем, что она - одна, Святая, Вселенская или Соборная и Апостольская. О Христовой Церкви говорится в девятом члене «Символа веры». Прочитаем его[6]. Следует чтение. Что называется Православной Христианской Церковью? Почему она называется: единой Святой? Соборной? Апостольской? Получить Царство Небесное могут только люди святые. Сами мы, своими силами, сделаться святыми не можем. Православная Христова Церковь свята; она может сделать святыми и тех, кто в нее верует, кто слушается ее учения. Поэтому кто хочет спасения своей души, тому нужно веровать во Святую Церковь и слушаться ее. Через Церковь нас спасает Сам Господь. Как мать в семье заботится о детях, так и Церковь заботится о тех людях, которые веруют в нее. Бог - наш отец, а Церковь - наша мать. Кому Церковь не мать, тому Бог не отец. Церковь Христова никогда не уничтожится, потому что Сам Иисус Христос сказал: «…создам Церковь Мою, и врата адова (т. е. вся сила вражия) не одолеют ее»[7]. Сообразно с целью урока учащимся дается понятие только о православной христианской церкви и опускается определение Церкви как вообще собрания чем-либо объединенных людей (церкви патриархальная, подзаконная, лукавнующих и пр.).^ ВолостнОе правлЕние - орган местного крестьянского самоуправления в России второй половины XIX - начала XX в. Состояло из волостного старшины, сельских старост и других должностных лиц, избиравшихся волостным сходом.- Ред.^ Признаки Церкви - единство священноначалия и таинств - не могут быть поняты детьми, так как они не имеют еще определенного знания ни о первом, ни о последних. Кроме того, в понятии православного верования, о котором говорится в уроке скрыто (implicite), содержится уже понятие о преемственности законной иерархии и о сохранении таинств.^ Понятие о Церкви как обществе верующих очень трудно усваивается учащимися, и потому законоучителю необходимо дольше остановиться на нем.^ В греческом тексте, поэтому толкование в «Символе веры» выражения Соборная, как принявшая учение семи Вселенских Соборов и управляющаяся Соборами,- неточно. Соборный в этом смысле.^ Девятый член «Символа веры» читается так: Исповедую едино крещение во оставление грехов.- Ред.^ Мф. 16, 18.- Ред.^

Урок 9. Десятый член «Символа веры». Объяснение крещения и понятие о таинстве вообще

Конспекты уроков по Закону Божию

З. Вы знаете, что для нашего спасения нужны вера, молитва и добрые дела. Прежде всего нужно веровать правильно в Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Кто верует в Него, тот и живет так, как учил людей Спаситель. Он сказал: «Кто имеет веру и крестится, тот будет спасен»[1]. Значит, всякому, кто хочет себе добра, спасения своей души, нужно креститься. Без крещения спастись нельзя. Поэтому христиане крестят своих детей. От отца с матерью ребенок родится и телом и душой[2], но душа у всякого человека до крещения бывает грешной. У ребенка до рождения на свет, конечно, своих грехов быть не может, но он рождается от людей грешных и похож во всем на своих родителей, на отца и мать. Отец с матерью грешны, значит, и ребенок грешен. Он от родителей рождается с руками, ногами, с головой и другими частями телом, а душой рождается с грехом. Первые согрешили Адам и Ева, а все люди на земле стали рождаться от Адама и Евы. Адам и Ева сделались грешными, и все люди, которые после стали рождаться на земле, похожи на них и телом и душой, значит, и они все рождаются с грехом. От того греха, с которым рождаются все люди, мы очищаемся при нашем крещении. Что нужно для нашего спасения? Что нужно прежде всего? Кто об этом сказал людям? Как Он сказал? Какой бывает душа каждого человека при рождении? Почему грешна душа ребенка? Кто согрешил первый из людей? Когда человек очищается от того греха, который он получает от родителей? Значит, крещение нужно каждому человеку для прощения греха. У каждого человека есть отец и мать. Когда человек родится, он делается членом своей семьи. Человек рождается по необходимости; он не может не родиться и рождается греховным. Бог сотворил человека свободным. Люди через грех потеряли эту свободу. Чтобы получить ее опять, человеку нужно сделаться членом Церкви, а для этого нужно, чтобы Церковь стала нашей матерью. Через крещение она делается матерью каждого человека, который верует в Иисуса Христа, а Бог делается отцом крещеного. Вы знаете (см. урок 4), что Адам и Ева жили до греха с Богом, как дети с отцом, люди были Ему детьми. Люди не захотели жить в согласии с Богом, согрешили, души их стали грешными и лишились милости Божией. Иисус Христос пострадал за всех людей и дал им силу сделаться опять детьми Божиими. Для этого Он велел людям креститься. У нас крестят маленьких детей, а можно крестить не младенцев только, но и взрослых людей, когда, например, принимает веру христианскую татарин, еврей. Взрослый сам приходит, а ребенка приносят в храм Божий. Священник читает молитвы, потом три раза погружает, или проще, окунает в воду младенца или взрослого и при этом говорит: Крещается раб Божий такой-то, называется по имени, во имя Отца, аминь. И сына, аминь. И Святаго Духа, аминь. В это время Бог прощает тот грех, с которым родился человек. А если крестится взрослый, то ему прощаются и те грехи, какие он сам сделал[3]. При крещении и взрослый, и младенец делаются совсем безгрешными и вместе с этим делаются детьми нашей матери - Церкви Христовой и Самого Бога. Значит, в крещении всякий верующий человек рождается от Христовой Церкви. Человек делается ее сыном или дочерью, а Церковь делается его матерью. Рождается человек на свет только один раз, один же только раз он может родиться и от Церкви. Значит, крестить человека нужно только один раз. О крещении говорится в десятом члене «Символа веры» так: Исповедую едино крещение во оставление грехов. Перед всеми членами «Символа веры», о которых мы с вами говорили, нужно было прибавить слово верую, а перед десятым поставлено слово исповедую. По-русски это слово значит «открыто признаю, объявляю». Мы сами знаем и всем готовы сказать, что человеку нужно только один раз креститься для оставления или для прощения грехов. Для чего нужно людям крещение? Членом чего делается человек по своему рождению? Членом чего нужно стать для спасения души? Кем должна стать человеку Церковь и кем он Церкви? Что делает священник, когда крестит какого-нибудь человека? Что говорит? Что дает тогда человеку Бог? Каким делается тогда человек? Кому детьми становятся люди в крещении? Почему нужно креститься один раз? В котором члене «Символа веры» говорится о крещении? (Прочитайте его.) Что значит исповедую? Мы видим, что при крещении священник погружает человека три раза в воду и говорит при этом: Крещается раб Божий … во имя Отца и Сына и Святаго Духа, а Бог человеку прощает грехи, и человек делается сыном Христовой Церкви и сыном Самого Бога. Как человеку Бог прощает грехи, как человек делается сыном Церкви, этого мы не видим да и не можем видеть. Что мы не можем видеть, то называется, как вы знаете, невидимым, а еще называется тайной. Бывают и у нас такие дела, которые мы знаем, а другие люди не знают. Всякое такое дело, неизвестное другим людям, будет наша тайна. Мы не видим и не знаем, как в крещении человек делается сыном Церкви и Самого Бога, а Бог это знает. Значит, эта перемена в человеке есть тайна Божия или иначе таинство. Для всякого дела нужна сила. Бог и при крещении дает тому человеку, которого крестят, Свою особенную силу, и эта сила делает человека безгрешным. Бог дает человеку Свою силу даром, а что дается даром, то так и называется - дар. Бог делает только одно добро; всякий дар Божий хорош или, по-славянски, благой. Поэтому сила Божия, которую Бог дает людям, называется благим даром или, короче, благодатью. Значит, благодатью называется сила Божия, какую дает Бог людям по Своей милости. В крещении Бог дает человеку Свою особенную силу или благодать. Эта благодать и перерождает человека при крещении. Для получения благодати Божией в крещении Иисус Христос велел погружать человека три раза в воду и при этом говорить: Крещается раб Божий … во имя… То, что говорится, называется словом, а что делается, называется действием. В крещении есть и слова и действие. Говорить эти слова и делать эти действия научил людей Сам Господь Иисус Христос. Все, что говорится и делается для получения особенной силы Божией - благодати, называется деланием или совершением таинства. Крещение совершается для получения благодати Божией, которая перерождает людей, делает их детьми Божиими, такими же детьми Божиими, какими были Адам и Ева до своего первого греха. Значит, крещение есть таинство, в котором человек, при погружении три раза в воду, с произнесением слов: Крещается раб Божий… во имя Отца и Сына и Святаго Ду ха, получает особенную благодать Божию. Эта благодать перерождает человека, и человек из грешного делается безгрешным; из члена только семьи становится членом Церкви Христовой, из сына или дочери своих отца с матерью перерождается в сына или в дочь Отца Небесного - Бога. Что делают, когда крестят человека? Что при этом говорится? Это мы при крещении видим и слышим. А что дается человеку от Бога, чего мы не видим? Как называется то, что неизвестно? Чья тайна крещение? Как называется особенная сила Божия, которая невидимо дается человеку? Что такое благодать Божия? Что делает благодать Божия с тем, кого крестят? Что велел делать Спаситель для получения благодати в крещении? Как называются эти действия? Что называется крещением? Мы уже говорили, что для спасения души нужно прежде всего веровать в Святую Троицу, а потом креститься. Когда принимает крещение взрослый человек, то его сначала научают вере Христовой, а младенца ничему научить нельзя. Но Господь дает Свою милость не только за нашу веру, но и за веру наших родителей. Прочитаем по Евангелию о двух чудесах Иисуса Христа: о воскрешении дочери Иаира и об исцелении дочери хананеянки[4]. За чью веру Иисус Христос воскресил дочь Иаира и исцелил дочь хананеянки? Так же крестят и маленьких детей по вере их родителей. Крещение настолько нужно и необходимо для нашего спасения, что его, если нет священника и если ребенок плохой[5], может совершить всякий христианин. Нужно только младенца три раза погрузить в воду и при этом говорить: Крещается раб Божий такой-то во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Если так окрестить младенца, то Господь даст ему Свою благодать, и если младенец умрет, то будет в Царстве Небесном. Почему крестят не только взрослых верующих, но и младенцев? Кто может крестить, если нет священника, а человек может умереть? Что нужно для этого сделать и что сказать? Мы все крестились, и Господь нам дал Свою благодать. Будем помнить это и жить так, как нужно жить христианину. Нам нужно только хотеть жить по закону Христову, а силу для такой жизни нам даст Сам Господь. Ср.: Мк. 16, 16.- Ред.^ По вопросу о происхождении человеческих душ существует два мнения: творение их Богом и рождение от родителей при содействии Бога. Первое из этих мнений имело большое число сторонников в древности, позднейшее же богословие склоняется на сторону второго мнения. Догматического положения по этому вопросу составлено не было, и потому можно трактовать его и в первом, и во втором смысле. Пятым Вселенским Собором лишь осуждено мнение Оригена о предсуществовании душ. (Пятый Вселенский Собор проходил в конце IV в. в Лаодикии.- Ред.)^ Объяснение обрядовой стороны таинства должно служить предметом отдельного урока при объяснении богослужения. Тогда же может быть сделано повторение и настоящего урока.^ См.: Мф. 9, 20-26; 15, 21-28. Также могут быть прочитаны повествования об исцелении слуги сотника и о воскрешении сына наинской вдовы (см.: Мф. 8, 5-13; Лк. 7, 2-10 и Лк. 7, 11-17).^ То есть или родился очень слабеньким, или серьезно болен.- Ред.^

Урок 10. Раскрытие понятия о таинствах и объяснение таинства миропомазания

Конспекты уроков по Закону Божию

З. В прошлый раз мы говорили, что получение человеком особенной благодати Божией и все, что говорится и делается для получения этой благодати, называется таинством. Что говорится, то называется словом, а что делается, называется действием. При таинствах произносятся слова и совершаются действия. Так, мы знаем, что при крещении погружают крещаемого три раза в воду,- это есть действие; при этом произносятся слова - какие? Это действие и эти слова при крещении самые главные. Они установлены Богом, а не людьми, поэтому они называются словами и действиями особенными или священными. Мы говорили о таинстве крещения, но кроме него есть еще и другие таинства, и все они установлены Богом. Поэтому таинством вообще называется такое, установленное Богом, священное действие, в котором Бог дает человеку особенную силу или благодать. Господь нам дает Свои милости всегда, но таинствами называются только такие священные действия, которые установлены Господом Иисусом Христом. Иисус Христос и научил людей, что нужно говорить и делать для получения благодати Божией. Если мы помолимся Богу, и Он даст нам Свою милость, это все-таки не будет таинство, потому что Бог может дать нам Свою благодать, но может и не дать. А при совершении таинства Господь обещал непременно подавать Свою благодать тому, кто верит[1], что он получит благодать Божию. Если мы верим, что Господь непременно даст нам Свою благодать, и если таинство будет совершено, то благодать Божия непременно нам будет дана. Так, например, человек верует в Иисуса Христа, верует, что для спасения нужно креститься. Такого верующего человека священник погружает три раза в воду и говорит: Крещается… Человек непременно тогда получает особенную силу от Бога - благодать Божию. В крещении благодать перерождает человека, делает его безгрешным, сыном Самого Бога. Как называется все то, что делается? При таинствах совершаются действия не придуманные людьми, а данные от Бога, поэтому какими называются эти действия? Что называется таинством? Что дает Бог в таинствах? Что такое благодать Божия? Чем отличаются таинства от других милостей Господних? Что нужно для получения благодати в таинствах? Какую благодать мы получаем в крещении? Мы говорили, что не одно только крещение есть таинство. Есть еще и другие таинства. Всего таинств семь. Все они установлены Богом, и во всех них людям дается по милости Божией особенная сила или благодать. Вы уже знаете, что в крещении человек получает благодать, которая делает человека сыном Церкви Христовой и Самого Бога. Крещеному человеку жить нужно не так, как живут некрещеные. Ему нужно быть праведнее. Некрещеный все равно что сирота, а у крещеного есть и мать - Церковь Христова, и отец -Сам Бог. Если сирота обыкновенный, земной ходит в изодранной одежде, никто его не осудит - о нем никто не заботится; а если ходит рваным сын при отце и при матери, значит, или мать о нем плохо заботится, или он сам неряха. Бог и Церковь Христова дают христианину все, что нужно для праведной жизни, и если крещеный человек живет неправедно, то в своей греховности виноват только он сам. Поэтому христианину нужно стараться жить свято, чтобы ему не было стыдно и перед Богом, и перед людьми. Но жить свято гораздо труднее, чем грешить. Вообще делать хорошие дела труднее, чем плохие: работать тяжелее, чем бездельничать; учиться труднее, чем озорничать. Для всякого хорошего дела нужно работать да стараться, а для плохого дела никакого старания не надобно, оно легко дается всякому. Это мы видим везде. Примерно, для хлеба удобряют землю, пашут, боронят, а крапива, лебеда, полынь и разные сорные травы без всякого ухода родятся. Только беда в том, что из худа никогда никакого добра не выходит. Поэтому и нужно жить свято. Для святой жизни нужна сила, а у человека своей силы достает почти только на то, чтобы заботиться о своем теле, а на спасение души у человека силы своей не хватает. Бог знает такую слабость людей и дает им для делания добра Свою силу или благодать. Может быть, вы видели, что после крещения у ребенка помазывают кисточкой лоб, глаза, ноздри, рот, уши, грудь, руки и ноги. Это помазывает младенца священник святым миром и при этом говорит: Печать дара Духа Святаго. Запомните твердо эти слова. В то время, когда священник помазывает младенца миром и говорит: Печать дара Духа Святаго, Бог дает младенцу силу или благодать. Этой силой человек всю жизнь может делать добро. Человеку нужно только хотеть добра, а силу ему Бог дает на всю жизнь. Священник совершает священное действие над крещеным младенцем или над взрослым человеком, если крестится взрослый, и Бог непременно дает Свою благодать. А мы уже знаем, что, когда Бог непременно дает благодать, тогда совершается таинство. Значит, и помазание миром есть тоже таинство, и называется оно миропомазанием. В миропомазании Бог дает верующему взрослому человеку или младенцу, за веру его родителей, благодать, которая дает человеку силу жить свято. Сколько всего таинств? Кем они установлены? Что в них подается людям? Какую благодать человек получает в крещении? Как следует жить крещеному человеку? Почему христианину нужно жить свято? Почему труднее жить свято и легче жить греховно? Что всегда нужно помнить христианам? Как нужно жить? Что нужно для святой жизни? Кто и почему дает силу человеку для святой жизни? Что делает священник после крещения младенца? Что говорит? Чем помазывает? Что дает Бог человеку тогда? Какую благодать тогда Бог дает? Всегда ли Он дает, если помазывают крещеного миром и говорят слова: Печать?… Какое это таинство? Священник помазывает крещеного младенца или взрослого человека миром. Миро есть особенный состав. Его приготовляют один раз в год на Страстной неделе. Для этого в Великий Понедельник приносят в особую большую комнату, которая называется мироварной палатой, самого хорошего деревянного масла и разных душистых трав и кореньев. Над ними архиерей читает положенные молитвы, кропит масло, травы и коренья святой водой, а священники сливают масло и складывают травы и коренья в серебряный котел. Архиерей сам зажигает под котлом дрова, а после священники варят миро и в это время читают Евангелие. Миро варится до Великого Четверга. В Великий Четверг миро приносят в церковь в особенных сосудах, ставят их на всю обедню в алтарь, и архиереи освящают миро. Варят и освящают миро у нас в России только в двух городах, в Москве и в Киеве, и из этих городов посылают во все церкви. Этим миром и помазывают при таинстве миропомазания. У нас в большие праздники во время заутрени или накануне их, за всенощной, помазывают лоб молящимся, когда они прикладываются к праздничной иконе. Многие говорят, что тогда помазывают миром, но это неверно. Тогда помазывают елеем, или деревянным маслом, над которым священник читает молитву за вечерней, а миропомазание совершается над каждым христианином только один раз в жизни. В миропомазании Господь дает человеку дар делать добро и этого дара никогда не отнимает. При миропомазании священник говорит: Печать дара Духа Святаго. Эти слова в миропомазании самые главные. Во всяком таинстве есть самые главные слова и действия, которые велел произносить и совершать Сам Бог[2]. В таинстве миропомазания главные слова: Печать дара… главное действие - помазание миром, а в таинстве крещения - какое главное действие и какие главные слова? В таинстве крещения подается какая благодать? А в таинстве миропомазания? В таинстве миропомазания Божия сила подается невидимо для нас, тайно, а помазание миром есть видимый знак этого дара Божия. Поэтому и самое помазание называется печатью. Когда составляется мирской приговор, сельский староста кладет под приговором свою печать. Печать есть знак старосты. И во всякой другой бумаге печать есть знак того человека, который дает бумагу, чтобы всякий видел, что бумага настоящая, законная. Так и Бог велел класть Свой знак на крещеного в миропомазании, Свою печать. Наш Спаситель спас нас Своими страданиями на кресте. Священник и делает на крещеном, когда помазывает миром, крест или знак того, что крещеному дается дар Божий жить свято. Этот дар называется даром Духа Святого потому, что жизнь всем дает Дух Святой. Он называется в восьмом члене «Символа веры» Животворящим и в молитве «Царю Небесный…» - подателем жизни. Сила к деланию добра есть дар или благодать Святого Духа, а само помазание миром в виде креста есть знак или печать этого дара Духа Святого. Что такое миро? Когда оно приготовляется? Где? Кто и когда его освящает? В каких русских городах? Сколько раз совершается миропомазание над каждым христианином? Почему только однажды? Чем помазывают во время праздничной утрени? Какие главные слова и действия при крещении и миропомазании? Какая благодать подается в миропомазании? Что значат слова: Печать дара Духа Святаго? Почему благодать при миропомазании называется даром Духа Святого? В миропомазании мы получаем от Святого Духа силу знать, что такое добро[3] и делать добро. Бог нам дает все для святой жизни, для нашей же пользы. Нам остается только желать добра и стараться жить свято. Условие получения благодати Божией в таинствах при непременном наличии веры у приступающего к ним следует особенно оттенить, для отличия православного учения от католического. Согласно последнему таинство совершается ex opere operato, т. е. через одно только внешнее совершение таинства, независимо от внутренней настроенности того, над кем оно совершается.^ В таинстве различаются: его внутренний смысл и назначение, затем соответствующие этому смыслу существенные формы Божественного происхождения, содержимые Вселенским Преданием, неизменные и для нас безусловно обязательные, и, наконец, приводящие формы и обряды человеческого происхождения, связанные с преданиями частных церквей, изменчивые и лишь относительно обязательные,- по месту и по времени (см.: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.: Университетская типография, 1851-1879. Т. 4. С. 63). На уроках катехизиса объясняются только смысл и существенные формы таинств, а их обрядовая сторона составляет предмет уроков по объяснению богослужения.^ См.: Ин. 2, 27.^

Урок 11. О таинствах причащения и покаяния

Конспекты уроков по Закону Божию

З. Самое первое таинство, необходимое для нашего спасения, есть крещение. Без крещения нельзя быть христианином. В крещении благодать Божия перерождает нашу душу, из греховной делает ее негрешной. До первого греха первые люди были близки с Богом, а через грех от Него отдалились. В крещении мы опять делаемся близкими к Богу, в миропомазании получаем силу навсегда оставаться в этой близости. Но жить близко еще не значит жить вместе, а людям только тогда может быть совсем хорошо, если они живут вместе с Богом, подобно тому, как детям хорошо жить вместе с отцом и матерью, а не возле их дома. Господь хотя живет везде, но близость Его вполне чувствуют и видят не телесными глазами, а совершенно особенно только Ангелы и души святых на небе. Иисус Христос, по Своей милости, дал и земным людям средство чувствовать близость к Богу и жить вместе с Ним. Мы можем соединяться вместе с Богом или, как говорится по-славянски, приобщаться Богу. Слово приобщаться происходит от слова «общий». Приобщаться можно сказать по-другому «жить сообща», «вместе». Мы приобщаемся Богу в таинстве, которое установил Иисус Христос и которое называется таинством приобщения или причащения. Вы знаете (из урока 30 в первом отделении), что мы причащаемся Тела и Крови Самого Господа Иисуса Христа под видом хлеба и вина. Когда мы причащаемся, мы видим хлеб и вино, а принимаем Тело и Кровь Господни. Через это принятие мы получаем благодать Божию, которая дает нам вечную жизнь в Царстве Небесном. Там все живут вместе с Богом, а кто причащается, тот начинает жить с Богом еще здесь, на земле. Значит, причащение есть таинство, в котором христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Христову, соединяются с Богом и получают вечную жизнь. Какое первое таинство, необходимое для нашего спасения? Какую благодать мы получаем в нем? Какая благодать дается в миропомазании? В каком таинстве мы соединяемся с Богом? Что такое причащение? Какая благодать подается в нем? Таинство причащения установил Иисус Христос на Тайной Вечери. Он взял хлеб, благословил его, разломил, дал Апостолам и сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело мое[1], еже за вы ломимое во оставление грехов»[2]. Потом взял чашу с красным вином и сказал: «Пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за многия изливаема, во оставление грехов»[3]. Апостолы с верой в то, что хлеб стал Телом, а вино - Кровию Христа, причастились. Иисус Христос сказал им: «Это делайте в память обо Мне»[4]. Апостолы поэтому стали совершать таинство причащения и научили делать то же и других христиан. Таинство причащения совершается у нас за каждой Литургией. Для него приготовляются перед Литургией пшеничный хлеб, который зовется теперь просфорой, и красное вино. В то время, когда поют: Тебе поем… (по-русски значит - «Тебя, Господи, мы прославляем пением»), священник молится Богу, чтобы Бог сделал хлеб и вино Телом и Кровию Христа, и благословляет их. Тогда хлеб и вино делаются тайно Телом и Кровию Христовою. Вид их остается тот же, что и был, а сущность переменяется. Вы уже знаете (из объяснения второго члена «Символа веры»), что сущностью всякого предмета называется его главный признак. Главный признак хлеба - питательность для тела, вина - оживление, бодрость тела. Для души хлеб и вино ничего не дают, а когда они в таинстве причащения, по милости Божией, делаются Телом и Кровию Христа, то они питают и оживляют душу человека. Сущностью их делается сила давать жизнь человеку не только земную, временную, но и небесную, вечную. Всякий разумный человек хочет себе вечной жизни, а родители хотят ее и своим детям, поэтому причащаются взрослые, причащают и младенцев. Кто и когда установил таинство причащения? Что сделал и сказал Иисус Христос? (Переведите эти слова по-русски.) Когда совершается таинство причащения у нас? Кто научил христиан совершать его? Что приготовляется для таинства? Когда хлеб и вино становятся Телом и Кровию? Что переменяется в хлебе и вине (вид или сущность)? В чем сущность хлеба и вина? В чем сущность Тела и Крови Христовой? В каком возрасте причащаются православные христиане? В таинстве причащения мы соединяемся, живем вместе с Богом. От этого соединения с Богом нас отдаляют наши грехи. Когда первые люди жили в раю, Бог им являлся. Пока Адам и Ева не согрешили, они чувствовали, что Бог живет вместе с ними, а они с Богом. Когда же люди задумали жить не по заповеди Божией, а по своей только воле, то от Бога отдалились: им стало стыдно перед Богом. От греха и от стыда они забыли, что Бог все видит, все знает, и спрятались в раю от Бога. То же бывает и с нами, и со всеми людьми. Когда мы сделаем плохое дело, душа наша станет хуже. Хорошие люди дружат с хорошими, а злодеи - со злодеями: воры - с ворами, пьяницы - с пьяницами, озорники - с озорниками. Плохому человеку с хорошим скучно: между ними ни в словах, ни в делах ничего нет схожего. Бог есть само добро, в нем нет ничего плохого, поэтому, когда мы грешим, у нас ничего общего с Богом быть не может. Но Бог никогда не сердится на грешных людей. Он любит их и жалеет. Если грешник обратится к Богу, Бог прощает ему грехи. Но сначала человек должен почувствовать, что грехи хуже добрых дел. Во всяком деле, когда мы ясно поймем, что сделали что-нибудь нехорошо, мы жалеем, каемся, зачем сделали неладно. Так случается со всеми людьми, только хорошие люди скоро каются даже в маленьких грехах, а злые долго, а иногда и совсем не хотят сознаться даже в больших грехах. Но Бог принимает всякого грешника, всякому грешнику прощает грехи. Припомните, как об этом говорится в притче о блудном сыне. Чтобы люди верно знали о такой милости Бога к грешникам, Иисус Христос установил особое таинство - таинство покаяния или исповедь. Великие грешники могли бы отчаиваться в своем спасении, могли бы думать, что им все равно придется погибнуть. Но Спаситель всем обещал прощать грехи в таинстве покаяния. Поэтому никогда не нужно отчаиваться в своем спасении, а нужно всегда надеяться на милость Божию. С кем мы соединяемся в таинстве причащения? Что нас отдаляет от Бога? Почему грехи мешают нашему соединению с Богом? Кто первый отдалился через грех от Бога? Кому было стыдно перед Богом после греха? Как относится к грешникам Бог? Что нужно нам сделать для того, чтобы Бог простил нам грехи? Какое таинство установил для этого Иисус Христос? Зачем установлено это таинство? В таинстве покаяния грешник приходит к священнику, исповедует или, по-другому, говорит вслух свои грехи и кается в них или старается усовестить себя за эти грехи и жалеет[5], что он их делал. Священник слушает исповедь грешника, и если грешник кается по совести, то прощает ему грехи. Священник прощает грехи не по своей, а по Божией воле. Власть прощать грехи дал Иисус Христос Апостолам. Он сказал им: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»[6]. Апостолы эту власть дали архиереям и священникам. Поэтому в таинстве покаяния всякий кающийся видимо получает прощение от священника, а невидимо получает силу или благодать от Бога, которая все грехи с человеческой души снимает. После того как христианин расскажет свои грехи, священник молится, чтобы Бог эти грехи простил, потом накрывает голову кающегося епитрахилью, благословляет и говорит ему: Властию мне данною (от Бога) прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Тогда Бог прощает человеку те грехи, в которых он покаялся. Значит, покаяние есть такое таинство, в котором христианин получает от Бога прощение своих грехов. Когда Бог простит человеку грехи, тогда грехи человеку не мешают соединяться с Богом. Поэтому мы перед причащением сначала ходим на исповедь. Человек и после исповеди не может удержаться от греха, но это не значит, что совсем не нужно исповедоваться. Когда у нас загрязнится тело, мы его моем. После мытья мы опять грязнимся, но никто не думает, что из-за этого совсем не нужно мыться. Если мы совсем не будем мыть тело, то на нем нарастут коросты, болячки; точно так же и наша душа грязнится грехами, и если мы не будем очищать ее покаянием, то она покроется грехами и погибнет. Что делает на исповеди грешник? Зачем он рассказывает свои грехи священнику? (Ответ на этот вопрос учащиеся должны вывести из урока.) Что делает священник? Кто дал священнику власть прощать грехи? Какими словами дал эту власть Апостолам Иисус Христос? Какие видимые действия и слова при исповеди? Какая благодать подается невидимо? Почему мы перед причащением исповедуемся? Хорошо для человека чувствовать и знать, что он близко к Богу и что Бог живет с ним. Помните, что сказал Апостол Петр Христу на Фаворе: «Господи, хорошо нам здесь быть!» Такую же радость чувствует и каждый христианин, который с верой причащается Тела и Крови Христовой, когда он очистит свою душу от грехов и принимает в себя Самого Господа. Чтобы наша жизнь на земле была радостнее, нам следует как можно чаще исповедоваться и приобщаться. Мф. 26, 26.- Ред.^ Ср.: Лк. 22, 19.- Ред.^ Мф. 26, 27-28.- Ред.^ См.: Лк. 22, 19.- Ред.^ Покаяние имеет один корень со словом окаянный - «бедный», «достойный сожаления».^ Ин. 20, 23.^

Урок 12. О таинствах священства, брака и елеосвящения

Конспекты уроков по Закону Божию

З. На прошлых уроках мы говорили, что для спасения души каждому человеку прежде всего необходимо сделаться христианином. Для этого нужно веровать во Христа Бога нашего и креститься. В таинстве крещения человеческая душа перерождается, делается безгрешной и близкой к Богу так, как близки дети своим родителям. Для того чтобы сохранить эту близость с Богом, человеку нужна сила в делании добра. Эту силу Бог дает человеку в таинстве миропомазания. Близок человек к Богу может быть тогда, когда он живет вместе с Богом, а Бог живет в человеке. Господь дал таинство причащения, в котором человек соединяется с Самим Богом. Этому соединению мешают в человеке грехи, но Бог прощает и грехи человеческие в таинстве покаяния. Вот четыре таинства: крещение, миропомазание, причащение и покаяние, которые дал Иисус Христос для спасения всякого человека. В них Бог дает Свою особенную силу или благодать, необходимую для каждого христианина. Но вы уже слышали, что всего таинств семь. Значит, есть еще три таинства, которые установил Сам Бог. Эти три остальные таинства нужны для всей Церкви Христовой, но не для каждого христианина. О них теперь мы и будем говорить. Вы знаете, что служит в церкви и совершает таинства не всякий христианин, а священник. Священник не сам присваивает себе эту власть, а получает ее от Бога в особом таинстве, которое называется таинством священства. Первый священник всех христиан есть Господь наш Иисус Христос. Когда Он жил на земле видимо, Он учил людей и давал им Сам силу Божию для спасения. Он сделал на земле все, что нужно для нашего спасения, а после Своего вознесения на небо оставил на земле христианское общество или Церковь и обещал до конца мира давать Церкви Свою благодать. В Церкви Христовой остались Апостолы. Они сначала сами учили людей и совершали таинства, а когда христиан стало много, то Апостолы начали в разных местах оставлять вместо себя других людей, которые также начали учить народ и совершать таинства.