«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

„Страданіе Христово, говоритъ св. Тихонъ задонскій, сильно и должно отвратить насъ отъ грѣха, представляя душевнымъ очамъ нашимъ непремѣняемую правду и милосердіе Божіе.

а) Видимъ, что правда Божія нарушиться не можетъ, но не отложно требуетъ своего удовлетворенія*, видимъ, что грѣхъ безъ наказанія остаться не можетъ. Правда Вожія требовала, чтобы намъ вѣчно быть наказуемыми, потому что вѣчнаго и безконечнаго Бога прогнѣвали... Кто могъ между безконечнымъ Богомъ прогнѣваннымъ и человѣкомъ прогнѣвавшимъ стать посредникомъ, ходатаемъ и примирителемъ? Никто!.. Ни ангелъ, ни иная какая тварь. Сталъ Іисусъ, Искупитель нашъ, Который глаголетъ: и воззрѣхъ, и не бѣ помощника; и помыслитъ, и никто же заступи• и избави я мышца Моя (Ис. 6,35). И учится ходатаемъ Бога и человѣковъ. (1 Тим. 2. 5). И обратился праведный судъ Божій на Него: бысть по насъ клятва. Судъ претерпѣлъ Неповинный за насъ повинныхъ.

Размышленіе о правдѣ Божіей и о праведномъ Его гнѣвѣ противъ грѣха и о жесточайшемъ страданіи, которое I. Христосъ претерпѣлъ за грѣхи наши, да устрашитъ насъ и удалитъ отъ грѣха! Ежели Христосъ неповинный и единъ праведный за чужіе грѣхи такъ ужасно пострадалъ: какъ мучимы будутъ грѣшники въ гееннѣ за грѣхи сбои? Христосъ за всякаго человѣка пострадалъ и умеръ-, но когда человѣкъ не хощетъ страданіе Христово употребить во спасеніе свое, отстать отъ грѣха, покаяться: тогда сіе самое страданіе Христово

будетъ въ обличеніе, что онъ столь великуюБожію благодать отвергнулъ... Тогда почувствуетъ бѣдный грѣшникъ, что есть грѣхъ и какъ велика его горесть... Легко согрѣшить можно, но не- легко освободиться отъ грѣха*, и безъ Христа слѣдуетъ тяжестію грѣха изри- нуться во дно адово, и правдѣ Божіей платить безконечною казнію. Берегись же грѣха, который праведнаго Богараздражаетъа, увѣщеваетъ Тихонъ задонскій.

б) „Въ страданіи Христовомъ видимъ неизреченное къ намъ Отца небеснаго милосердіе. Онъ, видя насъ въ погибели и не хотя допустить намъ во вѣки гибнуть, Сына Своего, ради нашего спасенія, не пощадилъ, но за насъ предалъ Его (Рим. 8, 32). О чемъ Самъ Сынъ Божій, во утѣшеніе наше, говоритъ: тако возлюби Богъ міръ, яко и Сына Своего единороднаго далъ есть, да воякъ вѣруяй въ Онь не погибнетъ, но имать животъ вѣчный (Іоан. 3,16)_О, дивное благоволеніе небеснаго Отца, Который, ради убогаго и погибшаго Своего созданія, не пощадилъ Сына Своего! О, чудное послушаніе Сына Божія, Который, насъ ради, враговъ Своихъ, смирилъ Себе, послушливъ бывъ даоюе до смерти, — смерти оюе крестныя! восклицаетъ тотъ ясе святитель Христовъ, великій угодникъ Божій, св. Тихонъ задонскій. Итакъ какъ же ты восхощешь столь милосердаго Отца грѣхами оскорблять и послушаніе Сына Его, ради тебя оказанное, нераскаяннымъ житіемъ пренебрегать? Какъ будешь любить грѣхъ, за который Отецъ Сына Своего предалъ, и —Сынъ Божій столь тяжкое и горькое мученіе претерпѣлъ?.. Любишь же грѣхъ, потому что не гнушаешься имъ; не гнушаешься, ибо не оставляешь его.

Размышленіе о правдѣ Божіей да отвратитъ тебя отъ грѣха; и разсужденіе о милости Божіей да не попуститъ тебѣ отчаяться по содѣяніи грѣха; поминай правду Божію во время искушенія ко грѣху; но милости Боягіей не забывай во время искушенія за грѣхъ содѣянный. Такъ разсужденіе и памятованіе о страданіи Христовомъ учитъ насъ бояться грѣха, ненавидѣть его и удаляться отъ него; а за содѣянные грѣхи не отчая- ваться, но возвратиться къ Отцу небесному, по примѣру блуднаго сына, и просить отъ Него прощенія, и полу-

Мѣ с я ц ъ іюль. 41

чивши милость, впредь не отлучаться отъ Него11.

III. Братіе христіане, сохранимъ эти наставленія ^увѣщанія богомуд- раго нашего святителя Тихона задон- скаго въ глубинѣ нашихъ сердецъ и будемъ всегда помнить, что грѣхъ есть величайшее зло, отъ котораго нужно всѣми мѣрами стараться уклоняться,

ибо для заглажденія его потребовалась столь великая жертва и столь тяжкія страданія, какъ страданія на крестѣ Голгоѳскомъ, Господа и Бога и Спаса нашего I. Христа, Которому купно со Отцемъ и Св. Духомъ слава и благодареніе во вѣки вѣковъ. Аминь. (Сост. по твор. св. Тихона задонскаго).

Одиннадцатый день.

Св. благовѣрная княгиня Ольга.

(Въ христіанской вѣрѣ великое и неоцѣненное благо).

I. Св. благовѣрная великая княгиня Ольга, память коей совершается нынѣ, по преданію, была родомъ изъ псковской области. Случайно сдѣлалась она «упругой великаго князя кіевскаго Игоря и по смерти его, въ 946 г., была правительницею государства, за малолѣтствомъ сына ея Святослава. Въ началѣ управленія своего, она прежде всего старалась отмстить сосѣднему племени — древлянамъ, которые были враждебны русскимъ и особенно возбуждали гнѣвъ Ольги тѣмъ, что коварно умертвили мужа ея Игоря. Эту месть Ольга исполнила съ такою хитростію и жестокостію, которыя въ тѣ времена были обычнымъ явленіемъ •среди язычниковъ, коихъ сердце не было смягчаемо любовію Христовою. О мести и хитростяхъ Ольги лѣтописецъ разсказываетъ, что когда дре- влянскій князь Малкъ прислалъ просить руки ея, Ольга обманула пословъ, заманила ихъ къ себѣ и приказала живыхъ закопать въ яму; еще присланныхъ отъ древлянъ пословъ изъ знаменитыхъ гражданъ она сожгла въ банѣ,—а другихъ умертвила на могилѣ мужа, хитростію заманивъ ихъ для его помина. Самый городъ древлянскій Ко- ростенъ она взяла другою хитростію: положивъ вмѣсто дани на жителей по три голубя и по три воробья съ каждаго двора, велѣла привязать къ этимъ птицамъ зажженный трутъ съ сѣрою и пустить на волю: они возвратились съ огнемъ въ гнѣзда и произвели пожаръ. Овладѣвъ такимъ образомъ городомъ, Ольга осудила на смерть старѣйшихъ гражданъ, а прочихъ обложила