«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

10, 28).

в) Какія бѣдствія обрушились затѣмъ на голову святителя: клеветы, неправедный судъ, ужасы заточенія и мученическая смерть! Вездѣ ободреніемъ и утѣшеніемъ его была мысль о Господѣ. Когда Грозный прислалъ ему отсѣченную голову любимаго племянника и ждалъ, что это поколеблетъ твердость святителя, св. Филиппъ не смутился, благословилъ, поцѣловалъ ее и сказалъ: Блаженъ, его оісе избралъ и пріялъ еси Господи! Тотъ же страхъ Божій далъ ему съ непоколебимою твердостію и бодрымъ духомъ встрѣтить и послѣднюю минуту жизни. „Благословляютъ

Ч е т в е р т

Поуч. 1-ое. Ъв. Андрей, еп. критскій.

(О томъ, какъ должно каяться).

I. Св. Андрей, епископъ критскій родился въ Дамаскѣ, въ 7-мъ вѣкѣ, и, исцѣленный отъ нѣмоты послѣ причащеніи св. тайнъ, посвятилъ себя чтенію слова Божія, а на 14-тилѣтнемъ возрастѣ принятъ былъ патріархомъ СоФроніемъ въ клиръ іерусалимской церкви. Когда арабы взяли святый градъ, Андрей оставался жить здѣсь. Въ санѣ архидіакона онъ присутствовалъ- на 6-мъ Вселенскомъ соборѣ и обличалъ еретиковъ, которые признавали во Христѣ единую божественную волю. По возвращеніи съ собора, Андрей посвятилъ себя молитвѣ и заботамъ о бѣдныхъ и больныхъ. Потомъ, поставленный въ архіепископы острова Крита (нынѣ Кандія, на средиземномъ морѣ), онъ мудро правилъ своей паствой, назидая ее словомъ и житіемъ. Молитвами своими онъ спасъ островъ отъ нашествія сарацинъ. Будучи призванъ въ Константинополь по дѣламъ церковнымъ, Андрей, на возвратномъ пути, предсказалъ, что не увидитъ острова Крита. Дѣйствительно, онъ скончался на островѣ Митиленѣ, не доѣхавъ до Брита. Изъ пѣснопѣній св. Андрея важнѣйшимъ считается покаянный канонъ, который читается въ великомъ посту на повечеріяхъ первой

только добрыхъ и на добро,—дѣлай то, зачѣмъ ты посланъ'сказалъ онъ лицемѣрно упавшему, яко бы для благословенія, къ ногамъ его убійцѣ!

III. Возлюбленные братіе! припадая съ молитвами къ великому святителю Филиппу, примемъ отъ него наставленіе—и самимъ жить, и дѣтей своихъ воспитывать, и всѣхъ, кого можемъ, руководить въ спасительномъ страхѣ Божіемъ! Только онъ, оживленный духомъ любви, можетъ и частную и общественную жизнь нашу устроить, уми- рить, направить къ благу, счастію земному и вѣчному блаженству! Аминь. (Сост. по Ч.-М. и кн. „Слова и Рѣчисс настоятеля С.-Петербургскаго Исаа- кіевскаго Каѳедральнаго собора, прот. Петра Смирнова, ч. I. стр. 117).

ый день.

седмицы и на утрени въ четвергъ пятой седмицы. Здѣсь св. Андрей оплакиваетъ горестное состояніе грѣшника и, изображая лица и событія ветхаго и новаго завѣта, учитъ.насъ сокрушаться о грѣхахъ и уповать на милосердіе Божіе. Великій канонъ былъ привезенъ въ Константинополь вмѣстѣ съ жизнеописаніемъ св. Маріи египетской, которое написалъ св. Со- Фроній, патріархъ іерусалимскій, и тогда же оба эти творенія включены въ великопостную службу.

II. Св. Андрей критскій, составившій свой безсмертный великій канонъ покаянія, побуждаетъ насъ, братія, побесѣдовать съ вами о томъ, какъ должно каяться.

Цѣль говѣнія нашего есть приготовленіе къ неосужденному принятію св. Христовыхъ тайнъ, къ принятію Самого Господа, Который говоритъ: ядый Мою плоть и піяй Мою кровь во Мнѣ пребываетъ и Азъ въ немъ. Какъ Господь есть пре- чистъ, а мы нечисты, то пріобщенію св. пречистыхъ Христовыхъ тайнъ предшествуетъ у насъ очищеніе совѣсти и полученіе всепрощенія въ таинствѣ покаянія.

Кто чистъ, съ тѣмъ уже несомнѣнно сообщится Христосъ Спаситель: Онъ любообщителенъ, Самъ ищетъ общенія съ нами, и если не общится, причина сему наша нечистота. Стало- быть, главное въ насъ дѣло есть очи-

Мѣсяца іюль. 9