«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Боягіюи выну видятъ ліще Отца небеснаго (Матѳ. 18, 10), а мы весьма удалены отъ Него не только по мѣсту, но и по грѣхамъ нашимъ. Поэтому, казалось бы, не ангелы намъ, а мы имъ должны бы служить, какъ низшіе высшимъ^ но у св. небожителей нѣтъ гордыни. Они во всемъ дѣйствуютъ любовію и по сей-то любви охотно исполняютъ благопромыслительныя о насъ повелѣнія Божій, снисходятъ къ намъ на землю, охраняютъ насъ своимъ попеченіемъ и являются намъ во благовременную помощь. Не должны ли мы за это быть признательны къ нимъ? не должны ли чтить и величать ихъ, какъ великихъ благодѣтелей нашихъ и споспѣшниковъ нашего спасенія?

б) Во-вторыхъ, мы должны усердно призывать свв. ангеловъ въ помощь и твердо надѣяться, что они окажутъ намъ ее въ нужныхъ случаяхъ. И добрые люди помогаютъ другимъ по просьбѣ ихъ: могутъ ли же отказать намъ въ помощи своей ангелы Божій, когда мы будемъ взывать къ нимъ о ней? Если же мы не видимъ ихъ и не замѣчаемъ иногда благотворнаго ихъ дѣйствія: то это потому, что духъ плоти и кости не имать (Лук. 24, 39), а мы привыкли на все взирать тѣлесными очами, которыми нельзя видѣть безплотнаго.

в) Въ-третьихъ, мы должны всемѣрно блюсти себя отъ грѣховъ, которые могутъ удалять отъ насъ свв. ангеловъ и препятствовать имъ дѣлать намъ добро. Ибо пое общеніе свѣту ко тьмѣ? (2 Кор. 6, 14). Какъ можетъ чистый духъ приступить къ человѣку, смердящему грѣхами? какъ онъ можетъ внушать благую мысль грѣшнику, когда сей помышляетъ только о злѣ? Грѣхи, какъ страшная пропасть, разлучаютъ его съ нимъ и онъ- принужденъ бываетъ удалиться отъ него, какъ нѣкогда Духъ Господень отступи отъ злобнаго Саула (1 Царств. 16, 40).

г) Наконецъ, и паче всего, мы должны пещись о вѣчномъ спасеніи нашемъ, для коего собственно св. ангелы и посылаются отъ Бога въ служеніе намъ. Если Богъ всѣмъ человѣкомъ хощетъ спастися и въ разумъ истгты пріищи (1 Тим. 2, 4); если Онъ ради нашего спасенія употребляетъ всѣ средства и нѣкогда послалъ на землю къ намъ Единороднаго Сына Своего, а нынѣ посылаетъ св. ангеловъ: то ужели мы. сами воз- нерадимъ о спасеніи нашемъ? Все зем-

46 Мѣсяцъ іюль.

ное и вещественное, все, о чемъ мы нынѣ такъ печемся,—слава и богатство, почести и удовольствія—все это оставитъ насъ, когда мы умремъ*, а душа наша будетъ жить вѣчно, и вѣчно будетъ страдать, если мы не очистимъ ее нынѣ отъ грѣховъ, не украсимъ добродѣтелями, и не сдѣлаемъ достойною войти въ царство небесное. Поэтому всѣ мы и паче всего должны пещись теперь о вѣчномъ спасеніи ея: ибо какая польза человѣку, говоритъ Спаситель, аще міръ весь пріобрящетъ, душу же свою отщепитъ (Матѳ. 16, 26).

III. Итакъ, обратимся къ празднуемому нынѣ св. архангелу Гавріилу, воззовемъ къ нему молитвенно: святый архангелъ Гавріиле! призирай милостиво на всѣхъ насъ, коснись дарованною тебѣ благодатію сердца нашего и возбуди въ насъ чувство покаянія ко спасенію душъ нашихъ. Молимъ тя, сотвори по моленію нашему и порадуй симъ насъ въ настоящій день празднества твоего. Аминъ. (Сост. Г. Д—ко по Синакс. 26 марта и „Избран. слов. и бесѣдѣ, Платона, митр. кіевскаго, Кіевъ, 1892 г.).

Поуч. 2-ое. Соборъ св. ар- хаыг. Гавріила.

(О мірѣ ангельскомъ).

I. Въ день собранія вѣрующихъ для прославленія св. архистратига Гавріила и прочихъ небесныхъ безплотныхъ силъ да будетъ вата бесѣда о мірѣ ангельскомъ.

II. а) Итакъ, что же такое ангелы? Ангелъ, братія мой, слово не русское, а греческое; по нашему, по-русски, ангелъ значитъ вѣстникъ. А вѣстниками они называются потому, что Богъ посылаетъ ихъ возвѣщать волю Свою.

б) Когда же сотворены ангелы? Въ библіи есть такъ называемая книга Іова. Тамъ сказано: егда сотворены быша звѣзды, восхвалтаа Мя гласомъ велгимъ вси ангели Мой. (Іова XXXVIII. 7). Изъ сего видно, что ангелы сотворены прежде всѣхъ тварей видимыхъ.

в) ,Что же за существа ангелы по своей природѣ? По своей природѣ, ангелы суть безплотные духи, одаренные разумомъ и волею гораздо совершеннѣйшими, нежели какія имѣетъ человѣкъ. Ихъ умъ гораздо свѣтлѣе, ихъ познанія совершеннѣе, обширнѣе и яснѣе, чѣмъ наши;

но и отъ нихъ многое скрыто. Есть тайны, въ которыя и ангелы желали бы проникнуть. Одинъ Богъ все- вѣдущъ.