«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

й день.

леніе коей св. церковь нынѣ свѣтло празднуетъ?

Въ XYI столѣтіи, именно въ 1579 году, при царѣ Іоаннѣ Грозномъ Пресвятая Богородица три раза являлась въ сновидѣніи одной дѣвицѣ г. Казани и повелѣвала возвѣстить духовенству и свѣтскимъ начальникамъ того го-

26 Мѣсяцъ іюль.

рода, чтобы они взяли икону Ея изъ земли, и указывала самое мѣсто, гдѣ сокрыта была икона. Сначала мать, потомъ начальники города не вѣрили видѣнію. Ыаконецъ, дѣвица, копая землю, скоро нашла св. икону Богоматери, какъ будто только что написанную, а не бывшую въ землѣ. Икона стала источать чудеса, при видѣ коихъ множество татаръ обращались къ православной вѣрѣ и утверждались въ вѣрѣ. Извѣщенные объ обрѣтеніи иконы архіепископъ, градоначальникъ и народъ, съ крестнымъ ходомъ, взяли и поставили икону въ ближайшемъ храмѣ. На мѣстѣ явленія иконы вскорѣ построенъ былъ монастырь Богородицей и 8 го іюля, въ день обрѣтенія иконы, установленъ праздникъ.

Явленіе чудотворной иконы Божіей Матери въ г. Казани было весыѵіа благотворно и спасительно. Въ Казани, до завоеванія ея московскимъ царемъ Іоанномъ Грознымъ, всѣ жившіе тамъ татары блуждали во мракѣ ложной вѣры магометанской. Когда Казань была взята нашимъ царемъ Іоанномъ Грознымъ, жители ея мало-по-малу стали принимать христіанство. Но вновь крещеные татары были еще не тверды въ новой для нихъ вѣрѣ и могли легко отпасть отъ Христовой вѣры и возвратиться въ магометанство. Господь же нашъ

I. Христосъ не хощешд смерти грѣшника (Іезек. XXXIII, 2), но хосцетъ всѣмъ спасутся и въ разумъ истинный пріищи (1 Тим. II, 4). О томъ же и Владычица наша Пресвятая Богородица неусыпно печется. Чтобы не допустить вновь просвѣщенныхъ св. крещеніемъ казанскихъ татаръ до совращенія въ прежнюю ихъ магометову вѣру, Она, наша усердная Заступница, и благоволила явить въ сіе время въ Казани Свой образъ и на всѣхъ съ молитвою и вѣрою притекающихъ къ Ея иконѣ излить чудеса, черезъ которыя маловѣрные и новопросвѣ- щенные могли бы воочію убѣдиться въ правотѣ святыя православныя вѣры Христовой.

II. Исторія праздника Казанской иконы Божіей Матери напоминаетъ намъ, братія, о той важной и отрадной истинѣ, что Сама Богоматерь является охранительницею и поборницею истиннаго ученія православной церкви.

Исторія церкви представляетъ много

случаевъ^такого охраненія Богоматерью* православной вѣры. Представимъ изъ нихъ два.

а) Въ 3-мъ вѣкѣ, когда христіанство,, находясь въ борьбѣ съ язычествомъ, должно было бороться вмѣстѣ съ разными лжеученіями, св. Григорій чудотворецъ, епископъ неокесарійскій, желая точнѣе познать таинство вѣры, молилъ Бога объ откровеніи ему Божественной истины*,—и въ одну ночь, когда онъ бодрствовалъ, размышляя о вѣрѣ, ему явился старецъ, въ величественномъ одѣяніи, обнаруживаешь въ себѣ великую- добродѣтель. Познавши въ немъ мужа Божественнаго, посланнаго къ нему отъ Бога для разрѣшенія его недоумѣній, св. Григорій съ восхищеніемъ и радостію смотрѣлъ на него*, но старецъ, далъ ему знакъ обратить взоръ на другую сторону, и св. Григорій, по указанію его, увидѣлъ дивное явленіе въ образѣ благолѣпной Жены, превосходящей всякій человѣческій образъ, на. которую, при разливающемся необыкновенномъ свѣтѣ, отъ изумленія и страха, онъ не могъ смотрѣть. Явившіеся были Матерь Божія и св. евангелистъ Іоаннъ. Матерь Божія просила Іоанна- открыть св. Григорію тайну благочестія, и св. Іоаннъ, преподавъ ему въ краткихъ и опредѣленныхъ словахъ нужное наставленіе, скрылся отъ очей его. Святый же Григорій, немедленно записавъ слышанное, согласно сънимъ стадъ проповѣдывать въ церкви, и Божественное наставленіе, какъ великое, нѣкое наслѣдіе, оставилъ своимъ преемникамъ въ рукописи.

Жизнеописатель сего св Григорія чудотворца, св. Григорій нисскій свидѣтельствуетъ, что живущій въ той странѣ народъ постоянно научался согласно съ симъ наставленіемъ, и не былъ зараженъ никакою ересью и заблужденіемъ. Наставленіе это есть то самое, которое постоянно исповѣдуетъ православная церковь, и которое лежитъ въ основаніи всего христіанскаго вѣроученія. Это ученіе о таинствѣ св. Троицы (См. повѣствованіе о семъ въ концѣ „Прав. испов.^ пер. съ греч. изд. 4, 1831 г.).

б) Съ прекращеніемъ жестокихъ гоненій язычниковъ на христіанъ, христіанству не' меньшая предлежала опасность отъ богоотступника Юліана, мечтавшаго возстановить упадавшее язычество. Много вѣ-

Мѣсяцъ іюль. 27