«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

б) И Матерь Божія съ любовію ходатайствуетъ предъ Богомъ за всѣхъ вѣрующихъ во Христа, если они рѣшаются оставить свой беззаконія и быть истинными, ревностными христіанами. Съ любовію, говоримъ, потому что Она, такъ сказать, есть нашего роду: она знаетъ наши немощи, наши искушенія и трудность бороться съ ними безъ высшей помощи. Она любитъ христіанъ любовію матери, и захочетъ ли не помочь тѣмъ., которые хотя по немощи и согрѣшаютъ, но каются и желаютъ спастись, не смотря на всѣ препятствія ко спасенію.

Что касается до препятствій къ спасенію, то ихъ не знаетъ развѣ тотъ, кто не начиналъ искать спасенія, кто не начиналъ жить по христіански. Съ собою мы носимъ всегда врага христіанской жизни — это плоть, которая воюетъ на духъ и гнететъ насъ къ землѣ; внѣ себя имѣемъ грѣховный міръ, съ безчисленными его соблазнами, и самаго злѣйшаго противника нашего спасенія — діавола., который, яко левъ рыкая, ходитъ, искій кого поглотиши (1 Петр. 5, 8). Послѣдній мало нападаетъ своими искушеніями на людей ^заботящихся о добродѣтельной жизни і(они сами стремятся къ погибели); а ищущіе спасенія, желающіе совершенства христіанскаго, находятся въ безпрерывной борьбѣ съ" нимъ, съ его хитрыми кознями, которыя безчисленны. И гдѣ же взять намъ силъ для успѣха въ борьбѣ съ указанными препятствіями? Въ благодати Божіей и въ молитвѣ къ Богоматери. О, Пресвятая Вогоро-

дице! аще не бы Ты предстояла о насъ молящіе, кто бы насъ избавилъ отъ то- ликихъ бѣдъ?

III. Возлюбленные о Господѣ братія! Пресвятая Дѣва Богородица есть особенная покровительница благочестивыхъ христіанъ. Чтобы въ Пресвятой Дѣвѣ всегда имѣть необоримую надежду спасенія и заступницу, — живите свято, держитесь святой вѣры православія твердо и непреложно, имѣйте надежду на Бога, питайте любовь къ ближнимъ и любите Бога всею крѣпостію вашей души. Если же случится согрѣшить и удалиться отъ Бога, то снова спѣшите къ Нему чрезъ покаяніе и дѣйствительное исправленіе жизни. Тогда ничто не будетъ препятствовать Божіей Матери являться заступницею во всѣхъ бѣдахъ и скорбяхъ. (Сост. по „Слов. и рѣч.“ Леонтія, митроп. московскаго, т. II).

Поуч. 8-ье. День обрѣтенія Казанской иконы Божіей Матери.

(О чистотѣ души).

I. Въ исторіи нынѣшняго празднества вы, вѣроятно, обратили свое вниманіе, благочестивые слушатели, нато, что никому иному, а только невинной и чистой по душѣ отроковицѣ, было видѣніе и вмѣстѣ дано повелѣніе обрѣсти икону Божіей Матери Казанской, и ни кто другой, а только эта благочестивая отроковица сподобилась собственноручно откопать въ землѣ, на указанномъ въ видѣніи мѣстѣ, чудотворную икону Божіей Матери. Это приводитъ насъ къ тому заключенію, что только чистые душой близки къ Божественной святынѣ. Да будетъ же посему въ настоящій день бесѣда наша съ вами о чистотѣ души\ *

II. Измыйтеся и чисти будите, отъ- имите лукавства отъ душъ вашихъ (Исаія 1, 16). Такъ говоритъ Господь чрезъ пророка Своего Исаію. Ясно, братія, чего здѣсь требуетъ Господь. Онъ повелѣваетъ каждому измывать скверны сердца своего, и пріобрѣтать чистоту души. Измыйтеся, отъимите лукавства отъ душъ вашихъ, и чисти будите. А развѣ есть какая нечистота въ нашей душѣ? Развѣ скверны грѣховныя имѣютъ мѣсто въ нашемъ сердцѣ? Точно такъ. Всякій грѣхъ получаетъ начало

Мъсяц^ь іюль. 29

свое въ нашей душѣ- всякое беззаконіе исходитъ изъ нашего сердца. Воякъ помышляетъ вз сердцѣ своемъ прилеоісно назлая по вся дни (Быт. 6,5). Йзвнутрь отъ сердца человѣческаго помышленія злая исходятъ (Марк. 7,21). Посему-то апостолъ Павелъ увѣщеваетъ насъ очищать себя отъ всякія скверны не только плоти, но и духа (2 Кор. 7, 8). И въ церковной молитвѣ мы взываемъ къ Богу: очисти, Господи, скверну души моея, и спаси мя, Влаже, яко Человѣколюбецъ (послѣд. ко причащ.).

а) Какая же это нечистота души? Что за скверна грѣха въ нашемъ сердцѣ? Нечистота души и скверна сердца суть худыя, богопротивныя; мысли. Мерзость Господеви помыслъ неправедный (Притч.

15, 26), говоритъ премудрый Соломонъ. Нечистота души и скверна сердца суть суетные, мірскіе помыслы. Посему мы молимся Господу Спасителю: Іисусе, очисти мой умъ отъ помысловъ сует- ныхъ (Акаѳ. Спасит.). Нечистота души и скверна сердца суть всѣ грѣховныя движенія души, гордость, тщеславіе, ненависть, злоба, гнѣвъ, ярость. Отъ сердца исходятз помышленія злая, лу- кавствія, лесть, хула> гордыня (Марк. 7, 22), говоритъ Спаситель. Нечистота души и скверна сердца суть корыстолюбивыя желанія и сладострастныя похотѣнія. Посему-то Богъ въ законѣ повелѣваетъ намъ не желать жены искренняго своею, ни дому ближняго своего, ни села его, нираба его, ни скота его, ни всего елика суть ближняго своего (Исх. 20,17). И святая церковь поучаетъ насъ молиться Спасителю: Іисусе, сохрани сердце мое отъ похотей лука- выхз (Акаѳ. Іис.). Нечистота души и скверна сердца суть чрезмѣрныя заботы житейскія, которыхъ удаляться поучаетъ насъ Спаситель. Не пецытеся, говоритъ, душею вашею, что ясте или что піете, всѣхъ бо сихз языцы ищутъ (Матѳ. 6, 25, 32). Нечистота души и скверна сердца суть тайныя, по большей части нами непримѣчаемыя, грѣхо- любивыя мысли и желанія. Такъ говоритъ псалмопѣвецъ: грѣхопаденія кто разумѣете? Отъ тайныхз моихъ очисти мя; аще не обладаютъ мною, тогда не- пороченз буду, и очищуся отз грѣха велика (Пс. 18. 13,14). При таковой нечистотѣ души, человѣкъ пребываетъ грѣшникомъ, хотя бы онъ не дѣлалъ никакихъ открытыхъ преступленій и

грѣховъ, хотя бы внѣшняя жизнь его была даже непорочная. Таковы и были Фарисеи, которыхъ обличая,Христосъ говоритъ: вы выѣ—уду являетеся чело- вгькомъ праведни, внутрь — уду же есте полни беззаконія (Матѳ. 23, 28). Ибо Богъ не на лица зритъ (Дѣян. 10, 34), но испытаетъ сердца и утробы (Пс. '7, 10).

б) Какъ же, спросите, сохранить чистоту души? Что должно дѣлать, чтобы душу и сердце соблюсти непорочными? Должно всемѣрно избѣгать всѣхъ обольщеній и соблазновъ, отъ которыхъ пораждаются въ душѣ нечистыя мысли и желанія и. возбуждаются страсти. Ежели соблазны дѣйствуютъ и обольщенія видимо искушаютъ, должно отвращать очи, еоюе не видѣти суеты (Пс. 118,37), и ограждать всѣ чувства, чтобы отразить обольщенія и соблазнъ. Ежели прелесть и суета уже прокрались въ душу, ежели возродилась въ душѣ или гордая и тщеславная мысль, или корыстолюбивое желаніе, или сладострастное похотѣніе, должно немедленно воспротивиться имъ, подавить и умертвить ихъ — чѣмъ? Здравымъ разсужденіемъ, а паче всего сердечнымъ призываніемъ имени Спасителя нашего Іисуса и силою побѣдительнаго креста Его. Аесли случится не устоятъ противъ обольщенія и пасть;, если душа омрачится скверною грѣха: что тогда дѣлать? Омывать скверну и очищать душу. Измыйтеся и чисти будите, говоритъ Богъ. Чѣмъ омывать, скверну души? Слезами покаянія. Такъ омылся Петръ, послѣ своего паденія-, такъ омылась и блудница отъ сквернъ грѣховныхъ. Къ слезамъ покаянія должно присоединить и слезы теплой молитвы къ Богу. Слушайте, какъ спѣшилъ омыться въ этихъ слезахъ Давидъ: обратися, Господи, взывалъ онъ къ Богу, избави душу мою, спаси мя ради милости Твоея. Мзмыю на вояку нощь- ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Пс. 6. 5, 7). II святая церковь руководствуетъ насъ къ очищенію души молитвами. Очисти, Господи, скверну души моея (троп.)-, душу мою просвѣти омраченную, Христе (ирм.); души наша освяти, помышленія исправиг мысли очисти (молит. на час.). Есть и еще спасительнѣйшее средство къ измовенію и очищенію сквернъ душевныхъ. Это пречистая кровь Спасителя- нашего, преподаемая намъ въ таинствѣ