«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вамъ извѣстно уже, что блаженная княгиня Ольга приняла христіанскую вѣру и заботилась о просвѣщеніи ею .русскихъ-, извѣстно также, что нѣкоторые изъ христіанъ пострадали даже за вѣру Христову. Но сынъ Ольги Святославъ остался до смерти язычникомъ. Такимъ же идолопоклонникомъ былъи •внукъ ея Владиміръ Святославовичъ. .Почти уже на старости пришла ему •благая мысль оставить языческую вѣру. Желая испытать, какая вѣра лучшая, Владиміръ посылалъ въ разныя страны пословъ, и узнавъ, что самая лучшая вѣра есть православная греческая, рѣшился принять ее; но по своему языческому убѣжденію не просилъ св. крещенія, а вознамѣрился взять его съ бою. Онъ пошелъ войной въ Перекопъ, обложилъ принадлежавшій грекамъ городъ Корсунь и свзялъ его. Тамъ онъ просвѣщенъ былъ

святымъ крещеніемъ, и женившись на сестрѣ греческихъ царей Аннѣ, возвратился въ Кіевъ съ епископами, священниками, церковными утварями и книгами. По прибытіи въ Кіевъ, онъ велѣлъ крестить двѣнадцать своихъ сыновъ, а потомъ и всѣхъ кіевлянъ. Послушные велѣнію князя кіевляне были крещены въ рѣкѣ Почайнѣ, при тогдашнемъ впаденіи ея въ Днѣпръ, а за ними крестились русскіе и въ прочихъ мѣстахъ великаго княжества Владимі- рова. Омывшись святымъ крещеніемъ отъ всѣхъ грѣховъ, Владиміръ жилъ благочестиво и богоугодно, строилъ церкви, учреждалъ школы, посылалъ проповѣдниковъ вѣры христіанской въ разныя мѣста русской земли, помогалъ бѣднымъ и несчастнымъ и этимъ заслужилъ у Бога милость и царство небесное, а у людей русскихъ незабвенную память, какъ о просвѣтителѣ христіанскою вѣрою всей русской земли.

II. а) Неисчислимое множество благодатныхъ плодовъ принесла отечеству нашему св. вѣра, насажденная въ немъ св. княземъ Владиміромъ. Все, что ни видимъ добраго, великаго и славнаго въ нашемъ отечествѣ, все, чѣмъ ни красуются наши города и веси, все,что ни есть доблестнаго, знаменитаго, приснопамятнаго въ исторіи царства русскаго,— есть плодъ св. вѣры, ея благодатныя дѣйствія и ея драгоцѣнный даръ. Она собрала во едино народъ русскій, раздѣленный прежде по племенамъ, и расширила предѣлы Россіи до концовъ земли.

Она ввела у насъ законы и благоустройство гражданское, устроила весь порядокъ жизни общественной и семейной, освятила взаимныя отношеніи и связи, которыми связуются всѣ члены вели-

52 Мѣ с я ц ъ іюль.

наго семейства народа русскаго во едино живое и крѣпкое тѣло государства русскаго.

Она воспитала великихъ и мудрыхъ царей, знаменитыхъ военачальниковъ и градоправителей, мудрыхъ мужей совѣта и руководителей, народа.

Она возрастила, возвела на небо и прославила вѣчною славою уБога цѣлые лики святыхъ соотечественниковъ и сродниковъ нашихъ и содѣлала ихъ молитвенниками, хранителями и заступниками земли русской.

Она вдохновляла праотцевъ и Отцевъ нашихъ мужествомъ, единомысліемъ и самоотверженіемъ, съ которыми они защищали и отстояли достояніе предковъ отъ множества враговъ своихъ. И теперь, если осталось что добраго въ нашихъ нравахъ и обычаяхъ, въ нашихъ обществахъ и семействахъ, во всей нашей жизни общественной и частной,—все это есть плодъ св. вѣры, которая одна учитъ и наставляетъ людей всему, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречистая елика прелюбезная елика доброхваль- на, аще кая добродѣтель и аще кая похвала (Филип. 4. 8).

б) Но, брат. мой, кому много дано, съ того много и взыщется. Св. вѣра есть живоносное сѣмя, которое должно приносить и въ каждомъ изъ насъ благіе плоды,—есть ввѣренный намъ Господомъ талантъ, который мы обязаны воздѣлывать и умножать. Отъ плода познается дерево, говоритъ Господь: всяко древо добро плоды добры творитъ. Плодъ же духовный, говоритъ апостолъ, есть любы, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣра, кротость, воздержаніе. Итакъ, спросимъ себя: есть ли въ насъ эти благодатные плоды вѣры Христовой, которыхъ нынѣ долготерпѣливо ожидаетъ, но которыхъ строго востребуетъ отъ насъ всепра- ведный Судія міра на страшномъ судѣ Своемъ?

Возрастаетъ и зрѣетъ ли въ сердцѣ нашемъ св. любовь къ Господу,—та крѣпкая, аки смерть, любовь, которая ничего не предпочитала бы паче Бога, ничего такъ не желала бы, какъ исполненія во всемъ воли Божіей, ничего такъ не страшилась бы, какъ преступленія заповѣди Божіей? Одушевлено ли сердце наше тою искреннею любовію къ ближнему, которая не только

не завидуетъ, не превозносится, не гордится, не ищетъ своихъ си, не мыслитъ зла, но промышляетъ добрая ко* всѣмъ, (1 Кор., 13,4—5), всѣхъ благословляетъ, всѣмъ благодѣтельствуетъ, за. всѣхъ молится, всякому желаетъ всего,, чего желаетъ себѣ?

Живетъ ли въ сердцѣ нашемъ св. радость о Господѣ, т. е. радость о томъ, что Господь Богъ просвѣтилъ насъ свѣтомъ истиннаго богопознанія, очистилъ и оправдалъ насъ благодатію св. крещенія, открылъ намъ св. волю Свою,, даровалъ намъ св. таинства къ освященію и спасенію нашему, усыновилъ насъ Себѣ во Христѣ Іисусѣ въ наслѣдіе жизни вѣчной, заповѣдалъ св.. ангеламъ Своимъ охранять насъ во* всѣхъ путяхъ нашихъ, долготерпитъ о* насъ согрѣшающихъ предъ Нимъ, не погубляя насъ со беззаконіями нашими, но милостиво ожидая нашего покаянія и обращенія на путь правды и. добродѣтели, на дѣла благія и богоугодныя?

Обитаетъ ли въ душѣ нашей благодатный миръ, — миръ помысловъ и желаній, миръ совѣсти и сердца, внутреннее ощущеніе того, что мы воистину чада Божій и находимся въ Его отеческой любви и благоволеніи? Является ли этотъ внутренній миръ души во внѣшнихъ нашихъ дѣйствіяхъ и отношеніяхъ другъ ко другу, во взаимномъ снисхожденіи другъ къ другу, въ незлобіи, кротости и смиреніи другъ предъ другомъ, во взаимномъ прощеніи другъ другу оскорбленій и огорченій, въ готовности пожертвовать всѣмъ, чтобъ сохранить согласіе, миръ и любовь са всѣми ближними?