«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Третій день.

Поуч. 1-ое. Перенесеніе мо- щей святителя Филиппа изъ Соловецкаго монастыря въ Москву.

(0 причинахъ нетлѣнія св. мощей).

I. Св. Филиппъ, митрополитъ московскій, перенесеніе многоцѣлебныхъ мощей коего нынѣ празднуется, муче- нически окончилъ жизнь свою въ Тверскомъ Отрочѣ монастырѣ, куда за правду обличенія былъ сосланъ въ заточеніе Іоанномъ Грознымъ, и гдѣ задушенъ былъ начальникомъ царскихъ опричниковъ Малютою Скуратовымъ. Чрезъ нѣсколько лѣтъ послѣ кончины святителя, игуменъ Соловецкаго монастыря Іаковъ съ братіею испросили у царя Ѳеодора Іоанновича разрѣшеніе перевезти тѣло усопшаго въ Соловецкій монастырь, въ которомъ Филиппъ принялъ постриженіе въ монашество и былъ настоятелемъ. Тамъ мирно покоились мощи святителя-муче- ника подъ кровомъ храма и молитвъ благоговѣйно чтившей его братіи монастыря* тамъ стали замѣчаться и чудеса при гробѣ Филиппа надъ тѣми, кто съ вѣрою и благоговѣніемъ при нихъ молился. Много лѣтъ прошло съ тѣхъ поръ, и смутныхъ, тяжкихъ лѣтъ не только для Москвы, но и для всего царства русскаго. Мученическая кончина царевича Димитрія, открывши доступъ къ престолу государственнымъ сановникамъ не изъ царскаго рода, проложила путь и воровскимъ набѣгамъ на него честолюбивыхъ искате- лей-самозванцевъ. Борьба съ ними и изъ-за нихъ и изъ-за трона съ Польшею утомила и ослабила Россію на столько, что всего царствованія Михаила Ѳеодоровича было мало, чтобы окончательно отдохнуть ей отъ предшествовавшихъ народныхъ бѣдствій. Каждый по своему понималъ и объяснялъ

ихъ причины и быстрое развитіе; но всѣ однакоже сходились въ общемъ съ голосомъ лѣтописцевъ, чта все случившееся произошло по попущенію Божію, грѣхъ ради нашихъ въ наказаніе и исправленіе. Вспоминались многимъ тяжкія времена Грознаго, безчиніе и самоуправство опричнины,, кровь несправедливо убіенныхъ, и мученическая кончина святителя Филиппа. Какъ только все пришло въ обыкновенный порядокъ въ царствованіе Алексія Михайловича, любимый и уважаемый имъ митрополитъ новгородскій Никонъ, впослѣдствіи патріархъ всероссійскій, въ дружеской бесѣдѣ съ внимательнымъ и благорасположеннымъ къ нему царемъ сталъ проводить мысль о духовномъ, высшемъ охраненіи столицы царства молитвами и предстательствомъ усопшихъ іерарховъ московскихъ свят. митрополита. Филиппа, патріарховъ Іова и Гермо- гена, печальниковъ и страдальцевъ за землю русскую. Благовременнымъ и благонадежнымъ находилъ онъ собраніе и упокоеніе нетлѣнныхъ мощей ихъ въ соборномъ храмѣ Кремля московскаго Успенія Богородицы. Мысль Никона пришлась по сердцу царю благоговѣйному, который неоднократно видѣніемъ во снѣ св. Филиппа, повелѣвавшаго перенести въ Москву ега мощи, и самъ уже приходилъ къ мысли перенести ихъ въ Успенскій соборъ. Составленъ былъ немедленно соборъ^ которому царь объявилъ свое желаніе перенести въ Успенскій соборъ мощи свв. Филиппа, Іова и Гермогена, и который съ благодарностію и радостію просилъ царя поспѣшить исполненіемъ благочестиваго желанія. Тѣло патріарха Гермогена, почивавшее въ Чудовомъ монастырѣ, тогда же перенесено было въ Успенскій соборъ и поставлено поверхъ земли близь шатра

Мѣсяца іюль. 5

надъ ризою Господнею. Въ Старицу за мощами патріарха Іова отправленъ съ многочисленною свитою митрополитъ ростовскій и ярославскій Варлаамъ. Въ Соловецкій же монастырь за мощами святителя Филиппа царь назначилъ отправить самого Никона, какъ перваго внушителя мысли о перенесеніи мощей его, тѣми болѣе, что Никонъ и самъ былъ постриженъ въ монашество въ Соловецкой обители. Въ свитѣ Никона -были изъ ближайшихъ къ царю придворныхъ вельможъ князь Хованскій, дьякъ Леонтьевъ и другіе. Никону вручена была царемъ грамота, которую онъ долженъ былъ прочитать въ Соловецкомъ монастырѣ предъ мощами •святителя Филиппа. Замѣчательна эта грамота къ почившему, какъ бы къ -живому, по тому духу смиренія, съ которымъ неповинный царь умоляетъ мученика простить согрѣшенія предка €го, и въ знаменованіе сего прощенія .даровать Москвѣ святыя мощи сбои