Умереть нам не удастся. 200 советов спасающимся - Священник Константин Островский

137. Станьте как дети

Чем ребенок заслуживает материнскую любовь? Ничем. Он матери доставляет только хлопоты. А что он думает в распашонке и ползунках о своих заслугах перед матерью или о своем сыновнем долге? Ничего не думает. Зато он тянет к маме ручки и радостно улыбается, и она радуется и обнимает его. Сказано же: Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18, 4).

138. С ревностью любит Бог

В Евангелии Царство Небесное сравнивается с сокровищем, скрытым в поле, и с драгоценной жемчужиной (см. Мф. 13, 44-46), человеку для приобретения их пришлось продать все, что он имел. Не случайно сказано: "все", и апостол Иаков прямо пишет: До ревности любит дух, живущий в нас (Иак. 4, 5). А в предыдущем стихе он обличает: Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 4). Даже с ревностью любит нас Бог! Он отдает нам всего себя во Христе, но и от нас ожидает полной самоотдачи. (Кстати сказать, полная самоотдача Богу отнюдь не мешает христианину исполнять свои гражданские и семейные обязанности.) Сердце должно быть, отдано Богу нераздельно. "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим", - так учит первая заповедь. Почему апостол Иаков называет нас прелюбодеями? Потому что мы изменяем своему Небесному Жениху, предаваясь самым разным вожделениям. Одного только Бога мы не вожделеем - в лучшем случае немного боимся: вдруг Он нас заметит и накажет. Бог нас уже давно заметил. Хотя Он нас и любит, и желает нам вечного блаженства, но по кротости и целомудрию своему Он попустит нам навеки остаться с нашей любовью к суетным вещам, которая проявится в вечности как огнь геенский. Если мы, конечно, не покаемся.

139. Мы по-разному ждем встречи с Господом

Всем нам предстоит встретиться с Богом лицом к лицу, но по-разному мы ждем этой встречи, как, бывает, по-разному ждут жены своих на время удалившихся мужей. Одна так тоскует по мужу, что ничто ее не может утешить, она и пищу-то принимает, только чтобы дожить до встречи с ним. Вот образ совершенной любви к Богу. Но эта любовь - дар Божий, мы не можем и даже не должны пытаться искусственно в себе ее возбудить. Но есть другая жена. Она не так тоскует без мужа, как первая, однако и не осуждает ее, не завидует ей, а, укоряя себя за недостаток любви, старается подражать истинно любящей подруге и тоже, хотя и не естественно, а с усилием, воздерживается от утешений, надеясь получить их с лихвой, когда вернется супруг. Надежды этой доброй жены оправдаются, и ее встреча с мужем будет радостной. Таков подвижник, не достигший совершенства, но стремящийся к нему. Есть и третья жена, не имеющая к мужу горячей любви и не жалеющая об этом. Она живет в свое удовольствие, избегая явных беззаконий. Ей все равно, вернется он или нет. И есть еще женщина, которая не хочет и боится встречи с мужем, потому что когда он придет, то прекратит ее блудные и злые дела да еще и накажет за них. Эти неистинные жены лишаются семейной радости. Теплохладность и беззаконие не наследуют Небесного Царства.

140. "Отсушка" от Христа

Среди разных видов языческих заклинаний есть так называемые "отсушки", которые читаются, чтобы кто-то перестал кого-то любить. Вот такую "отсушку" над нами прочитал сатана, чтобы мы не любили Бога. Мы знаем заповедь Божию о любви, а поделать ничего не можем, и в вечности нас ожидает нечто страшное - встреча с нелюбимым Богом. Как какая-нибудь "отсушенная" жена еще вчера радовалась общению со своим мужем, а сегодня с тоской и ужасом ждет соединения с ним, так и душа человека, "отсушенная" от Бога и "присушенная" к греху, с ужасом ждет пришествия Христова. Надо срочно, пока еще не поздно, избавляться от бесовских заклятий, то есть каяться. Нужно умолять Христа: "Господи, я болен душевно, испорчен и поэтому не люблю Тебя. Исцели, исправь меня, дай мне любить Тебя всем сердцем моим". Наши души - невесты любящего нас Христа, Который, конечно, обрадуется нашему желанию соединиться с Ним. Только нужно заранее знать, что в небесный брачный чертог невозможно войти вместе со страстями, к которым мы "присушены", - придется расставаться, а это тяжело. Хотим ли мы страдать ради вечного блаженства? Хотим - будем, и будем вечно блаженствовать. Не хотим - все равно будем страдать, но не будем вечно блаженствовать. Жестоко? Но ведь все зависит только от нас, от нашей решимости вернуться ко Христу. Чем больше решимости, тем легче путь.

141. Люби Утешителя, а не утешения

Не хочу, чтобы мой сын любил подарки, а хочу, чтобы он любил меня самого, радуясь моим подаркам. И Бог хочет, чтобы я любил не утешения, а самого Его - Утешителя.

142. Наши души непостоянны

Преподобный Серафим любил Бога и был с Ним в непрестанном утешительном общении. Старец Силуан тоже любил Бога, но переживал разлуку с Ним, богооставленность и потому писал: "Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу Его". А когда нет ни радости от общения, ни постоянной печали от разлуки, это не любовь всем сердцем, и всею душою, и всею мыслию, как требует первая заповедь. Почему Бог не дает нам такой любви, ведь это в его власти? Потому что наши души непостоянны, блудливы, привыкли любовно прилепляться к самым разным душевным и телесным предметам, и, получив от Бога дар любви к Нему, не перестали бы Ему изменять. Так что к принятию дара Божественной любви нужно сначала подготовиться - очистить свою душу от страстей исполнением заповедей Господних.

143. Сначала Бог, потом - ближний

Любовь к Богу порождает любовь к ближнему подобно тому, как юноша, любя девушку, сердечно располагается и к ее близким и, когда не видит ее, рад видеть их, потому что они ему о ней напоминают. А когда возлюбленная рядом, душа его поглощена только ею. Похожее состояние находим у великих святых, которые, любя ближних, убегали от них ради любви к Богу.