«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

— Отецъ!—сказалъ однажды Сисою одинъ пустынникъ,—я замѣчаю за собою, что памятованіе о Богѣ всегда со мною... —Это еще немного, сынъ- мой,—отвѣчалъ ему Сисой,—еще важнѣе того — видѣть себя ниже всѣхъ, потому что такое уничиженіе способствуетъ къ пріобрѣтенію смиренія...

Другому брату сказалъ онъ:—имѣй смиреніе, отрѣшись отъ своей воли, откажись отъ пустыхъ заботъ мірскихъ, и ты найдешь миръ сердца...

О себѣ самомъ Сисой постоянно говорилъ: грѣшникомъ засыпаю, грѣшникомъ пробуждаюсь...

Препод. Сисой говорилъ, что впро- долженіе 30-ти лѣтъ онъ молился такъ: — „Господи Іисусе, не дай мнѣ согрѣшить сегодня моимъ языкомъ^...—„К между тѣмъ,—прибавляетъ онъ,—я постоянно согрѣшаю въ этомъ родѣ“...

Во время кончины преп. Сисоя вьь-

Мѣ с я ц ъ іюль. 23

казалось и великое смиреніе его и великая благодать Господня, пребывающая на смиренныхъ.., Умирая, старецъ пришелъ въ восхищеніе, лицо его просіяло и онъ заговорилъ: —„ботъ авва Антоній идетъ ко мнѣ00... ІІемного спустя воскликнулъ: „я вижу ликъ пророковъ00, и въ то же мгновенье лицо его еще болѣе просвѣтлѣло,—„ботъ, пришли апостолы00,-сталъ онъ говорить тихо и какъ-будто разговаривая съ кѣмъ-то изъ святыхъ.

— Съ кѣмъ онъ разговариваетъ? - недоумѣвали пустыннику собравшіеся вокругъ преп. Сисоя, чтобы выслушать его послѣднія изреченія.

— Ботъ, ангелы пришли взять мою душу,—и я молилъ ихъ подождать еще нѣсколько, чтобы успѣть мнѣ совершить покаяніе... Они же сказали: ты не имѣешь больше нужды въ покаяніи...—„Не знаю начиналъ ли я еще его?а Эти послѣднія слова преп. Сисоя дали понять ученикамъ его, знавшимъ о глубокомъ его смиреніи, что добродѣтель его была совершенна...

Наконецъ лицо подвижника просіяло какъ солнце и въ то же время онъ воскликнулъ: „смотрите, Господь идетъ ко мнѣ00, и съ этими словами переселился въ иной. міръ.

П. Препод. Сисой есть великій учитель смиренія и въ жизни своей и при смерти. Посему побесѣдуемъ осмиреніи.

а) Всѣ святые украшались смиреніемъ, не смотря на всѣ свой великія добродѣтели. Посмотримъ на этихъ смиренныхъ людей, которые предъ всѣми себя унижали, посмотримъ, кто они были на самомъ дѣлѣ. Смиренъ былъ патріархъ Авраамъ, онъ говорилъ о себѣ: я земля и пепелъ. Но кто этотъ Авраамъ9 Это-отецъ вѣрующихъ, которому между патріархами нѣтъ равнаго. Смиренъ былъ даръ Давида, онъ говорилъ о себѣ: я червь, а не человѣкъ. Но кто этотъ Давидъ? Это — порфироносный пророкъ, которому между царями нѣтъ равнаго. Смиренъ былъ апостолъ Павелъ

Правда, и люди съ великими достоинствами иногда предаются гордости. На зато надолго ли они остаются вели-

24 Мѣ с я ц ъ іюль.

ними при своей гордости? Начать гордиться, значитъ начинать падать; мечтаніе

о себѣ — приготовленіе къ униженію. Богъ оставляетъ гордыхъ самимъ себѣ, а смиренныхъ поддерживаетъ Своею благодатію. И потому-то, братія, когда вы возмечтаете о себѣ: то бойтесь, чтобы вамъ въ скоромъ времени не посрамиться. Только при смиреніи высокъ и силенъ человѣкъ, а безъ смиренія онъ слабъ и низокъ.

Правда, низкіе и слабые люди тожеиног-' да смиряются. Ихъ смиреніе не лучше гордости. Предъ кѣмъ смиряются низкіе люди? Только предъ высшими. Для чего смиряются? Чтобы удобнѣе возвыситься. Въ какихъ слабостяхъ признаются низкіе люди? Въ самыхъ ничтожныхъ, маловажныхъ. Для чего признаются? Чтобы дать знать другимъ, какъ ма- ловажны слабости, которомъ они подвержены. Такимъ образомъ у низкихъ и смиреніе всегда низко, истинное смиреніе для нихъ слиткомъ высоко, оно

Седьмі

Свв. препо добномученики Епиктетъ пресвитеръ и Аеті- онъ монахъ.