«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

на это говоритъ св. царь и пророкъ Давидъ? — сокруши, Господи, мышцу грѣшному и лукавому: взыщется грѣхъ его и необрящется (ст. 36)—такъ, сокруши, чтобы потомъ искать и не найти его нечестія! — „Не взыщетъ*, говоритъ иной. Но знаетъ ли онъ, что вотъ за эту его безпечность, за то, что онъ прикрываетъ свою лѣность Якобы надеждою на Божіе милосердіе, Богъ и взыщетъ съ него, и строго взыщетъ грѣхъ его нерадѣнія къ храму Божію, къ службѣ церковной! Есть весьма много примѣровъ, какъ Господь наказывалъ нерадивыхъ въ посѣщеніи храма Божія: то отнималъ здоровье, то не благословлялъ нивы ихъ, то попускалъ разныя несчастія отъ злыхъ людей и это продолжалось дотолѣ, доколѣ безпечные и нерадивые не исправлялись.

III. Ходите же, братія, чаще во храмъ Божій, особенно въ праздники: храмъ Божій — источникъ благословеній Божіихъ, — благословеній небесныхъ и земныхъ!.. (Сост. при помощи „Троицк. листк.“ X» 336).

й день.

ную священникомъ Иларіономъ, впо- слѣдствіи митрополитомъ кіевскимъ. Стали приходить къ Антонію ревнители благочестія, кто за благословеніемъ, кто съ желаніемъ подвизаться вмѣстѣ съ нимъ. Пришедшій къ нему священникъ Никонъ постригалъ приходящихъ. Когда къ Антонію собралось до 12-ти братій, онъ поставилъ для нихъ игуменомъ Варлаама, сына княжескаго боярина, а самъ переселился въ другую пещеру, въ 100 саженяхъ отъ первой. Она послужила началомъ ближнихъ пещеръ. Когда Варлаамъ перешелъ, по приказанію великаго князя, въ другой монастырь, Антоній поставилъ въ игумены преподобнаго Ѳеодосія и благословилъ братію на построеніе малой деревянной церкви надъ пещерами. Потомъ, на уступленной великимъ княземъ горѣ, иноки построили новую церковь и, поставивъ келліи, оградили ихъ стѣною. Такъ основался монастырь Кіевопечерскій, привлекающій множество богомольцевъ со всѣхъ концовъ Россіи. Господь прославилъ Антонія даромъ чудесъ, и хотя онъ, по

38 Мѣ с я ц ъ іюль.

смиренію, хранилъ этотъ даръ въ тайнѣ, но слава его возрастала. Съ умноженіемъ иноковъ явилась нужда построить обширную каменную церковь. Вскорѣ чудеса показали имъ, что Господь благословляетъ построеніе церкви. Надъ мѣстомъ постройки видѣли, по ночамъ, необычайный свѣтъ. Изъ Царьграда пришли че- тыре зодчихъ, которыхъ прислала Сама Пресвятая Дѣва Марія. Она въ чудномъ видѣніи явились имъ во Влахернскомъ храмѣ и дала денегъ и мѣстночтимую икону Успенія. Мѣсто для постройки указалъ Антонію Самъ Богъ, и великій князь охотно уступилъ это мѣсто. Благословивъ основаніе каменнаго храма, Антоній скончался 90 лѣтъ отъ роду, въ 1073 году по Р. Хр. Онъ былъ погребенъ въ той же пещерѣ, въ которой скончался*, но мощи его сокрыты отъ взора человѣческаго.

II. Нынѣ, въ день памяти преподобнаго Антонія печерскаго, основателя Кіево-печерскаго монастыря и вмѣстѣ съ тѣмъ первоначальника иночества на Руси, скажемъ вамъ, братія, нѣсколько словъ о высокомъ рели- гіозно-воспитателъномъ значеніи нашихъ монастырей.

а) Обыкновенно монастыри наши стоятъ уединенно, вдали отъ городовъ и обыкновенныхъ жилищъ мірскихъ, вдали отъ шума мірской, суетливой жизни; кромѣ того, они обыкновенно ограждаются еще и высокими стѣнами. Тутъ какъ будто иной міръ, иныя мѣста. Вступая въ ограду монастырскую, не замѣчаешь тутъ суетливой бѣготни стремящихся къ наживѣ, заботящихся о пріобрѣтеніяхъ; не слышишь тутъ шумнаго говора горячо спорящихъ изъ-за жизненныхъ интересовъ земныхъ; не слышишь тутъ ни празднаго смѣха, ни пустыхъ, обидныхъ и бранныхъ словъ; не замѣчаешь тутъ ни суетности, ни щегольства, ни заносчивости, ни высокомѣрія, ни споровъ, ни раздоровъ; словомъ, не замѣчаешь тутъ ничего такого, что-бы разсѣевало, или соблазняло тебя; а напротивъ, все тутъ напоминаетъ тебѣ объ иной, духовной жизни, о томъ, что нужно тебѣ болѣе всего, — объ единомъ на потребу. Объ этомъ напоминаютъ — и величественный видъ храмовъ монастырскихъ, и снаружи иногда украшенныхъ священными

поучительными изображеніями,—и строго величавый гармоничный звонъ колоколовъ монастырскихъ, почти ежечасно призывающій иноковъ на молитву. А спокойный, смиренный видъ иноковъ съ ихъ взаимными братскими: поклоненіями, съ ихъ изможденными отъ поста и бдѣній лицами, съ ихъ благочестивыми думами на челахъ, съ ихъ привѣтливостью ко всѣмъ, — все это сразу переноситъ васъ какъ бы въ иной міръ, — въ міръ какъ будто не земной. И мірскіе люди, пришедшіе сюда на богомолье, становятся болѣе скромными,сосредоточенными,болѣе набожными. Переступаете вы порогъ храма монастырскаго, тутъ все поражаетъ васъ и чистотою, и порядкомъ, и благоустройствомъ, и благолѣпіемъ.. Лампады теплятся тутъ предъ сіяющими золотомъ образами во множествѣ. Тутъ найдешь строгое выполненіе богослужебнаго церковнаго чина; тутъ услышишь стройное пѣніе иночествую- щей братіи, въ духѣ вполнѣ церковномъ и молитвенномъ. Тутъ невольно пробудится и въ душѣ твоей благоговѣйно молитвенный духъ при благоговѣйныхъ священнодѣйствіяхъ иноковъ, всю жизнь свою посвятившихъ на служеніе Господу. Не тяготишься ты тутъ и продолжительностію церковнаго богослуженія; ибо оно совершается здѣсь чинно, стройно, благоговѣйно, благодатно. Душа тутъ невольно располагается къ молитвѣ, воодушевляется благоговѣйною молитвою и вступаетъ въ благодатное общеніе съ Господомъ. Умиленная душа готова бываетъ тутъ излить предъ Господомъ все, что только тяготитъ ее. Вообще, монастырскія обители наши и прежде были, и всегда будутъ выдающимися разсадниками, славными религіозно-воспитательными школами христіанской жизни. „Иди, учись у иноковъ, говорилъ еще въ свое время святый Іоаннъ Златоустъ въ одной изъ своихъ церковныхъ бесѣдъ; это свѣтильники, сіяющіе по всей землѣ, это стѣны, коими ограждаются и поддерживаются сами города. Они для того удалились въ пустыню* чтобъ научить и тебя презирать суету мірскую. Они, какъ мужи крѣпкіе, могутъ наслаждаться тишиною и среди бури; а тебѣ, обуреваемому со всѣхъ сторонъ, нужно успокоиться и хотя мало отдохнуть отъ непрестаннаго при-

Мѣ с я ц ъ іюль. 89

дива волнъ. Итакъ, ходи къ нимъ чаще, дабы, очистившись ихъ молитвами и наставленіями отъ непрестанно при- ражающихсякъ тебѣ сквернъ, ты могъ и настоящую жизнь провести сколько можно лучше и сподобиться будущихъ благъ“.

Въ другой бесѣдѣ тотъ же зла- тословесный учитель говорилъ: ,7въ монастырѣ удовольствіе непрестанно возрастаетъ въ душахъ зрителей*, ибо навсегда остается въ ихъ мысляхъ и образъ видѣнныхъ ими мужей, и пріятность мѣста, и чистота общества, и сладость прекраснаго духовнаго пѣнія... Кто послѣ сего посѣщенія возвращается домой, того жена встрѣчаетъ ласковымъ, кроткимъ, не пристрастнымъ ни къ какому постыдному удовольствію,—и въ обращеніи находитъ болѣе непринужденности, нежели прежде“ и пр. (Бесѣда 68 на еванг. Матѳея).

б) Говоря о высокомъ религіозно - нравственномъ, воспитательномъ значеніи монастырей, мы, однако же, не думаемъ умалять этимъ значенія нашихъ обыкновенныхъ приходскихъ храмовъ, особенно во время ихъ молитвенныхъ собраній, — и нашихъ обыкновенныхъ приходскихъ храмовъ, какъ бы они ни были скромны и убоги. И тутъ христіанскія души всегда находили и будутъ находить для себя и благодатное утѣшеніе и вразумленіе. И всякая община христіанская, будь она въ городѣ, будь въ скромной деревнѣ, съ ея убогимъ храмомъ, съ ея скромною приходскою школою, съ ея пастыремъ, хотя и не особенно опытнымъ въ духовной жизни, и не особенно учительнымъ, достаточно представляетъи добрыхъ примѣровъ, и благочестивыхъ назиданій, и вообще благодатныхъ средствъ для нашей духовной христіанской жрізни. Но, воздавая каждому должное, мы все-таки должны сказать, что въ благоустроенныхъ монастыряхъ этихъ благодатныхъ средствъ болыпе.

III. Итакъ, если кто имѣетъ желаніе и возможность хотя разъ въ жизни пойти на богомолье въ ту или другую святую обитель, тогда да благословитъ Господа на доброе дѣло и да поможетъ тому осуществить свое благое намѣреніе — получить возможно большую для себя душевную пользу въ этихъ, какъ говорится, „святыхъ мѣстахъ “ нашихъ. Аминь. (Сост. по проп. прилож.