«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

а) Всѣ святые искренно любили свое отечество и усердно содѣйствовали благосостоянію его въ томъ или другомъ отношеніи, по мѣрѣ ихъ средствъ. Одни ревностно старались о гражданскомъ благоустройствѣ и духовномъ просвѣщеніи его, какъ св. цари и пастыри Христовой церкви; другіе храбро защищали его отъ враговъ и въ браняхъ за него полагали свои души, какъ многіе благовѣрные князи и христолюбивые воины; иные содѣйствовали его благу своими познаніями, достояніемъ и трудами, какъ св. философы, пѣснопѣвцы, купцы и художники*, а всѣ — искреннею преданностію ему и горячими молитвами о благоденствіи его и спасеніи отъ бѣдствій. Примѣрами такой любви къ отечеству наполнены житія святыхъ-, поэтому мы не будемъ теперь перечислять ихъ, для краткости нашей бесѣды, а скажемъ только словами премудраго, что любовь святыхъ къ отечеству была крѣпка, какз смерть (Пѣсн. 8, 6), и часто доходила до самоотверженія. Такъ, апостолъ Павелъ говоритъ, что онъ желалъ бы отлученъ быть отъ Христа—лишиться блаженнаго общенія съ Нимъ, чтобы только родные ему по плоти, соотечественники его израильтяне, получили спасеніе во Христѣ

(Римл. 9, 1—4, 10, 1). Самъ I. Христосъ, приближаясь къ Іерусалиму, главному городу земного отечества Его—Іудеи, и предвидя тѣ страшныя бѣдствія, какимъ подвергнется сей городъ., горько заплакалъ о немъ (Лук. 19, 41 - 44). Такъ Онъ любилъ земное Свое отечество, хотя принадлежалъ ему только въ половину—одною человѣческою Своею природою!

б) Христіанинъ не можетъ не любить своего отечества. Въ немъ мы въ первый разъ увидѣли свѣтъ Божій, получили бытіе и духовное возрожденіе. Въ немъ мы впервые испытали родительскія ласки и дѣтскія невинныя игры. Въ немъ мы получили образованіе, необходимыя для насъ познанія и все, что имѣемъ теперь. Оно, съ самаго рожденія нашего, питало и призрѣвало насъ чрезъ нашихъ родителей*, въ юности нашей учило насъ чрезъ наставниковъ всему доброму, старалось сдѣлать насъ людьми умными и честными; за тѣмъ открыло намъ поприще для дѣятельности, съ любовію взираетъ на труды наши и поощряетъ къ нимъ разнымъ образомъ. Вмѣстѣ съ симъ оно печется о томъ, чтобы жизнь наша была покойна и счастлива, охраняетъ насъ отъ внѣшнихъ и внутреннихъ враговъ нашей безопасности, доставляетъ намъ способы удовлетворять житейскимъ нашимъ потребностямъ и дѣлаетъ все, что можетъ служить къ общему благу нашему. Какъ же намъ не любить отечества своего, когда оно отъ пеленъ нашихъ до гроба окружаетъ насъ такимъ попеченіемъ, такъ благотворитъ намъ! Какъ же намъ не любить и верховнаго главу отечества нашего, возлюбленнаго и благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Александровича, при самомъ вступленіи своемъ на прародительскій престолъ плѣнившаго сердца всѣхъ своихъ вѣрноподданныхъ безграничными своими царскими милостями!

III. Долгъ благодарности и христіанская обязанность требуютъ (Гал. 6,

10. 1 Тим. 5, 8), чтобы мы, братія, за любовь и благотворенія, оказываемыя намъ отечествомъ, сами любили его искренно, какъ подобаетъ дѣтямъ его, и по мѣрѣ силъ нашихъ содѣйствовали его благосостоянію, а поэтому дѣлали то, чего оно требуетъ

14 Мѣ с я ц ъ іюль.

отъ насъ и что можетъ служить къ его благу. Аминъ. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Поуч. 2-е. Обрѣтеніе мощей преподобнаго Сергія, радонежскаго чудотворца.

(Уроки U3S его оюизпи: а) смиреніе;

б) неразлучность славы съ добродѣтелью;

в) не должно судить о людяхъ по внѣшнему виду и г) св трудами тѣлесными

совмѣстимы подвиги духовные).

I. Жизнь святыхъ Божіихъ человѣковъ достойна подражанія во всѣхъ отношеніяхъ. Въ ней всякій случай, всякое обстоятельство, каждое происшествіе въ высокой степени поучительно. У угодниковъ Божіихъ и мысли возвышенны, и чувствованія святы, и желанія непорочны, и дѣйствія безукоризненны, и бесѣды назидательны, и обхожденіе примѣрно.

Для большей очевидности всего сказаннаго возьмемъ изъ жизни ублажае- маго нынѣ церковію преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергія хотя одно какое-либо обстоятельство. Всю его жизнь вдругъ прослѣдить и не позволитъ время, и не достанетъ силъ нашихъ. Ботъ случай въ жизни преподобнаго Сергія, болѣе другихъ близкій къ намъ, слушатели, и по содержанію и по назиданію: въ одно время къ угоднику Божію въ обитель пришелъ издалека сельскій житель, чтобы увидѣть праведника и принять отъ него благословеніе. Слухъ о добродѣтеляхъ и чудотвореніяхъ святого Сергія вызвалъ его на столь далекій путь. Во время прихода селянина въ обитель, человѣкъ Божій воздѣлывалъ землю въ саду своемъ. Будучи извѣщенъ о пришельцѣ, онъ велѣлъ допустить его къ себѣ. Крестьянинъ, видя человѣка, слишкомъ просто одѣтаго и копающаго гряды, не могъ вообразить, чтобы это былъ столъ славный Сергій, и подумалъ, что въ насмѣшку ему, вмѣсто святого, указали простого работника. Онъ возвратился въ монастырь и вторично спросилъ, гдѣ преподобный Сергій? Сколько ни увѣряли его, что, будучи въ саду, онъ видѣлъ его, тотъ не хотѣлъ и слушать.