«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

б) Это сѣмена, теперь дѣйствія и плоды!

Ѳеодоръ, по примѣру родителя, началъ воинскую службу, и воѣ блага міра: и богатство, и связи, и знатность, и дружба съ царемъ готовы были усладить жизнь его. Но утвержденная въ страхѣ Божіемъ душа его думаетъ объ одномъ: какъ угодить Господу? (Кор. 7, 32). Погруженный въ эту заботу, онъ медлитъ, противъ обычая того времени, вступать въ бракъ, потому что женатый, по слову апостола, заботится болѣе о мірскомъ, какъ угодить женѣ (33)*, приходитъ однажды въ церковь и слышитъ: никто не можете служить двумя господамъ: ибо или одного будетъ ненавидѣть, а другого любить, или одному станетъ усердствовать, а о другомъ нерадѣть (Мѳ. 6, 24). Эти евангельскія слова рѣшаютъ его будущность: онъ оставляетъ и домъ, и родину, и богатство, и почетную службу и, для служенія единому Господу, идетъ въ

пустынную обитель, какъ можно далѣе отъ міра и его соблазновъ... Какая покорность высшему призванію! Какое самоотверженіе! Какая глубина смиренія! Скажите: какое другое сѣмя, кромѣ спасительнаго страха Божія, можетъ произрастить столь добрые плоды?

Въ отдаленной обители, на дикомъ островѣ, отшельникъ Божій въ теченіе девяти лѣтъ несетъ тяжкіе труды послушника, работая то на огородахъ, то въ пекарнѣ, по словамъ жизнеописанія, „безъ ропота, со страхомъ Божіимъ, въ совершенной простотѣ, съ полнымъ смиреніемъ и теплою ко всѣмъ любовію; тѣло свое обременялъ трудами, душу же услаждалъ поученіемъ святыхъ Отцевъ^. Затѣмъ въ томъ же духѣ смиренія и любви совершаются имъ еще тягчайшіе труды по должности игумена Соловецкой обители. Наконецъ, по желанію Грознаго, паче же по волѣ Господа—Пастыреначальника, онъ является на 1 престолѣ всероссійскаго митрополита.

Великій свѣтильникъ поставляется насвѣщ- никъ въ самое горькое для Россіи время, время страшной опричины, истязаній, кровопролитія, убійствъ. Святитель Божій зналъ, что ожидаетъ его, и готовился. „Когда наступитъ время подвига, не долженъ я ослабѣвать01, говорилъ онъ Іоанну, убѣждая его уничтожить опричину. Наконецъ пришла эта великая въ исторіи церкви и царства минута. Доблестный архипастырь, рѣшившійся положить душу свою за овецъ своихъ, во святомъ храмѣ, съ силою и твердостію почти безпримѣрными, предъ всею церковію обличаетъ заблужденія и беззаконія Іоанна! Скажи, праведная душа, что давало тебѣ силу и крѣпость, дерзновеніе и мужество въ эту великую и страшную минуту? Тотъ же страхъ Божій, братія, который съ колыбели былъ насажденъ въ душѣ его, ободрялъ и укрѣплялъ его въ великомъ подвигѣ. „Убойся Бо- жіяго суда!“ говорилъ онъ Грозному, и самъ трепеталъ въ сердцѣ своемъ, какъ бы молчаніемъ и потворствомъ беззаконію не прогнѣвить Господа Вседержителя, Который ввѣрилъ ему для пасенія стадо Свое. Не напрасно взоръ его такъ пристально, такъ крѣпко простирался къ иконѣ Спасителя. Въ страхѣ Божіемъ онъ почерпалъ силу противъ страха человѣческаго, помня

8 Мѣ с я ц а іюль.

слово Господне: не бойтеся убивающихъ тѣло, душу же не могущихъ убити, а бойтесь болѣе Того, Кто можетъ и душу и тѣло погубить въ гееннѣ. (Матѳ.

10, 28).

в) Какія бѣдствія обрушились затѣмъ на голову святителя: клеветы, неправедный судъ, ужасы заточенія и мученическая смерть! Вездѣ ободреніемъ и утѣшеніемъ его была мысль о Господѣ. Когда Грозный прислалъ ему отсѣченную голову любимаго племянника и ждалъ, что это поколеблетъ твердость святителя, св. Филиппъ не смутился, благословилъ, поцѣловалъ ее и сказалъ: Блаженъ, его оісе избралъ и пріялъ еси Господи! Тотъ же страхъ Божій далъ ему съ непоколебимою твердостію и бодрымъ духомъ встрѣтить и послѣднюю минуту жизни. „Благословляютъ

Ч е т в е р т

Поуч. 1-ое. Ъв. Андрей, еп. критскій.

(О томъ, какъ должно каяться).

I. Св. Андрей, епископъ критскій родился въ Дамаскѣ, въ 7-мъ вѣкѣ, и, исцѣленный отъ нѣмоты послѣ причащеніи св. тайнъ, посвятилъ себя чтенію слова Божія, а на 14-тилѣтнемъ возрастѣ принятъ былъ патріархомъ СоФроніемъ въ клиръ іерусалимской церкви. Когда арабы взяли святый градъ, Андрей оставался жить здѣсь. Въ санѣ архидіакона онъ присутствовалъ- на 6-мъ Вселенскомъ соборѣ и обличалъ еретиковъ, которые признавали во Христѣ единую божественную волю. По возвращеніи съ собора, Андрей посвятилъ себя молитвѣ и заботамъ о бѣдныхъ и больныхъ. Потомъ, поставленный въ архіепископы острова Крита (нынѣ Кандія, на средиземномъ морѣ), онъ мудро правилъ своей паствой, назидая ее словомъ и житіемъ. Молитвами своими онъ спасъ островъ отъ нашествія сарацинъ. Будучи призванъ въ Константинополь по дѣламъ церковнымъ, Андрей, на возвратномъ пути, предсказалъ, что не увидитъ острова Крита. Дѣйствительно, онъ скончался на островѣ Митиленѣ, не доѣхавъ до Брита. Изъ пѣснопѣній св. Андрея важнѣйшимъ считается покаянный канонъ, который читается въ великомъ посту на повечеріяхъ первой

только добрыхъ и на добро,—дѣлай то, зачѣмъ ты посланъ'сказалъ онъ лицемѣрно упавшему, яко бы для благословенія, къ ногамъ его убійцѣ!